150 золотых маршрутов моей Беларуси

№4 от 28 января 2016 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Ишкольдь
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Ишкольдь

На этот раз мы расскажем о самом старом костеле на территории нашей страны. Впрочем, не помешает сделать оговорку, что речь пойдет о самом старом из католических храмов, которые не подвергались изменениям и не перестраивались. Уникальный памятник был построен много веков назад, а первое летописное упоминание о нем относится к 1472 году. Это может означать, что Троицкий костел был свидетелем великих событий, развивавшихся еще в период правления князя Витовта! Этот храм был поврежден лишь однажды, во время войны с Московским княжеством 1654—1657 годов. Он не раз передавался другим верующим: во второй половине XVI века храм превратился в кальвинский  собор, а в 1641 году вновь вернулся католикам, затем здесь был православная церковь, и спустя какое-то время опять вернулся  католикам. Эти переходы от одной веры к другой не могли не сказаться на внутреннем убранстве костела. Оно не сохранилось до наших дней, но тем не менее внутри храма можно увидеть любопытные витражи и другие интересные элементы декора. Чтобы посетить уникальный костел, отправляемся в Ишкольдь. Едем по трассе М1 и возле Барановичей сворачиваем на Р108. Нынешний маршрут: Карчова, Задвея, Ишкольдь, Полонечка, Заосье, Бартники, Вольно, Городище, Колдычево.

Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Карчова

Это бывшая усадьба Верещаков «Тугановичи». В их доме  гостили Косцюшко, Наполеон Орда, Ожешко… Здесь Адам Мицкевич влюбился в дочь хозяев Марию. Сохранился в этих местах камень филаретов, у которого Мицкевич и его друзья дали клятву верности идеалам свободы и справедливости. Во время восстания 1863—1864 годов в Тугановичах была оружейная мастерская, за организацию которой владелец усадьбы заплатил жизнью.

Деревня Задвея

От усадьбы Чечотов, которая  была основана вначале XVIII века, сохранилось уникальное по своей красоте здание ледовни и несколько хозпостроек. Ледовне срочно требуется реставрация или консервация. Еще недавно у нее в терпимом состоянии была крыша, а теперь здание разрушается.

Деревня Ишкольдь

Троицкий костел возведен в стиле поздней готики (XV век). Чтобы добраться до храма, надо свернуть с трассы М1 за 12 километров до железного зубра (это будет поворот на Городею и Несвиж) и двигаться по старому брестскому шоссе (Р2) параллельно «олимпийской» дороге. Если заезжать со стороны Бреста, то удобнее всего съехать с М1 за шесть километров до зубра, на повороте на Нижнее Чернихово и Вольно.
Стоит также посмотреть в Ишкольди старую часть деревни с уникальной рядовой застройкой.

Деревня Полонечка

В стиле позднего классицизма в этой деревне сохранился радзивилловский дворец XVIII века. Дворец двухэтажный, по бокам к нему примкнули одноэтажные флигели. Первоначальная планировка с парадным залом, вестибюлем и лестницей не сохранилась: здание горело, затем было приспособлено под школу-интернат, сейчас не используется.
Уцелели в деревне руины водяной мельницы, построенной в 1819 году. В стиле неоготики и модерна здесь был возведен костел святого Юрия, рядом — колокольня и плебания XIX века. Очень красивое внутреннее убранство этого храма.

Деревня Заосье

Первые документальные упоминания Заосья относятся к 1775 году, когда шляхтич рода Рымвидав, герба «Погоня», Йозеф Мицкевич (родной брат деда Адама) из Новогрудского уезда подал иск в Новогрудский суд на шляхтича того же уезда М.Яновича, владельца имения Заосье, о взыскании с Яновича займа в сумме более 700 злотых. Дело в суде рассматривалось несколько раз, и в итоге Янович, который не смог выплатить долг, по решению суда должен был отдать усадьбу Заосье Мицкевичу как залог. Через двадцать лет после трагических обстоятельств имение переходит в собственность Николая Мицкевича, отца Адама. Здесь в ночь с 24 на 25 декабря, ночь рождения Христа, у него и родился сын Адам, которому суждена будет слава великого поэта нескольких народов.
Здесь размещается музей-усадьба Адама Мицкевича,  восстановленная в 1998 году.

Деревня Бартники

На доминирующей высоте, рядом с деревней, на кладбище в готическом стиле из кирпича в начале XVIII века построена часовня-усыпальница. Но сегодня она в полуразрушенном состоянии.

Агрогородок Вольно

Известно поселение с XVI века как имение Хадкевичей. В XVII—XIX столетиях здесь существовал базилианский монастырь. От него сохранился униатский костел 1768 года постройки, который с 1895-го стал православным храмом. Памятник архитектуры барокко. На фасаде лепное панно с короной и воинской атрибутикой.
От усадьбы Слизней XIX века сохранились бровар, амбар, ледовня и придорожная часовня.

Городской поселок Городище

Костел Девы Марии в стиле барокко в 1640 году строился как униатский. В стиле классицизма в начале XIX века здесь была построена придорожная часовня. Сохранилась рядовая застройка того же периода. В 1764 году строится в местечке деревянный Крестовоздвиженский православный храм в стиле народного творчества. Рядом с поселком находится городище II века. Здесь же частично сохранилось татарское, еврейское и католическое кладбища.

Деревня Колдычево

На месте бывшей усадьбы Шалевичей немецко-фашистские оккупанты расположили концентрационный лагерь, в котором погибло 22 тысячи узников: евреев, поляков, белорусов, цыган… Здесь установлен памятник жертвам  фашистов.
На кладбище сохранились руины обелиска XVIII века..

Легенда от автора проекта
Два села
Когда-то давным-давно в этих краях была красивая возвышенность с высоким дубом наверху. А вокруг него стояли каменные идолы, обнесенные прочным частоколом. Рядом с тем холмом ютились два селения с простыми названиями: Верхнее Село и Нижнее. Верхнее сбегало единственной улицей по склону, упираясь в рощу, как будто та поддерживала село снизу. Нижнее лежало у самого подножья холма, вольготно разбросав свои несколько улиц вдоль ручья, и протянуло их до девственного леса, который заполнил собой всю околицу. Широкая, никогда не зарастающая тропа вела из этих двух поселений на вершину, прямо к дубу.
Новая вера, чужая религия, пришедшая в эти края, решила, что она здесь уже не гостья, а равноправная хозяйка. Какими путями и методами она насаждала свои права и законы — это другая история. Но спустя время жители Нижнего Села уже строили новый храм, и дорога к богам каменным стала вдвое уже. Жители Верхнего Села строго соблюдали все обычаи, упрямо следовали законам и обрядам веры своей, как учили их отцы и прадеды. 
И вот выпал как-то очень дождливый год. Посевы вымокли, запасы вышли, скотина отощала. Люди из Верхнего Села беду эту истолковали по-своему: соседи богов прогневили, к вере новой обратившись, вот и наказали они их. За это и посланы такие мучения.
Священник только что возведенного храма стал на богослужениях речи вести, что беды все от холма ненавистного. Что тучи за дуб и истуканов зацепились и стоят здесь как привязанные, проливая на головы людей потоки воды не иссякающие. Говорил, что надо немедля этот холм срыть, языческих богов выкинуть и дуб срубить не жалеючи.
Слезные мольбы жителей Верхнего Села не остановили идущих за священником. Днем и ночью, невзирая на ливень, люди как муравьи разрывали холм инструментами разными и даже руками голыми. Рухнули каменные изваяния, и поползли потоки грязи к подножью холма. Не устоял и дуб на корнях подрубленных, упал к ногам людей, многих на тот свет отправляючи…
Сколько трудились так грешные — не ведомо….
Но вот пришел день, и тучи рассеялись, и пролился свет солнечный на землю, которая изменилась до неузнаваемости. От Верхнего Села осталось изб несколько, а Нижнее все было снесено потоками воды с землей. Сам холм превратился в небольшую возвышенность всю в ямах да глубоких рытвинах, без единого растеньица.
На той земле, где были дома погребенные, жители села не стали строиться по новой, а отнесли селение пониже, к самому лесу. Как будто кто-то сказывал, что и истуканы каменные, по холму сползаючи, были похоронены где-то там внизу под землею, да там и остались. Верхнее Село через какое-то время вновь отстроилось, сохранивши за собой название Старое.
Казалось все забылось, свечи огарок выброшен… Нет. Теплится еще уголек воспоминаний, не поленись, спроси поласковей… Старики да книги мудрые откроют вам тропинку в прошлое.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.