Прямая линия

№42 от 15 октября 2015 года

Как жители деревни сельмаг отстояли
Как жители деревни сельмаг отстояли

Избалованному супермаркетами и магазинами шаговой доступности городскому жителю и невдомек, что в поисках свежего хлеба можно исколесить всю округу, а за предметами первой необходимости отправляться в райцентр за 30 километров. Именно в таком положении оказались жители отдаленной деревни Ольховка Кобринского района, когда уволилась продавец единственной в населенном пункте торговой точки и на сельмаг повесили замок. Почти все лето деревню обслуживала автолавка. Обращения к местным властям районного потребительского общества результата не принесли, тогда сельчане вспомнили о такой форме работы исполкомов, как прямые телефонные линии.
В тот день, 26 июня, звонки принимал управляющий делами облисполкома Антон Стельмах. Обращение сельчан зарегистрировали, обещали помочь. Вопрос решали вместе с райисполкомом. Магазин открылся 2 сентября. «Может, и звонок помог, может, в самом райпо заинтересовались. Конечно, деревня же немалая. Где-то 47 дворов у нас, в пределах 120 жителей, 30 детей ходят в садик, в школу. Спасибо властям, что отреагировали, помогли. Магазин работал каждый день, и продавец у нас хорошая. Мы очень были довольны», — рассказывает местная активистка, заведующая фермой и домом социальных услуг Светлана Заруба.
Продавец 4-го разряда Татьяна Якуш переехала жить в соседнюю с Ольховкой деревню Забава из Бреста. На работу и обратно домой женщина добиралась вместе с детьми на школьном автобусе. Под расклад школьных занятий согласовали и график работы торгового объекта — с 8.00 до 15.30 или 17.00 поочередно. В городе Татьяна также работала продавцом, однако реалии сельской жизни оказались куда более суровыми. «Такого объема работы мне не приходилось выполнять. Совсем другие требования. Надо было вести документацию, я делала то, что делают юристы и бухгалтеры с высшим образованием. Для меня это все ново и сложно. Кроме того, очень большая ответственность. Проработала всего лишь 12 дней, еще толком не вникла, а меня сразу решили уволить, так как я не справлялась», — рассказывает Татьяна.
Магазин закрыли и начали вывозить товар. Тогда ольховцам снова пришлось защищать свой сельмаг. По словам продавца, собралось полдеревни и просто «отстояли магазин». Какой-то из аргументов для руководства Кобринского райпо, видимо, все же оказался убедительным. «Мы им говорили: сказали бы спасибо, что продавец согласилась работать», — объясняет Светлана Заруба.
Председатель Новоселковского сельского исполнительного комитета Валентина Скакун встала на сторону жителей Ольховки. «С Татьяной и ее мужем мы познакомились, когда они приезжали в Новоселки подбирать себе жилье. Мне приятно, что семья переехала сюда из Бреста. Хоть на пару человек, а все же больше сельских жителей. Таких поощрять нужно. Тем более что найти продавца в нашу отдаленную деревню не так и просто. Главное, что люди ею довольны», — объяснила она свою позицию.
Председатель Кобринского райпо Валерий Корнелюк так прокомментировал ситуацию с закрытием магазина корреспонденту газеты «7 дней»: «Татьяна или недопонимала, или не хотела понимать, что кроме отпуска товара, надо еще своевременно оформлять все документы. Сейчас вопросов к ее работе нет. Она и отчеты своевременно сдала, и выручку».
На замечание о том, что у Татьяны Якуш не было опыта работы в сельмаге, председатель райпо возразил: «Она квалифицированный продавец. Я понимаю, что в потребкооперации работать тяжелее, чем в большом магазине в госторговле. Здесь она и продавец, и уборщица, и грузчик, и экономист, и товаровед, и бухгалтер, и заготовитель — все в одном лице».
Для полной ставки продавца товарооборот в сельмаге должен составлять не менее Br100 млн. С этой нагрузкой Татьяна Якуш за первый месяц своей работы не справилась, наторговав всего лишь Br40 млн. По словам Валерия Корнелюка, это означает, что магазин убыточный. В зимний период прямые убытки составят Br3-4 млн в месяц, прогнозирует он, отмечая при этом социальную функцию потребкооперации в деревнях. «Я же за то, чтобы магазин был открыт. Людей прекрасно понимаю, потому что сам из деревни. Знаю, что отсюда добраться в другие магазины, особенно зимой, очень тяжело. Поэтому торговая точка в деревне должна быть. Закрывать ее, если продавец будет нормально работать, никто не будет», — пообещал председатель райпо.
Ассортиментом продовольственных товаров люди довольны: свежая молочная продукция, богатый выбор колбасных изделий, круп, макарон. По желанию можно заказать сложнобытовую технику, мебель, строительные материалы и другое. «Еще бы кобринский хлеб чтобы почаще привозили да промышленных товаров добавить», — просят ольховцы. Людям нужен бельевой трикотаж, домашний текстиль, кухонная утварь, фурнитура, другие товары.
Одна из старейших жителей деревни, Мария Ивановна Якимук, которой  в конце октября «закончится 79 лет», говорит: «Мне уже много не надо. Но магазин все же лучше, чем автолавка. Мы когда захотим, тогда и придем. А автолавка приедет — уедет, и не каждый успеет», — посетовала женщина.
На прощание интересуемся настроением продавца сельмага. «Людей жалко. Люди хорошие. Сейчас вроде все налаживается. Буду стараться. Если ревизии не будет через каждую неделю, отношение будет нормальное, будем работать. Я приехала сюда жить, поэтому хочу работать», — подытоживает разговор Татьяна Якуш.

Светлана ВЕЧОРКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Первые звонки уже отзвенели в школах, начались трудовые будни за партами.

Указ №463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» был подписан 26 декабря 2017 года.

Накануне Всемирного дня борьбы с гипертонией редакция газеты «7 дней» проводит прямую телефонную линию с участием специалистов Республиканского научно-практического центра «Кардиология».

Вот уже второй год по субботам в столице и областях Беларуси проходят прямые телефонные линии председателей областных исполнительных комитетов, Мингорисполкома и их заместителей.