Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Репортаж «7 дней»
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Давайте обсудим
>>>



Репортаж "7 дней"

№40 от 30 сентября 2015 года

Доска — интерактивная, дневник — электронный
Доска — интерактивная, дневник — электронный

Каково это — быть учителем в электронной школе? Этим вопросом задаются сегодня многие педагоги по всей стране. Как известно, в Беларуси реализуется проект «Электронная школа», в рамках которого в учебные будни начинают внедряться новые современные технологии. Планируется, что в текущем году электронными станут школы в нескольких крупных регионах, а к 2017 году — по всей стране. Накануне Дня учителя наш корреспондент побывала в школе № 51 Минска, работающей по новым прогрессивным разработкам уже третий учебный год.

До чего дошел прогресс
 ...То, что школа эта особенная, понимаю уже на крыльце. Входная дверь упорно игнорирует мои попытки ее открыть. Внутрь попадаю только при помощи дежурной по вахте, предварительно убедившейся в моей благонадежности. Маньяк или иной асоциальный элемент в это учебное учреждение не вошел бы, и это первый плюс электронной школы, отмечаю для себя.
О других преимуществах работы «в ногу с прогрессом» узнаю во время беседы с директором школы Галиной Черник. В проекте «Электронная школа», рассказывает моя собеседница, они участвуют с момента своего открытия в августе 2013 года. Были в числе первых учебных заведений столицы, которым доверили опробовать на себе все плюсы и минусы электронных ноу-хау. К слову сказать, школа № 51 — обычная столичная школа-новостройка, в ней обучается 905 учащихся, 41 процент которых — из многодетных семей.
— Проект «Электронная школа» подразумевает два основных направления. Первый связан с внедрением в учебный процесс электронных журнала и дневников, второй — электронной карты учащегося. Сейчас такими картами обеспечены практически все наши ученики. Дело только за первоклассниками и учащимися других классов, которые поступили к нам в этом учебном году. Но в ближайшее время электронные карты получат и они, — рассказывает Галина Владимировна.
Электронная карта учащегося, которая, к слову, выдается  бесплатно, открывает много интересных возможностей. Она является не только пропуском в учреждение образования, но и фиксирует время прихода-ухода каждого ученика. При желании родители, беспокоящиеся о безопасности и дисциплине своего ребенка, могут ежедневно получать эту информацию в виде СМС. Например, маме приходит сообщение, что ее сын переступил порог школы в 8.10. Либо не переступил вовсе — и где он тогда, если из дома вышел, как обычно?..
Кроме того, электронная карта служит ключом авторизации в лингафонных и компьютерных классах, которых в школе десять. Выполняет она и функцию электронного библиотечного формуляра. Каждый учебник в школьной библиотеке имеет свой штрихкод. Берет ребенок книжку или сдает — информация тут же фиксируется на его электронную карточку. Библиотекарь обслуживает детей в несколько раз быстрее и эффективнее, чем при работе с бумажными формулярами.
Электронная карта учащегося — еще и обычная банковская карточка, на которую родители могут переводить безналичные средства. Ребенок имеет возможность рассчитываться ею за буфетную продукцию в специально оснащенной терминалом школьной столовой, а также в торговых точках за пределами школы. Это повышает финансовую грамотность учеников, избавляет от риска потерять доверенные родителями деньги.
А еще электронные карты выполняют роль проездного в общественном транспорте. Юному обладателю таковой не нужно возить с собой потрепанную бумажную справку, доказывающую право школьника на бесплатный проезд. Приложив электронную карту к валидатору, ребенок ничего не платит, но помогает транспортникам собрать ценную информацию о количестве пользующихся общественным транспортом детей.


 Такой дневник дома не забудешь...
По словам Галины Черник, успешно освоила школа и другое актуальное ноу-хау — электронные журнал и дневники. Не скрывает, процесс не был легким. Помогло то, что задача была поставлена только что сформировавшемуся педагогическому коллективу, который пришел работать в школу-новостройку и был изначально готов к переменам. Первым тонкости работы с электронным журналом и дневниками освоил учитель информатики. Затем он провел обучающие семинары для своих коллег.
— Больше всего опасений было у учителей старшего поколения. Одна преподавательница предпенсионного возраста, педагог от Бога, к нашему большому огорчению даже начала думать об увольнении. А спустя две недели мы уже ставили ее в пример другим, как она качественно ведет электронный журнал. На самом деле, страхов здесь больше, чем реальных сложностей. У наших учителей все получилось, — делится директор.
Что именно получилось и как все это работает согласилась показать учитель английского языка, классный руководитель одного из седьмых классов Ирина Бояревич. Учитель со  стажем более двадцати лет призналась — сложнее всего было на первых порах, когда приходилось совмещать ведение бумажных и электронных журналов и дневников. Уже год, как от бумажных дневников с согласия родителей в ее классе отказались полностью. Еще бы «уйти» от бумажных журналов, было бы совсем хорошо. Что касается электронных журнала и дневников, то их использование в учебном процессе дает много важных преимуществ, отмечает педагог.
...Вот она, школа будущего в действии — на рабочем столе Ирины Владимировны стоит компьютер, подключенный к интернету. И такими компьютерами или ноутбуками оснащены все школьные кабинеты. Это позволяет закрывать вопросы по ведению электронных журнала и дневников прямо на рабочем месте, не унося работу на дом. Пара кликов, и компьютер выдает нам страницу электронного журнала, визуально очень похожего на свой бумажный аналог. По тому же принципу подобия сделаны электронные дневники учеников, к которым также имеют доступ как классный учитель, так и предметники.
— Вся информация из электронного журнала учителя автоматически попадает в электронные дневники учеников. Такой дневник дома не забудешь, за батареей не спрячешь, лист не вырвешь. Каждый родитель имеет индивидуальный пароль и логин, и может проверить дневник в любое удобное для него время. Главное, чтобы у него под рукой было устройство для выхода в интернет, будь то стационарный компьютер, планшет или мобильный телефон, — рассказывает Ирина Бояревич.
Теперь родитель видит все до одной оценки, полученные ребенком в школе. К некоторым учителя могут добавлять свои комментарии. «Смотрите, вот в дополнение к девятке открывается комментарий «Молодец!», а вот к двойке – «Не готов!», — показывает мне педагог. Отражает дневник и все пропуски уроков. Так что родителю гораздо проще выявить в поведении ребенка «тревожные звоночки».
Кроме того, электронный дневник успешно решает вечную проблему незаписанных домашних заданий. С легкой руки учителя они попадают в дневник автоматически, равно как и информация о предстоящих контрольных. Так что вариант «а нам по математике ничего не задавали» уже не пройдет. «Есть и дополнительные возможности, которые отсутствуют в бумажных дневниках. К примеру, к домашнему заданию можно прикрепить файл с материалом, которого нет в учебниках. Причем дать ученикам, в зависимости от их уровня знаний, разные задания», — отмечает моя собеседница.
Еще один плюс новой практики —  учителя и родители общаются в режиме онлайн. На виртуальной «стене» и те и другие могут оставлять любые вопросы и пожелания, потратив при этом минимум своего времени. «Пожалуй, единственный минус электронного «дуэта» журнал-дневник — это возможные сбои в работе интернета. А так — сплошные плюсы», — делится мнением учитель.
Напоследок Ирина Владимировна знакомит меня с еще одной новинкой, которую также освоили педагоги их школы — интерактивными досками. Их разместили рядом с обычными в десяти школьных кабинетах. Возможности интерактивной доски по насыщению уроков разноплановой информацией просто безграничны. На нее можно вывести из интернета любой материал по теме занятия, продемонстрировать карты, таблицы, фотоматериалы, видеохронику, слайд-шоу и многое другое. Это позволяет сделать уроки более живыми, наглядными и интересными для нашего продвинутого подрастающего поколения.
— Быть учителем в электронной школе — это интересно и престижно, — считает Ирина Бояревич. — Современные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, и в учебном процессе без них уже просто не обойтись. Их использование повышает в глазах учеников статус учителя, дает новые возможности для профессионального роста. Во всяком случае, мы в нашей школе уже не представляем, как можно работать по-другому.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Розовая стена плача. Именно так курсанты автошкол столицы прозвали фасад здания, около которого начинается практический экзамен ГАИ на улице Семашко.

В ГАИ надеются, что автовладельцы внемлют призывам и перестанут парковаться на местах для инвалидов.

Путь к успеху, взлеты и падения, мотивация в спорте и любовь к нему – эти темы обсуждала на встрече со студентами факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета Надежда Скардино, белорусская биатлонистка, олимпийская чемпионка и необычайно обаятельный человек.

Беларусь, конечно, не морская держава, но рыбные блюда соотечественников с каждым годом становятся все разнообразнее. Притом не только благодаря расторопности импортеров морепродуктов.