150 золотых маршрутов моей Беларуси

№45 от 05 ноября 2015 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Борисов
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Борисов

В 1102 году полоцкий князь Борис Всеславович, возвращаясь из похода на ятвяг, основал на левом берегу Березины город и назвал его своим именем. В «Хронике Литовской и Жемойтской» говорится, что Борисов был основан, чтобы «знак вечной граници умоцнити межи Литвою и князством Полоцким». В конце XIII века он становится городом-крепостью Полоцкого княжества. С древних времен судьба Борисовщины была переменчивой и неспокойной. Ее грабили и разоряли чужеземные захватчики, не раз она становилась ареной сражений. Так было и в 1812 году, когда Борисов оккупировали французские войска. Знаменитая Березинская переправа возле деревни Студенка — крупнейшая в европейской  истории трагедия, унесшая жизни более 50 тысяч человек. Именно с нее началось отступление армии Наполеона за пределы Российской империи.
Отправляемся изучать Борисовщину по маршруту: Грицковичи, Холопеничи, Худовцы, Крупки, Зоричи, Брили и Студенка, Бытча, Старо-Борисов, Борисов.

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Грицковичи

В первую очередь мы едем сюда посмотреть старинный каменный крест, что находится рядом с церковью. На невысоком холме рядом с деревней возвышается над околицами построенная в стиле народного творчества деревянная Спасо-Преображенская церковь. Датируется1822 годом. Но есть версия, что время ее основания — 1622-й.

Городской поселок Холопеничи

Известен с 1451 года. В 1669-м в нем действовал монастырь доминиканцев. От монастыря остался жилой корпус, возведенный в 1773 году. В 1904-м он перестроен в Крестовоздвиженский костел. В 1930-е  в нем был Дом культуры. Рядом с костелом памятник отмены крепостного права. Лежит в руинах Свято-Успенская церковь, но территория вокруг благоустроена. В 2004 году в поселке построили новый православный храм.

Агрогородок Худовцы

Деревянная церковь Рождества Богородицы построена здесь в 1894 году. Интересно увидеть этот храм изнутри. Во внутреннем его убранстве много искусной деревянной резьбы с позолотой. Сегодня святыня стоит в строительных лесах.

Город Крупки

Усадебный дом Святских в стиле модерн построен в начале XX века. Сохранились остатки пейзажного парка. 

Деревня Зоричи

В стиле народного зодчества в 1842 году здесь возведена деревянная Успенская церковь, которая удивляет пластичностью своей архитектуры. 

Деревни Брили и Студенка

Здесь находится мемориальный комплекс войны 1812 года. Памятники мемориала размещаются между деревнями Брили, Студенка и Лещины. Примерно посередине между этими деревнями находится и знаменитое Брилевское поле, где 26—28 ноября произошла переправа отступающих войск Наполеона, сопровождавшаяся ожесточенными боями на берегах Березины. 

Деревня Бытча

В деревне стоит кирпичная Троицкая церковь 1891 года постройки в ретроспективно-русском стиле. До 1990-го лежала в руинах. Затем была восстановлена.

Агрогородок Старо-Борисов

Уцелел усадебный дом князей Романовых. Построен в начале XX века в стиле модерн.

Город Борисов

В городе есть очень красивый Воскресенский собор (архитектор П. Меркулов) 1874 года постройки. Рядом — брама и колокольня (архитектор В. Струев) 1907-го. Сохранилось здание женской гимназии начала XX века. Здесь можно увидеть земляные укрепления 1812 года. Костел Рождества Девы Марии построен в 1806-м. Внешне он несколько пострадал от перестроек, но внутри храм великолепен. В 1937 году костел превратили в склад. После войны здесь был кинотеатр, потом спортзал. В 1988 году возвращен католикам.


В городе установлен памятник его основателю Борису Всеславовичу. Сохранилась здесь и рядовая застройка XIX—начала XX века, синагога Большая 1912 года постройки, синагога «Хевре тылим» (1911) и еще одна — начала XX века. В Борисове можно посмотреть торговые ряды, которые сохранились с 1908 года. Еврейское училище начала XX века, училище городское того же периода постройки. Здесь в очень хорошем состоянии сохранилось старинное еврейское кладбище. На улице Гоголя можно увидеть руины тюрьмы XIX века.

Легенда от автора проекта
Журавлиное дитя
(Окончание)
— Дитя, — еле слышно произнесла старуха. — Слышь, старик, дитя плачет. Но от окна не отошла.
У деда были свои размышления по поводу случившегося, его терзали дурные предчувствия. Он решил потянуть время, сказать, что все обман, почудилось.
— Да показалось тебе, старая. Провалиться мне на этом месте, показалось.
И тут же представил, как он, грешник, проваливается в пекло адовое. Оба молчали. Дед от страха, а баба в ожидании новых звуков. И они появились, в дверь начали скрестись, а потом тихонечко постучали. Старуха побледнела и сползла на пол. Опустился рядом на колени и дед, поддерживая под руки полуживую жену.
— Знаешь, знаешь, — стал он ей шептать на ухо, обманывая: — Зинка это Тимохова, Зинка. Она давно уже брюхатая. Нагуляла с шабашником весною. Сколько раз слышал, как пьяный Тимка за волосы ее таскал да со двора гнал. Вот, может, и родила намедни. Батька из дома в лютости выставил, вот она ребеночка и подбросила нам. Может статься, бежать собралась. Говорят, она нового хахаля завела. Без дитяти легче-то, вот она и подкинула, бесстыжая, нам.
Дед говорил скороговоркой, казалось, убеждал себя больше, чем бабку. Старуха молчала. Было бы легче, если бы она что-то ответила, возразила… Но она молчала.
— Не поверила, — подумал дед. — Не поверила…
Вот она наклонилась к самому уху и прошептала:
— А из пеленок ребеночек выкатился, на ножки встал и в дверь нашу стучать да скрестись надумал.
Она еще что-то сказать хотела, как новые звуки прервали ее возражения.
Во дворе уже не плакал ребенок. Он смеялся. Старики, толкая друг друга, опять бросились к окну. Они не могли от удивления и страха что-либо говорить, только тыкали пальцами в стекло и жестикулировали. То, что они увидели, могло отнять речь у любого…
Там во дворе бегал голый ребенок. Он ловко лепил на бегу снежки и бросал в сторону собачьей будки. И вдруг дитя повернулось к окну и, улыбаясь, посмотрело прямо в глаза старику. Это длилось мгновение. Потом малыш опять побежал по снегу, бросая снежки в собаку. Громко смеялся и хлопал в ладоши.
И опять бабушка опомнилась первой. Бросилась во двор, дед следом. Без слов понятна реакция стариков: на морозе во дворе по снегу бегал голый ребенок. Согреть, обласкать, накормить — вот что было в их седых головах. Бабка быстренько поймала дитя и понесла в дом. Все теплое да с печи: окутать, утеплить. Она была похожа на курицу-наседку. Дрожащими руками она пеленала ребенка и шептала:
— Ну и что, ну и не важно, чей он. Сейчас он наш, наш, дед. Наша, — поправилась бабка, — Наша. Нам Бог внучку послал.
— Бог ли, — подумал дед и перекрестился на икону…
— Сымоне, а, Сымоне, немочь ты такая, — послышалось со старого сада. Во двор вошла тучная женщина с корзиной яблок.
— Опять людям головы морочишь? Кто яблоки за тебя собирать будет? Ну и я тоже не буду. Трасца з імі...
Мой собеседник скоренько встал и потрусил во двор.
— Что, что было дальше? — нетерпеливо бросал я ему в спину. — А что было потом?
— А как бы тебе хотелось? — ошарашил он меня вопросом.
—    Хотел бы, чтобы все закончилось хорошо, — не думая, выпалил я.
—   Вот так и закончилось. Ты не серчай, баба у меня такая...
—   Ну-ну, какая у тебя баба? — И, ловко сняв с себя старый передник,  размахивая им, женщина погнала перед собой моего рассказчика в старый сад, усыпанный спелой паданкой.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.