Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>



Настроение недели

№42 от 15 октября 2015 года

Красная роза — эмблема любви
Красная роза — эмблема любви

Вчера, 14 октября, в День матери некоторые цветочные магазины выполнили месячный план. Этот праздник, как и День святого Валентина, 1 сентября, Новый год, а также выпускные экзамены – пик цветочных продаж. До падения железного занавеса  цветы, особенно вне сезона, для белорусов были дефицитом. Самой доступной из цветочной роскоши была гвоздика. «Красная гвоздика — спутница тревог. Красная гвоздика — наш цветок!» — пелось в известной песне.

Цветы: вчера, сегодня, завтра

Сегодня купить цветы не проблема. Цветочный рынок сформировался и стал внесезонным. У белорусских цветочниц (а цветами в стране, как и во всем мире, торгуют исключительно женщины) можно купить и популярные ранее гвоздики, и роскошные хризантемы, и обворожительные орхидеи, и шикарные герберы.
Из-за рубежа импортируют наиболее востребованные виды и сорта. От самых простых до роскошных и изысканных. Тех же гвоздик в первом полугодии 2015 года было завезено на 892,7 тыс. долларов — 3,106 млн  штук.
Серьезную конкуренцию импортному разноцветью, выросшему под благосклонным южным солнцем, стали составлять отечественные тепличные красавицы. Именно выращивание роз постепенно становится выгодным делом для белорусских тепличных хозяйств.
В закрытом грунте  цветы растят и в России. Три года назад журналисты «7 дней» побывали в сравнительно небольшой, но высокотехнологичной компании ЗАО «Новая Голландия» (Ленинградская область). Уже тогда «новые голландцы» демонстрировали, что  могут составить конкуренцию признанным розоводам  — специалистам из Нидерландов. А они разведением этих цветов занимаются уже почти 500 лет. С тех пор дела не только у «Новой Голландии», но и у других производителей Российской Федерации пошли в гору. Цветочный рынок соседей демонстрирует стабильные цены на товар и более низкую его себестоимость, чем наш, белорусский. Оно и не удивительно: цены на газ и электричество у соседей  ниже, чем в Беларуси. А самой затратной статьей в выращивании внесезонных тепличных цветов является именно энергия…
Российский цветочный рынок может сделать сильный рывок, если ему, конечно, хватит мочи. В ответ на санкции Евросоюза, а совсем недавно и из-за карантинных требований, в  России заговорили о возможном запрете ввоза цветов из ряда европейских стран. Учитывая, что Беларусь входит в ЕАЭС, может, и наша страна вслед за соседями захочет ввести  запретительные барьеры для иностранных роз, гербер, гвоздик и орхидей?
Мы обратились к начальнику отдела Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Татьяне Карбанович.
— Оснований для принятия дополнительных мер по защите отечественного рынка цветочной продукции нет, — сказала Татьяна Михайловна. — Судите сами: в первом полугодии 2015 г. ввезено свежих роз 7693,4 тыс. штук, что на 20,2 % меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
При этом цены на импортную розу, с учетом ввозной таможенной пошлины и НДС, и отпускные цены белорусских производителей находятся практически на одном уровне.  Средняя контрактная цена на импортную розу в январе — июне 2015 года составила примерно 10 тыс. 600 руб. за штуку (с учетом таможенной пошлины и НДС — 13 тыс. 360 руб.). При этом меньше всего стоили розы из Эфиопии (8 тыс. 900 руб.). Самые дорогие завезли из Нидерландов (12 тыс. 560 руб.).
Цены на отечественную цветочную продукцию формируются исходя из конъюнктуры рынка и качества товара. Средняя отпускная цена одной розы у ООО «Донна Роза» составляет от 9 до 20 тыс. руб., у УП «Агрокомбинат «Ждановичи» -— от 7 до 14 тыс. руб., у  КУП «Цветы Столицы» — 11 тыс. 500 руб., ОАО «ДОР ОРС»  — 16 тыс. руб.

Конкуренция как стимул роста

Слишком выгодным бизнесом выращивание цветов назвать нельзя, жалуются производители. В структуре затрат стоимость энергоресурсов занимает наибольший удельный вес. В январе—июне 2015 года в крупных тепличных хозяйствах она составила от 39 до 64%. Для снижФения потребления дорогостоящих тепло- и энергоресурсов предприятия внедряют современные технологии и оборудование, используют собственные когенерационные установки.
Благодаря этому затраты на один рубль реализованных цветов за январь—июнь этого года (по отношению к аналогичному периоду 2014 года) у тепличных комбинатов снижены на 27%.  По оперативным данным, за январь—июнь 2015-го рентабельность продаж роз крупными тепличными комбинатами составила 11—23%. Как говорится, на хлеб с маслом хватает…
Всего за январь—июль в Беларуси было произведено 10,2 млн штук цветочной продукции на срез (104% к соответствующему периоду 2014 года). Так что и по количеству отечественная роза также доминирует над привозной.
В условиях белорусского климата товарная роза выращивается под искусственным «солнцем». Цветоводы много работают над качеством капризных красавиц. Результат налицо. Количество роз сортов экстра и первого (высотой 100, 90, 80 и 70 см) в наиболее крупных тепличных хозяйствах увеличилось в среднем на 54%. Хорошая тенденция.
Белорусские цветы охотно покупают и иностранцы.  Цветочные корзины и венки  приобретают к приезду высоких делегаций и по другим праздничным поводам. К примеру, когда президент Индии Парнаб Мукерджи этим летом возлагал венок к обелиску на площади Победы, цветы для его венка были выращены в нашей стране. И изготовлен он был руками белорусских мастериц. Как сообщили в одной из фирм, нерезиденты платили в среднем за цветочные корзины 150 долларов, за венки — 500.
Конкуренция с цветами, выросшими под знойным солнцем Южной Америки и Южной Азии, стимулирует белорусских цветоводов к поискам путей роста эффективности. Они продолжают искать новые способы улучшения качества цветочной продукции, снижения ее себестоимости и подъема прибыльности производства.
Без импортеров белорусский рынок уже никак не обойдется... Наш покупатель привык к красоте заморских роз, хризантем, гвоздик, орхидей и лилий. А они-то ввозятся в страну из-за пределов СНГ, в основном из Эквадора, Колумбии, Кении, Нидерландов, Бельгии, Германии, Эфиопии.
Первое место в рейтинге продаж белорусского цветочного рынка стабильно занимает королева цветов — роза, с выходом на экраны фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» именуемая донной Розой. Букеты алых цветов соперничают в красоте и изысканности с букетами желтых, для особо торжественных случаев розы самых невероятных оттенков украшают золотым блеском…
Для покупателя имеет значение не только красота, но и число цветков в букете. Для звезд и подруг олигархов цветочники подбирают в букет целых 101 розу, а то и того больше... Везет же некоторым, скажут наши девчонки! И будут правы. Розами измеряются и счастье, и везение. Главное, чтобы ни то, ни другое не заканчивалось.

Импорт

В I полугодии 2015 года, согласно  данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в страну было завезено 15,707 млн  живых цветов на сумму  9,347 млн USD.
Самым массовым импортным цветком остается роза. Роз было завезено 8,898 млн шт. на сумму 6,2768 млн USD. Основными поставщиками которых были: Эквадор (3,799 млн), Колумбия (2,624 млн), Нидерланды (0,886 млн ).
Свежие гвоздики в количестве 3,106 млн шт. на 892,7 тыс. USD поступили в основном из Колумбии (2,505 млн ) и из Эквадора (507 тыс.).
Хризантемы в количестве 3, 522  млн шт. на сумму 1,9031 млн USD и лилии в количестве 157 тыс. шт. на сумму 209,1 тыс. USD завезли из Нидерландов.
Основными поставщиками орхидей в нашу страну  в количестве 19,895 тыс. шт. на сумму 63,9 тыс.  USD были также   Нидерланды (18 322 шт.) и Таиланд (1 045 шт.).

Экспорт

Белорусский экспорт срезанных цветов и бутонов за январь— июль 2015 г. составил 2,791 млн штук (на сумму 605,6 тыс.USD). В том числе за рубеж поставлено: роз —
1 ,565 млн штук (387,6 тыс. USD), гвоздик — 482 тыс. шт. (75,9 тыс. USD), хризантем — 705  тыс. шт. (123,6 тыс. USD), орхидей —3 846 шт. (2,9 тыс. USD),  лилий — 34 060 шт. (15,6 тыс. USD). Продавались цветы преимущественно в Россию. Учитывая то, что орхидеи и хризантемы крупные цветоводческие тепличные хозяйства не выращивают, скорее всего, эта группа, за исключением роз, была цветочным реэкспортом.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Сотни минских пенсионеров каждый год становятся студентами. Программу обучения выбирают сами – к чему сердце лежит.

Социальной рекламы в стране за последние годы стало больше. И она востребована. Неслучайно наши пиарщики регулярно проводят семинары и конференции, на которых говорят о том, что поиск и создание нового образа Беларуси – задача сегодняшнего дня. Именно поэтому социальная реклама становится важным инструментом формирования настоящих нравственных ценностей общества.

Масленица – один из самых древних славянских праздников, посвященный встрече весны.

К II Европейским играм Беларусь готовилась два года.