Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Тема номера
>>>



Фестивали

№47 от 19 ноября 2015 года

«Лiстапад»ная россыпь
«Лiстапад»ная россыпь

XXII Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» подвел свои итоги. Перед членами жюри и зрителями стояла непростая задача — определить победителей среди целого ряда ярких и сильных картин из разных стран мира.
Гран-при «Золото  «Лістапада-2015» присужден фильму «Урок» режиссеров Кристины Грозевой и Петера Вылчанова (Болгария—Греция), рассказывающему драматическую историю молодой учительницы, которая вынуждена в одиночку противостоять вызовам общества и времени. Приза «Серебро «Лiстапада» в номинации «Фильм как явление искусства» удостоилась картина «Проект века» Карлоса М.Кинтела (Куба— Аргентина—Германия—Швейцария). «Бронза «Лістапада», присуждаемая по итогам зрительского голосования, досталась фильму «Бараны» Гримюра Хауконарсона (Исландия — Дания).
Лучшим фильмом конкурса игрового кино «Молодость на марше» имени народного артиста СССР кинорежиссера В. Т. Турова признана российская картина «Пионеры-герои» (режиссер Наталья Кудряшова). На конкурсе фильмов для детской и юношеской аудитории «Лістападзік» приз «За лучший фильм для детей» получил «Парень-невидимка» Габриэле Сальватореса (Италия—Франция), «За лучший фильм для юношества» — «Частное пионерское-2» Александра Карпиловского (Россия).
В основном конкурсе документального кино Гран-при присужден польскому фильму «Братья» Войцеха Староня. Приз «За лучший фильм конкурса молодого документального кино» получила лента «Ямаха» Инны Омельченко (Россия).
Ярким событием фестиваля этого года стал национальный конкурс. Лучшим игровым фильмом назван «Белорусский психопат» молодого отечественного режиссера Никиты Лаврецкого, лучшим документальным – «Гости» Андрея Кутило, лучшим анимационным — «Про вола» Евгения Надточея. Дипломом «За меткий взгляд белорусского автора на американский семейный быт» отмечена «Настоящая американка» Дарьи Жук, дипломом «За метафорическую лаконичность» — «Пасха Христова» Дарьи Юркевич, дипломом «За остроумие и оригинальную стилистику» — картина «Обнцбнча» Максима Лущика.
Приза Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» на XXII Минском международном кинофестивале «Лістапад» удостоен фильм «Небесное кочевье» (режиссер Мирлан Абдыкалыков, Кыргызстан).

Наталья Кудряшова: О смыслах и их отсутствии
В числе картин, ярко заявивших о себе на XXII Минском международном кинофестивале «Лiстапад», был фильм «Пионеры-герои» молодого российского режиссера Натальи Кудряшовой. Он стал победителем конкурса игрового кино «Молодость на марше», получил приз «За лучший актерский ансамбль» и Специальный приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «За верность нравственным идеалам в киноискусстве». Кинолента затронула важную тему самоощущения поколения, которое со всей искренностью детского восприятия впитало идеалы советской эпохи, а живет и реализуется уже в мире иных, материальных, ценностей. Наталья Кудряшова — не только режиссер киноленты, она выступила автором сценария и сыграла одну из главных ролей. О том, как создавался фильм и почему он интересен не только нашему, но и зарубежному зрителю, с Натальей Кудряшовой побеседовала наш корреспондент.

— Что побудило вас взяться за такую непростую тему?
— Тот накопленный опыт пустоты, который есть, думаю, практически у каждого человека моего поколения. Я не рассказываю историю про Советский Союз и не даю однозначных оценок — хорошо там было или плохо. Очевидно одно: наше детство пришлось на то время, когда закладывались довольно конкретные смыслы. Мы росли на рассказах о пионерах-героях, нас готовили к какому-то надличному существованию, к настоящему делу, к подвигу. И поэтому теперь нас изнутри гложет ощущение какой-то бессмысленности во всем — в том, что происходит на телевидении, кино, театре, других сферах... Я чувствую это время как время имитации, подмены. Русский человек по своей сути не стяжатель. Он мечтает стяжать смыслы, а не материальные блага. У меня и многих моих сверстников ощущение, что мы пробуксовываем, что проживаем жизнь, не делая чего-то по-настоящему стоящего. Хотелось поговорить о смыслах и их отсутствии.
— У главных героев фильма есть реальные прототипы?
— Это сборные образы. Я бы сказала, срез поколения 30+. У меня много знакомых, которые не связаны с творческими профессиями. Они хорошо зарабатывают, вовлечены в нынешнюю систему новых ценностей, имеют дорогие квартиры, машины и другие атрибуты обеспеченной жизни. Но при этом материальные дивиденды их не особо удовлетворяют. И то, что один из главных героев фильма, устав от чувства внутренней пустоты, уходит в монастырь — это реальная история.
Многим людям кажется, что территория творчества прекрасна и далека от рутинной жизни офисных работников. Но в творческой среде те же проблемы потери смыслов, и это отображает история другой моей героини, актрисы. Если раньше актерство было подключенностью к чему-то высокому, то в наше время возможности выразить себя в актерской работе почти нет. Очень часто мы вынуждены делать что-то, что нас не удовлетворяет, поскольку альтернатив съемкам в сериалах на самом деле не так и много.
— Почему вы решили сами сыграть одну из главных героинь?
— Хорошо знаю то, что хотела сказать через нее, и сделать это лучше всего было самой. Я не боюсь быть некрасивой в кадре, чего боятся многие наши актрисы. И это было важно, потому что в фильме у Ольги случается и нервный срыв, и паническая атака, и красивого в этом мало. Честно сказать, волновалась, как смогу совместить работу режиссера и актера, не будет ли одно мешать другому. Но в итоге все получилось.
— В «Пионерах-героях» снялась замечательная белорусская актриса Тамара Миронова. Как вы нашли друг друга?
— Я видела Тамару Васильевну в других фильмах и понимала, что она идеально подходит на роль. С ней приятно было работать, это очень тонкая, чувствующая актриса. К тому же в ней нет никаких барьеров и предрассудков. Я молодой режиссер, а Тамара Васильевна опытная заслуженная актриса, но при этом на съемочной площадке у нас было абсолютное доверие и настоящий контакт.
 — Ваш фильм заслуженно отметили на «Лiстападзе» призом за лучший актерский ансамбль. Надо сказать, яркие образы создали не только уже признанные звезды экрана, но и дети-актеры. Как подбирали их на роль пионеров?
— Мы потратили на это очень много времени. Честно «окучили» все театральные студии Москвы, «киношных» детей. Но там все было сложно. Тяжело видеть медийного ребенка, который снялся уже в десятке сериалов, у него есть свой райдер, ставка, но когда ты задаешь ему простые вопросы, то ответа нет, все скрыто за какими-то слоями. У меня уже, честно сказать, начиналась паника. И тогда мы решили искать в соцсетях детей, еще не испорченных сериальными навыками. И дело пошло. С каждым ребенком я разговаривала, мягко выводила на эмоции, просила рассказывать о чем-то важном для него, чтобы он раскрылся. И так набрался наш «пионерский класс». Для всех исполнителей детских ролей этот фильм — дебют.
— Как добились такой искренности в эмоциях от детей, которые наверняка довольно плохо представляют себе, кто такие пионеры и во что они верили?
— Не могу сказать, что я день и ночь рассказывала им, кто такие пионеры и как это нужно играть. Дети хорошо понимают, что такое максимализм, они все идеалисты и максималисты. Все, что касается чего-то высокого, они чувствуют интуитивно. Мы не манипулировали ими. Знаю, как порой из детей выбивают эмоцию, вплоть до того, что их щипают перед камерой или говорят, что мама не придет никогда, и тогда они начинают плакать. У нас ничего подобного не было. Все эмоциональные сцены — результат абсолютно взрослого взаимодействия с детьми, их вживания в образ. Именно так была сыграна, к примеру, сцена приема в пионеры, когда девочка никак не может произнести слова клятвы, чувствуя себя недостойной быть пионеркой — ведь ее дедушка самогонщик, а она это скрывает...
— Мировая премьера «Пионеров-героев» была на Берлинском кинофестивале. Воспринял ли ваш фильм зарубежный зритель? Или он понятен только нашему, «постсоветскому»?
— В Берлине было семь показов, переполненные залы, причем в основном смотреть фильм пришли именно иностранцы. Ведь дело даже не в нашем советском прошлом. Это общечеловеческая история, просто советский материал позволил мне рассказать то, что я хотела. Иностранные зрители после просмотра «Пионеров-героев» говорили, что сегодня в Европе человек тоже находится в каком-то метафизическом тупике, ощущая истощение смыслов. Эпоха индивидуализма оказалась ложной, человечество снова начинает искать какие-то общности.
— Где, кроме кинофестивалей, можно увидеть «Пионеров-героев»? Планируете ли его прокат в Беларуси?
— У фильма был прокат в российских кинотеатрах. Кроме того, он получил большой интернет-резонанс, его активно скачивали. Я бы очень хотела, чтобы фильм прошел в белорусском прокате. Но это уже продюсерские вопросы.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Благодаря международному фестивалю искусств «Славянский базар в Витебске» в этом году здесь собрались гости из более чем 40 стран, а на сцене побывали именитые исполнители, легендарные музыканты, лучшие хореографические коллективы!

Любое кино, как и любое искусство, призвано воспитывать нравственность и давать пищу для размышлений.

В эти дни, с 14 по 22 октября, в Сочи проходит XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов (ВФМС – 2017).

Кто хочет праздника, тот уже давно в Витебске.