Тема номера

№4 от 28 января 2016 года

Корысти вопреки
Корысти вопреки

Как будут считать доходы чиновников?

«Если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут», — так было записано Вяземским со слов Карамзина. Цитата настолько пришлась по душе на всем постсоветском пространстве, что повторяют ее, зачастую перефразируя, бесконечное количество раз, приписывают авторство то одному, то другому…
Крадут! Из года в год. И не только в России. Крадут в испанской королевской семье, крадут в штаб-квартире ФИФА и в национальных футбольных федерациях, крадут в верхних эшелонах власти Бразилии, крадут в Европе и в Африке, в Америке и Азии… Считанным государствам мира удалось очиститься от коррупционной скверны!
Крадут – это не обязательно присваивают государственные средства. Любое решение чиновника, продиктованное не интересами государства и общества, а личной выгодой – коррупция. И не обязательно брать взятку «борзыми щенками» – можно встречными услугами, обещаниями, привилегиями и теплыми рабочими местами…
Человек слаб. Но государство для того и должно быть сильным, чтобы укреплять дух «слуг» своих — чиновного люда. Правоохранители и законодатели нашей страны не спят: фиксируют новые методы и способы совершения коррупционных преступлений, анализируют причины возникновения коррупционных рисков. Очередным этапом в этой работе стал новый закон «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу 24 января. В нем закреплен комплекс мер, предусмотренных поручениями Президента по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Расследованию коррупционных преступлений и совершенствованию антикоррупционных законов белорусское государство уделяет повышенное внимание. С момента провозглашения суверенитета страны в этой сфере сделано немало, но антикоррупционное законодательство не является статичным: изменяются общественные отношения, экономические условия, появляются новые противоправные схемы и коррупционные риски. Адекватный и действенный ответ вызовам времени —  новый закон «О борьбе с коррупцией», который вступил в силу 24 января 2016 года. Какие новшества появились в новом законе и что ждет нечистых на руку чиновников, корреспонденту «7 дней» рассказал старший прокурор управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Виталий Искрицкий.


Вопросы совместительства
Законопроект вызвал большой интерес со стороны граждан. Белорусы направили в адрес разработчиков более 300 предложений. В закон вошли нормы, предусматривающие общественный контроль в сфере борьбы с коррупцией. Был сужен круг лиц, которым запрещено работать по совместительству в других организациях. До сих пор, согласно закону
2006 года, руководителям, даже низкого звена, было запрещено осуществлять оплачиваемую работу, не связанную с выполнением непосредственных трудовых обязанностей, за исключением научной, преподавательской, культурной, творческой деятельности, медицинской практики. Общественность посчитала, что эти положения ущемляют законные интересы граждан, которые в свободное от основной работы время готовы дополнительно трудиться в других организациях. Ныне такое ограничение распространяется только на государственных служащих, военнослужащих и должностных лиц военизированных организаций, а также на некоторые категории руководителей.

Работа для честных
В законодательстве 2006 года отсутствовало безусловное основание отказа в приеме на работу на руководящие должности лиц, совершивших преступления, кроме государственных должностей: на руководящие должности могли быть приняты лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, в случае погашения и снятия судимости. Такое положение в итоге создавало условия для совершения коррупционных и иных правонарушений. Встречаются факты, когда людей, отбывших наказание за коррупционные и экономические преступления, повторно назначали на руководящие должности в государственные организации и компании с долей государственной собственности, где они опять нарушали закон. В противовес этому в новом законе 2015 года предусмотрен не имеющий срока действия запрет, который исключает прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против интересов службы, либо сопряженные с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Заслуженная пенсия
Еще один важный аспект в новом законе связан с ограничением права на пенсионное обеспечение должностных лиц, совершивших преступления определенных категорий: такие последствия предусмотрены в случае совершения в период прохождения государственной или военной службы, а также службы в военизированных организациях тяжких или особо тяжких преступлений против интересов службы, а также преступлений, сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Важно помнить, что государственные служащие и военнослужащие имеют разный правовой статус и для них установлены разные условия и нормы пенсионного обеспечения. Соответственно, в новом законе отличаются механизмы ограничения права на пенсионное обеспечение в случае совершения преступлений.
Для гражданских государственных служащих, совершивших тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление, теперь будет назначаться только пенсия по возрасту, для военнослужащих и сотрудников военизированных организаций, нарушивших закон, при исчислении пенсий за выслугу лет оклад будет учитываться по воинскому званию «рядовой» или соответствующему специальному званию.

Точные декларации
Расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию должностными лицами, занимающими ответственное положение, а также лицами, назначенными на должность путем избрания. Для этой категории руководителей, должностных лиц, их супругов и совместно проживающих близких родственников вводится порядок декларирования имущества, находящегося в фактическом пользовании.
К такому имуществу относятся объекты недвижимости, транспортные средства, дорогостоящие произведения искусства, драгоценные металлы, камни, ювелирные изделия, находящиеся в фактическом пользовании должностного лица.
После вступления закона в силу высокопоставленные должностные лица обязаны давать пояснения об источниках и размерах доходов, за счет которых в отчетный период было приобретено или получено во владение, пользование имущество, указанное в декларации. Это позволит ежегодно отслеживать состояние активов должностных лиц и в случае их увеличения иметь основания для проверки источников доходов. С этого года должностные лица указанных категорий обязаны декларировать сведения об организациях, учредителями или участниками которых являются они сами или их близкие родственники, независимо от стоимости доли такого участия.
Если в пользовании у госслужащего имеется какое-то имущество, которое ему не принадлежит, но которым он пользуется более чем полгода, об этом также нужно упоминать в декларации. Такая мера должна способствовать изобличению завуалированных фактов подкупа должностных лиц.
Чтобы исключить формализм при рассмотрении мер ответственности, предусмотрена возможность освобождения от наказания за нарушение законодательства о декларировании доходов, в частности, за незначительные ошибки в декларации, не оказывающие существенного влияния на общий результат. Впервые в законодательство вводятся нормы, позволяющие изъять стоимость имущества и расходов должностного лица, явно превышающие доходы, полученные им из законных источников. Ранее вопрос о конфискации имущества может быть решен судом только в том случае, если коррумпированного чиновника привлекли к ответственности и смогли доказать его виновность в совершении преступления.
Явное превышение расходов над доходами само по себе может свидетельствовать о коррупционном поведении: если человек не в состоянии объяснить подобную «нестыковку», предусмотрены правовые основания для изъятия в судебном порядке части его имущества или стоимости расходов, превышающих доходы.
Ответственности, однако, можно избежать, если сам госслужащий заявит об ошибке до выявления ее контролирующим органом и если размер недостоверности не будет превышать 10% от истинного.
Например, в новом законе предусмотрено, что в случае установления во время проверки декларации о доходах и имуществе явного превышения стоимости принадлежащего имущества и иных расходов в период, когда чиновники занимали должности, но не более чем за 10 лет, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы
на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства на основании решения суда по иску прокурора. Под явным превышением стоимости имущества и иных расходов над доходами, полученными из законных источников, понимается превышение, составляющее не менее 25% от доходов, полученных из законных источников.
При выявлении факта явного (на 25% и более) превышения расходов над доходами к делу подключится прокуратура. В случае возбуждения уголовного дела все, что превышает 25%, может быть конфисковано.
В принятом законе предусмотрены разнообразные формы участия граждан и общественных объединениях в осуществлении контроля в сфере борьбы с коррупцией: разработка
проектов, общественные обсуждения нормативно–правовых актов, участие в деятельности комиссий по противодействию коррупции, созданных
в государственных органах и организациях.


• Чиновники будут предоставлять декларации в отношении себя, своих супругов и совершеннолетних детей (которые совместно с ними проживают и ведут общее хозяйство), а также детей, которым еще не исполнилось 18 лет.
• Если в пользовании у госслужащего имеется какое-то имущество, которое ему не принадлежит, но которым он пользуется более чем полгода,
об этом также нужно упоминать в декларации.
• Еще одно нововведение касается предоставления гражданам возможности участвовать в раскрытии коррупционных преступлений. Так, статьей 39, частью 3 закона установлено, что физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, выплачивается вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе. Порядок и механизм выплаты таких вознаграждений должен определить Совет Министров.

От автора
Искоренить коррупцию на 100% невозможно, об этом уже не раз говорили эксперты из разных областей. Всегда и в любой стране найдутся люди, у которых есть желание скрыть «откаты» поглубже в отчетах. И что там желание, если есть возможности! Но все же: если в борьбе с коррупцией выйти абсолютным победителем сложно, можно хотя бы значительно снизить ее уровень. Поскольку коррупция относится к латентному виду преступности и проявляется во многих сферах, меры противодействия должны быть превентивными и продуманными.

Рейтинг
В 2014 году Беларусь заняла 74-е место в мире среди 197 государств в рейтинге коррупционных рисков, подготовленном международной организацией TRASE INTERNATIONAL. Самый низкий коррупционный рейтинг (от 1 до 10) имеют страны Северо-Западной Европы (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия). По мнению составителей рейтинга, белорусское антикоррупционное законодательство является одним из самых эффективных в мире. Беларусь входит в группу стран по противодействию коррупции при Совете Европы.

Коррупция в цифрах
За 2015 год в стране зарегистрировано 1603 коррупционных преступления, в 2014-м — 1326. С 2013 года изменилась регистрация таких преступлений: если раньше регистрировались все факты возбужденных уголовных дел, независимо от того, дошли они до суда или нет, то сейчас регистрируются только те преступления в этой сфере, по которым вынесены решения суда, когда человек признан виновным, либо те факты, по которым отказано в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (например, смерть человека).
Анализ зарегистрированных преступлений показал их количественный рост во всех регионах, за исключением Витебской и Гомельской областей. Но не секрет, что такие преступления имеют латентный (скрытый) характер. Выросшие цифры свидетельствуют об активизации позиции правоохранительных органов по выявлению коррупционных преступлений. Здесь действует  принцип  презумпции неотвратимости наказания.
Отмечен количественный рост таких преступлений, как хищение путем злоупотребления служебными полномочиями — с 411 (2014) до 572 (2015), превышение властью служебных полномочий — с 43 (2014) до 132 (2015), взяточничество — с 509 (2014) до 673 (2015). Наибольшее количество коррупционных преступлений учтено в сферах государственного управления. Потом идет здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля. Наименьшее — в сферах отдыха и развлечений, деятельности транспорта. Как правило, коррупционные преступления совершаются в тех сферах и регионах, где задействовано большое количество экономически активного населения.
Органы прокуратуры в 2015 году сыграли значительную роль в контроле над соблюдением закона: по стране проведено 852 проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства, по результатам которых должностным лицам госорганов и иных организаций, субъектов хозяйствования и гражданам  внесено 2443 акта прокурорского надзора (представления, предписания, протесты и пр.). Официально предупреждено о недопустимом нарушении требований законодательства 890 лиц. По результатам проверок только прокурорами возбуждено 136 уголовных дел коррупционной направленности.

Подарки с чеком
Чиновников обязали в течение трех дней уведомлять о получении служебных подарков.
В Беларуси утверждено положение о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества (в том числе подарков), полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательством, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей. Это предусмотрено постановлением Совета Министров №45 от 22 января 2016 г.
Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано письменно в виде заявления уведомлять государственный орган, иную организацию, в которых проходит службу или осуществляет трудовую деятельность, обо всех случаях получения имущества с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей и безвозмездно сдавать его по месту службы (работы).
Заявление о получении имущества оформляется в произвольной форме. В течение трех рабочих дней оно должно быть представлено в государственные органы, иные организации, в которых созданы комиссии по противодействию коррупции или специальные подразделения по борьбе с коррупцией либо в структуре центральных аппаратов которых имеются подразделения собственной безопасности; иные государственные органы, организации, подпадающие под действие закона «О борьбе с коррупцией». К заявлению должны быть приложены документы (при их наличии), подтверждающие стоимость имущества (кассовый чек, товарный чек, иной документ).
Уполномоченное должностное лицо, принявшее заявление, в течение семи рабочих дней с даты его регистрации должно письменно проинформировать руководителя государственного органа или иной организации о факте получения имущества и внести предложение о его дальнейшем использовании.
Постановление вступило в силу с 24 января 2016 года.

А как у них?
Многим зарубежным государствам удалось создать такие механизмы, которые позволили ограничить коррупцию пределами, не представляющими серьезной опасности для нормальной жизнедеятельности государственного аппарата. К ним можно отнести такие страны, как Дания, Швеция, Новая Зеландия, Сингапур, Финляндия, Швейцария, Исландия, Нидерланды, Австралия, Канада, Люксембург, Австрия, Германия, Норвегия, Ирландия, Великобритания, США, Япония.
В развитых государствах Запада  подготовка  высококвалифицированных кадров для государственной службы имеет вековые традиции. Система отбора и подгтовки государственных служащих в некоторых странах (США, Великобритания, Франция, Германия), их социальный статус, та важнейшая роль, которую они играют в ме-
ханизме регулирования социально-экономических процессов, происходящих в государстве, способствуют формированию в этой прослойке фактически элитарной морали. Главной составной частью которой является чувство избранности и ответственности за положение дел в стране, своеобразный культ управленческого профессионализма и трудолюбия. Это создало в таких странах, как Германия, Франция, Великобритания, сильный фактор традиционности, эффективно противодействующий коррупционным проявлениям по сей день.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Кстати, производство рыбы не может быть дешевле производства мяса. Затраты на содержание 1 гектара пруда всегда будут больше содержания одного скотоместа. Выращивание ценных пород рыбы в условиях аквакультуры обходится еще дороже.

Новоселье в Белыничах, без преувеличения, стало праздником для всего района. Ведь 40 семей, в том числе 28 многодетных, в минувшую субботу получили ключи от своих новеньких квартир.

За последние 20 лет отопление в жилых домах Минска включили в самый ранний срок – 1 октября –в 2018 году.

Могилев – удивительный город, овеянный ореолом легенд, историй и традиций.