Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№6 от 11 февраля 2016 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Лунинец
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Лунинец

«Лахвей табе», — говаривала моя бабушка, когда хотела сказать, что мне сильно повезло. Вспомнилась эта ее фраза в связи вот с чем…
Один из населенных пунктов, куда мы нынче отправляемся, носит название Лахва. Существуют разные трактовки происхождения этого слова. Этимологический словарь говорит, что слово «лахва» означает «удача, счастье». И происходит оно от арабско-турецкого аlаfа «султанское содержание послов» или татарско-башкирского «выгода». Как знать, может, 500 лет тому назад получил  в свое распоряжение  воевода земли, восхитился их красотой и назвал эти места счастьем, удачей — лахвой, одним словом.
Едем по Брестчине маршрутом: Полесский, Микашевичи, Синкевичи, Лахва, Кожан-Городок, Язвинки, Лунинец, Погост-Загородский, Камень.   

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Агрогородок Полесский

В начале XIX века князь Франтишек Марианн Друцкий-Любецкий перенес свою резиденцию из Лунина сюда  — в имение «Крестиново». Здесь был построен небольшой деревянный усадебный дом и заложен парк. От некогда прекрасной усадьбы сохранилась лишь баня (1905). В ее здании сегодня расположена церковь христиан веры евангельской.

Город Микашевичи

В 1936 году из кирпича в стиле эклектики здесь был воздвигнут костел, который затем стал церковью Рождества Иоанна Предтечи. Обязательно стоит посмотреть в Микашевичах и еще одно творение рук человеческих — гранитный карьер, глубина которого 130 метров.

Агрогородок Синкевичи

В стиле народного зодчества в начале XVII века из дерева построена церковь святого Георгия. Рядом, возведенная в том же стиле, разместилась колокольня.

Деревня Лахва

Деревня известна с XV века как собственность троцкого воеводы Петра Мантыгирдовича. Затем она сменила несколько хозяев. При Доминике Радзивилле в XVIII веке здесь был построен деревянный двухэтажный замок-дворец. Одновременно с его строительством  был заложен и итальянский сад. Дворец, вероятно, сгорел в Первую мировую войну, а сад уничтожили уже  в послевоенный период.
В 1880 году в деревне был возведен красивый храм Рождества Богородицы в ретроспективно-русском стиле. В нем сохранилось деревянное распятие XIX века.

Агрогородок Кожан-Городок

Непременно стоит полюбоваться могучим дубом-великаном. У этого дерева высота около 50 метров, ствол почти в три метра в диаметре!
На православном кладбище есть деревянная часовня XIX века святого Симеона Столпника. В деревне сохранилась Николаевская церковь (1818), относящаяся к храмам с пирамидально-центрической композицией. Это крупная постройка, состоящая из пяти срубов, поставленных по кресту, и с колокольней над входом. Центрическое построение церкви подчеркнуто средним срубом, выделяющимся своим объемом, высотой и размерами венчающей части. Четыре небольшие башенки с куполами на остальных срубах группируются симметрично вокруг средней главы. Кожан-городокский храм внутри богато украшен полихромной деревянной скульптурой и резьбой в стиле ампир (XIX в., мастер — И. Остапчик). Позолоченный иконостас, главный алтарь завершены скульптурой Иоанна Крестителя. Наружная архитектура традиционно проста с минимальным использованием декоративных средств. Все внимание сосредоточено на венчающих частях, исполненных в формах барокко.


Деревня Язвинки

Спасо-Преображенская церковь из дерева построена в 1910 году в неорусском стиле. В церкви есть первопрестольный крест с эмалями XIX века.

Город Лунинец

В ретроспективно-русском стиле из кирпича в 1912 году возведена Крестовоздвиженская церковь. Достойна уважения работа мастеров, сложивших этот чудесный храм. Сохранилась в городе рядовая застройка XIX века, рядом — костел святого Иосифа, построенный из кирпича в 1931 году. Памятник архитектуры историзма с чертами неоготики.

Деревня Погост-Загородский

Своего расцвета эта местность достигла в XVIII веке, когда оказалась во владении знаменитого белорусского рода Друцких-Любецких. В своей главной княжеской резиденции на Пинщине они построили шикарный дворец, вокруг которого заложили красивый парк с водной системой. К сожалению, ни то, ни другое не сохранилось до наших дней.
Зато стоит церковь святых Кирилла и Мефодия. Построена она была из кирпича в 1779 году как костел святого Иосифа. Затем храм был униатской церковью, после 1863-го передан православным верующим, в межвоенный период снова действовал как костел, в 1945 году опять стал православным.
Сохранилось здесь и здание синагоги XIX века. За забором частного двора, в зарослях спрятана от людских глаз старая часовня XIX столетия.

Деревня Камень

С 1779 года здесь стоит деревянная церковь святого Николая.  На кладбище застекленная придорожная часовня. В центре деревни сохранилась деревянная столетняя колокольня. 

Легенда от автора проекта
Сонный лес
Весть по околице разнеслась мгновенно. В лесу завелось что-то недоброе. Кому выпало несчастье с этой нечистью встретиться, домой еще кое-как добирались, а вот сил, чтобы жить дальше, совсем не оставалось. Ни питье, ни пища сытная, ни лекарства от знахарей — ничего не спасало людей от погибели. Вроде и болезни нет, а на глазах люди таяли. Но перед кончиной успевали поведать о том, что с ними случилось.
Люди, в лес зашедшие, слышали пение сладкое да голос ласковый, зовущий отдохнуть и расслабиться. Вдруг откуда ни возьмись сонливость голову туманила, ноги подкашивались… И как только несчастный на землю опускался, к нему из чащи девушка выходила. Юная, красой неотразимая. Садилась рядом и, взяв руку человека, продолжала петь голосом усыпляющим, и, прежде чем заснуть, чувствовал несчастный, что силы его медленно покидали, словно переливались через руку к той красавице лесной.
Как ни сторонились люди этого леса, страшные случаи продолжали происходить: кто невзначай забредал в чащу, кто чужой, не знающий о недоброй славе, через нее проезжал или проходил.
Вещунья, бабушка Авдотья, стала сказывать людям о Зазовке. Уверяла, что это ее работа страшная, что есть только одно спасение. Надо этой самой Зазовке зеркало показать, чтобы она в нем отразилась. И когда, по ее словам, на поверхности зеркала появится подобие той, настоящей, вот тогда и изведут они друг друга со свету.
Зеркало — штука дорогущая. Припомнить не могли, чтобы у кого оно и было. Разве что у богачей из города.
А тут как раз и еще одна напасть нагрянула: прокатилась по земле нашей война с французами. И вот в одном из здешних селений отступающие французы оставили раненого молодого офицера, как посчитали, уже на смерть обреченного. Но травами бабушка Авдотья выходила иностранца, а покуда тот выздоравливал, слушал от своей спасительницы всякие жуткие истории про Зазовку.
Выздоровев, француз заявил, что тут же пойдет в лес и в благодарность за его спасение попробует избавить всех от этой нечисти. Не из робкого десятка, видать, был этот малый. Главное — у него было зеркальце: с ладонь, не больше. Отговаривали смельчака: мол, заразу из леса, наверное, война выгнала. Но когда очередная жертва, девочка малая, из чащи выйдя, скончалась, парень твердо решил — надо идти…
Спустя несколько дней нашли француза на краю леса, и покуда жив был несчастный, успел рассказать, что удалось ему в зеркальце Зазовку отразить. И появилась еще одна точь-в-точь такая, как первая, и взялись они за руки, глядя друг дружке в глаза, и пели они до изнеможения сначала стоя. Потом по чаще ползая. Так обе дух и испустили. Но нечисти удалось подержать солдата за руку и силы его неокрепшие отнять до капельки...
Похоронили спасителя на том самом месте, где и нашли: на опушке сонного леса. После Первой мировой войны лес тот нещадно вырубили на дрова да на постройки разные. Только с его могилы жители околицы бревно брать не стали, отказывались — помнили еще и Зазовку, и бабушку Авдотью, и француза храброго.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.