Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>



Мы и мир

№5 от 04 февраля 2016 года

Культурный просвет
Культурный просвет

Когда Президент объявил 2016-й Годом культуры, я задумался о культуре. Помимо того, что самые различные чиновники теперь тоже задумаются над столь важным вопросом и постараются конвертировать свои добрые мысли в конкретные дела, а не только в цифры, надобно, чтобы и каждый гражданин задумался о культуре. Наверное, уже в одном этом есть глубокий смысл президентской инициативы.
Потому что культура есть эквивалент добра. Только возведенного в общественную степень. А еще проще – это добро, нужное всем! У белорусов добрая репутация в мире, а значит, с культурой у нас все в порядке. Всякий, кто приезжает в Беларусь, говорит, что это очень приятная страна и приятные люди. Потому что они добродушны и по-доброму относятся к своим соседям по континенту и по планете.
Так что культура – очень важная вещь, которая способна моментально выйти на международный уровень. Более того, у культуры вообще нет границ, единственное, что ее сдерживает, – бескультурье. Попробуйте культурно обратиться к хаму, и вы увидите, что я прав. Тот ведь понимает только свой «язык». Означает ли это, что нужно опускаться до его уровня, чтобы добиться хоть чего-то? На международной арене так делать приходится, сегодня это называется «с волками жить, – по-волчьи выть». Но все же постоянно подстраиваться не стоит — можно потерять собственный голос.
Вот так культура и политика переплетаются. Сегодня лучше сказать — проблемы культуры и политики… А проблем бы не хотелось!
Но мало не хотеть, надо действовать. Теперь вы понимаете, почему наш Президент постоянно и смело поднимает на международной арене важные вопросы. Он выполняет культурную миссию. Он напоминает политическим лидерам, что есть действительно вопросы: безопасность, справедливость, равноправие, наконец, выживание цивилизации, решение которых сдерживает обыкновенное политическое бескультурье. Действительно, разве можно назвать культурным человеком того, кто вмешивается в чужие дела, а вот в свой адрес не терпит не только критических замечаний, но даже намека на непослушание. А ведь такие страны на международной арене есть... И, вообще, культурно ли в XXI веке выстраивать для суверенных государств систему господства и подчинения? Или иерархию?
Вот и получается, между культурой страны и ее суверенитетом существует реальная связь – они зависят друг от друга. И чем лучше, чем ярче, чем более развита культура, — теперь уже в большом смысле, — тем больше суверенитета у страны. И если такая страна или группа стран, с нею солидарных, не даст миру, запутавшемуся в вечных «переоценках» ценностей,   ясного ориентира, а точнее, культурного просвета во тьме, то мир этот ждет «стандартизация» по остаточному принципу.
Подымая высоко стяги белорусской культуры в 2016 году, мы должны помнить, что делаем это не только для себя. На нас смотрят. В том числе и с надеждой: мы островок не только стабильности, но и культуры, устойчивой к влияниям. Западу не удалось навязать нам культуру, а точнее, культ потребления, и белорусское общество не распалась на атомизированных индивидов, дрожащих в броуновском движении, ожидая чьего-то повелительного притяжения. Запад старался ради одной цели – чтобы разделить нас изнутри. Не получилось!
Теперь вот новая, правда, совсем уж жалкая попытка. Пытаются сыграть на святом для белорусов — на нашем братском отношении к России, на нашей культурно-исторической близости к русским. Так бывало: не найдя слабостей, недруги старались использовать нам во вред наши же сильные стороны. И вот кто-то уже хочет развернуть в белорусском обществе дискуссию, мол, хорошо ли относимся мы… к своим самым преданным союзникам? А если не достаточно хорошо, так, может, мы братьям русским и не братья? Хотя бы в культурном плане.
В Год культуры с этой «западной блохой» надо разобраться досконально, чтобы не кусала. Подтекст ее трепыханий понятен: заставить какого-нибудь белоруса засомневаться в собственной культурной самоценности, используя его порядочность и добродушие! Старый, как мир, трюк с «противостоянием» русофилов и русофобов. России его регулярно подбрасывают раз в полвека, независимой Беларуси – впервые. Между тем еще Козьма Прутков называл подобный конфликт межеумочным, намекая на две половинки мозга, дескать, спорить по данному поводу вредно для здоровья. 
Нет, русофилы есть. И русофобы – тоже. Но ведь именно последние будут потирать руки, если белорусы и русские начнут отчаянно спорить, кто сильней друг друга любит. Ответ на самом деле прост, а не межеумочен. Нет страны, где лучше бы относились к белорусам, чем Россия. И нет страны, где лучше бы относились к русским, чем Беларусь. Не замечать этого  – значит не замечать сгущающихся по миру туч холодной войны и реальной русофобии. Той русофобии, что равно направлена и против белорусов и которая за прошедший год вдоль границ нашего Союзного государства увеличила число своей военной авиации в 8 раз, а сухопутных войск – в 16! Вам мало? А если не мало, тогда не спорьте!

Вадим Елфимов



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Прошел месяц с тех пор, как США восстановили отмененные ранее санкции против Беларуси. Они касаются семи наших предприятий нефтехимического комплекса. И это не первый раз, когда американцы вписывают наши заводы и их руководителей в «черный список». Такие санкции были и после выборов 2006 года. Правда, у нынешних – своя специфика.

А на Южном полюсе уже лето. И 13-я Белорусская антарктическая экспедиция отправилась на ледяной континент, к «Горе Вечерней», где их заждались соседи – пингвины Адели.

Поводом для преступления послужило то, что преподаватель на уроке о свободе слова продемонстрировал те самые карикатуры на пророка Мухаммеда, которые пять лет назад стали причиной жестокой расправы над журналистами. Родители школьников-мусульман, учеников Самуэля Пати, а также многочисленные «исламские активисты» посчитали, что в светском французском государстве их религиозные чувства важнее постулата о свободе слова, и призвали наказать учителя.

Третью неделю разгорается огонь «новой старой» войны на Кавказе.