Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>
Награды
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№2 от 14 января 2016 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Столовичи
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Столовичи

«Vita brevis — patria etepnis. Жыццё кароткае — Радзіма вечная». Эти слова выбиты на камне возле костела в Крошине. Данным девизом руководствовались наши предки. Да и каждому из нас стоит следовать  этому девизу, чтобы не было больше разрушенных храмов, оскверненных часовен-усыпальниц, загаженных подъездов и брошенных детей? У каждого человека в жизни должен быть принцип, которым бы он руководствовался. И, согласитесь, этот — один из лучших.
А мы отправляемся по новому маршруту, который еще больше укрепит неутомимых путешественников в мысли, что нашу Родину есть за что любить.   
Двигаемся по М1 до Барановичей, от Барановичей сворачиваем на Р5.

 

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Город Барановичи

Город возник в 1871 году. Его развитие связано со строительством железной дороги Москва—Брест. До этого времени это была деревня Барановичи, известная с 1627 года. Имение принадлежало первоначально Невеселовским, позже их сменили Масальские и Розвадовские.
В стиле эклектики из дерева здесь был построен Крестовоздвиженский костел в 1924 году. Сохранилось и здание известной в конце XIX–начале XX веков иешивы в Барановичах, закрытой советскими властями в 1940-м. Тем не менее, иешива сохранила свои отделения в Израиле и ЮАР, а в барановичском здании в наши дни размещается спортивная школа. Здесь также можно посмотреть здание пожарного депо 1930 года постройки.
Усадебный дом Королевских считается самым старым  каменным зданием в городе (1870-е). Покровский собор в стиле классицизма построен в 1924 году. Художественной достопримечательностью являются мозаичные украшения в интерьере этого храма. Они размещены снаружи на фронтонах и в интерьере. Всего их семь из шестнадцати, украшавших собор Александра Невского в Варшаве. Выполнены они по эскизам В. Васнецова, Н. Бруни, Н. Кошелева, В. Думитрашко.
В начале 1920-х  по распоряжению польских властей собор в Варшаве был снесен. Часть наборной шлифованной мозаики была переправлена в Барановичи. Эти мозаичные полотна и были использованы для оформления Покровского собора.

Деревня Стайки

В старинном парке из кирпича в стиле неоготики с чертами классицизма сохранился усадебный дом шляхтичей Лашкевичей. Построен он был в 1822 году. Уцелели также дом прислуги, ледовня и другие хозпостройки. Эту усадьбу еще можно восстановить. Главное, чтобы нашлись неравнодушные люди, которые любят и ценят историю своей страны.

Деревня Верхнее Чернихово

Усадьба Рдултовских.  Известна с начала XVIII века. Представлена тремя объектами малых форм: придорожной часовней при въезде в имение (1882), на краю усадебного парка коптильней в хорошем состоянии (XIX в.), в стиле ампир часовней-усыпальницей, возведенной в 1821 году.

Деревня Нижнее Чернихово

От усадьбы Рдултовских сохранился добротный кирпичный жилой дом для рабочих. Из дерева в ретроспективно-русском стиле в 1895 году на кладбище здесь была построена церковь святой Параскевы Пятницы.  

Деревня Юшковичи

В неороманском стиле из кирпича на краю деревни в 1934 году возведен Троицкий костел. Долгое время храм был в удручающем состоянии, но в 1995-м его восстановили.

Агрогородок Крошин

Поселение известно с XV века. До 1499 года великокняжеская собственность, затем — князя Д. Путятича, Горских, Радзивиллов, Валовичей и др.  В стиле модерн из кирпича на кладбище в 1920-м построен костел Божьего Тела. За костелом расположена могила Павлюка Багрима. Поэта, демократа, кузнеца-самоучки. В самом храме висит им изготовленная кованая бронзовая  люстра. Об авторстве работы свидетельствует выбитая на верхнем обруче надпись «Павел Багрим выковал в Крошине над Щарой в 1881 г.». Указано здесь и имя заказчика: «Заказал по бостонскому образцу Петр Святополк-Завадский». Люстра висела в зале дома Петра, а затем его наследниками была передана костелу. На стене нынешнего костела висит текст единственного сохранившегося  стихотворения Багрима «Зайграй, зайграй, хлопча малы...»  в оригинале и в переводе на польский и английский языки.

Агрогородок Столовичи

Здесь высится церковь святого Александра Невского. Храм был возведен в 1640—1646 годах  владельцем местечка командором Мальтийского ордена М. Домбровским по проекту известных архитекторов И. Фонтана III и И. Глаубица как костел Иоанна Крестителя. Первоначально на этом месте по приказу М. Радзивилла Сиротки для его сына мальтийского рыцаря Жигимонта Кароля была основана Столовичская командория и в 1610 году был построен деревянный костел св. Марии и Иоанна Крестителя, предназначенный для рыцарского Мальтийского ордена и привезенной из Италии скульптуры Божьей Матери.
Рядом с церковью стоит мемориальный камень. Надпись на нем гласит: «12. IX. 1771 тут адбылася бітва канфедэратаў гетмана М.К. Агінскага з войскамі А. Суворава. Pokуj ich duszom».


В стиле неоготики в 1907 году в деревне возведен из кирпича костел Сердца Иисуса.  Сохранились здесь и две водяные мельницы. Одна из них работает до сих пор.

Деревня Старые Войковичи

Найти это интересное место очень сложно, но, тем не менее, стоит спросить местных людей и посетить. Возможно, в 1930-м возле деревни на перекрестке нескольких дорог возведен этот необыкновенный памятник. По одной из версий, это монумент, посвященный трем походам Речи Посполитой на Восток. По другой — в честь погибших польских солдат в 1920-е. На высоком постаменте орел с распростертыми крыльями и три католических креста.

Легенда от автора проекта
ВОЛЧАТА
В этом огромном доме их  осталось только двое: дед Митяй, лет под девяносто, да правнук его Демка, лет восьми отроду. Большую когда-то семью война разметала безжалостно. Кто с фронта не вернулся, многие умерли от болезней, а кто и на чужбине жить остался.
Когда председатель колхоза обратился с просьбой взять на постой бригаду электриков, которые тянули провода со станции через деревню на строящуюся ферму, дед согласился с радостью. Вторая половина хаты  и так простаивала.
И вот однажды постояльцы, вернувшись вечером с работы домой, высыпали из мешка на пол четырех крошечных волчат. Рубили они просеку и набрели на волчье логово. Принесли домой детенышей, надеясь, что дед подскажет, что с ними делать. И пока маленькие серые комочки слепо тыкались в бока друг другу и жалобно скулили, старик рассказал мужикам, как оно есть. Все местные знали, что в лесу, недалеко от деревни, есть логово волчицы. А поселилась она там еще до войны. И до сей поры вроде соседствовали в мире, а теперь, когда ее волчат забрали,  как дело повернется — он не знает.
Чуть свет бригада опять на работу ушла. Дед Митяй позвал внука да и говорит:
— Я вот всю ночь глаз не смыкал, прикидывал, как поступить с этим выводком. А к утру мне послышался вой за околицей. И, стало быть, надобно, Демка, волчат обратно в мешок поместить. На спину его взваливай, мне такая ноша тяжела больно, да и пойдем-ка мы с тобой к логову вдвоем, богу помолившись. Авось не тронет нас волчица.
Внучку страшно было, но противиться деду он не посмел. Немедля и отправились. У логова Демка волчат из мешка вытряс на еловую иглицу. Дед по сторонам оглядывается, с тростью сучковатою готов себя и  внучка баранить. А волчица тут как тут. На людей не стала бросаться, только пристально вглядывалась, воздух ноздрями тянула, а потом к волчатам подошла, на бок завалилась, подставляя живот своим детенышам…
Так они мирно и разошлись.
Прошло лет пять-шесть. Перед самой Пилиповкой деда не стало. И вот выпала надобность Демке на базар съездить с обозом, яиц десятков пару да грибов сушеных отвезти продать или обменять на теплую одежду.
Замешкался малой, по городу гуляючи, сумерки насунулись, день в эту пору куда меньше, а тут, как назло, и метель кружить стала. Повернуть обратно никак нельзя: парень уже полдороги до села прошел. Ноги в сугробе вязнут, упал несколько раз. И вдруг понял Демка, что заблудился в пурге непроглядной. Даже расплакался…
Потом, сидя у печки теплой у соседки, дальней родственницы, рассказывал, что волки его до околицы довели сквозь метель да непогоду. Было их пятеро: четверо огромных волков да старая волчица. Сначала вой услышал, потом увидел рядом стаю, думал, смертушка пришла.
— Но серые трогать меня не стали, по сторонам шли, словно направляя. А волчица все впереди, оглядываясь на меня, звала вроде. Так и довели меня до забора крайней хаты. Как собаки цепи рвать стали, исчезли волки, как растворились в метели. Видать, это были те четверо волчат, что мы с дедом Митяем мамке ихней в лес отнесли, — подытожил свой рассказ парень.
Ворочая печеную картошку в углях, проговорил:
— Вот ведь, зверь лютый, а за добро добром заплатил. Не так, как у людей, у людей иначе. К злу все больше у них душа клонится, прости меня, Господи.  



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.