Победы

№34 от 20 августа 2015 года

О войне без формализма
О войне без формализма
 Урок истории в современной школе
О Великой Отечественной войне детям нужно рассказывать так, чтобы они просто не смогли остаться равнодушными, убеждена учитель истории из г. Верхнедвинска Дина Томашевич. Правильность такого подхода подтвердила победа в конкурсе Союзного государства на лучший урок истории «Великая Отечественная: уроки войны и история общей Победы», которая досталась молодому педагогу по итогам  творческого состязания.

Участниками конкурса Союзного государства на лучший урок по заданной тематике стали 202 учителя истории из России и Беларуси. Все они — молодые специалисты не старше 28 лет, что было оговорено условиями конкурса. Еще одно условие — конкурсные работы представлялись в новом формате мультимедийного школьного урока по истории Великой Отечественной.   
В финал творческого состязания по решению профессионального жюри вышли десять педагогов — по пять от каждой страны. Первое и второе места присуждены российским учителям Константину Диянову из Омской области и Никите Биленко из Тульской, третье — их белорусской коллеге с Витебщины Дине Томашевич. В число финалистов от Беларуси вошли также Анастасия Бондарева из г.п. Кореличи Гродненской области, Александр Самохин из а.г. Неманица Борисовского района Минской области, Оксана Вернигора из а.г. Михеевка Могилевской области и Андрей Книжников из г. Минска.  

Дина Томашевич преподает историю четыре года. После окончания Полоцкого государственного университета два года работала в одной из школ Ушачского района, теперь учит детей в школе № 2
г. Верхнедвинска.

По словам Дины Томашевич, работа педагога — это ее призвание. У молодого специалиста дважды была возможность поменять работу, уйти из сферы образования. «Знаете, как молодым говорят, мол, что тебе в школе делать, работа тяжелая, зарплаты небольшие. Но уйти так и не решилась, слишком люблю свою профессию, нашу школу. Не представляю для себя работу, где надо целый день сидеть в кабинете, выполняя однообразные задания. Школа — это общение с детьми, которых не только ты учишь, но и они многому учат тебя. Надо постоянно искать новый материал, методы, подходы, жизнь проходит в постоянном движении. И, главное, ты видишь отдачу. Не всегда и не от всех учеников, это правда. Но в каждом классе есть дети, которые стремятся к знаниям и им небезразлично то, что ты делаешь», — делится мыслями моя собеседница. 
Как провести урок, чтобы дети не просто отсидели его и ушли с пустой головой, а что-то запомнили, заинтересовались, задумались? Этот вопрос волнует многих педагогов. И каждый в процессе преподавания дает на него свой ответ. Дина Николаевна уверена: учитывая возрастные особенности учеников, учитель должен выстраивать с ними живой и интересный диалог. С младшими школьниками она не скупится на игровые элементы, визуализацию темы, что делает материал ближе и понятнее. Со старшеклассниками — не «давит авторитетом», демонстрирует интерес и уважение к их рассуждениям. «Мы на уроках много дискутируем, ученики высказывают свое мнение, задают любые интересующие их вопросы по теме», — рассказывает Дина Томашевич.
Призером конкурса Союзного государства на лучший урок истории молодой педагог стала с интегрированным уроком-памятью «Человек на войне: личный и коллективный героизм в годы Великой Отечественной войны». Тему она раскрыла на примере известных уроженцев Верхнедвинщины Николая Ивановича Хандогина и Надежды Викторовны Троян. Николай Хандогин был  фронтовым фотокорреспондентом, прошел всю войну, пережил блокаду Ленинграда. Его уникальные снимки военных лет входят в учебники истории, многие книги, представлены в музейных экспозициях. Герой Советского Союза Надежда Троян была одной из участниц знаменитой операции по уничтожению немецкого гауляйтера Вильгельма Кубе, осуществленной в Минске в 1943 году. На уроке-памяти поименно называются и другие Герои Советского Союза, малой родиной которых является Верхнедвинский район. Дина Николаевна отмечает, что пример земляков делает историю войны ближе и понятнее для детей. Они оживляются, слыша в качестве места рождения героев знакомые географические названия, с гораздо большим интересом воспринимают информацию по теме.
 «Считаю, для педагогов важно поднимать свою личную планку, — отмечает Дина Томашевич. — И конкурс Союзного государства очень мне в этом помог. Мы побывали в Москве, посетили исторические музеи, пообщались с российскими учителями. Очень интересными были мастер-классы заслуженных учителей из Санкт-Петербурга и Москвы, выступления ученых-историков. Участие в конкурсе дало много новой информации к размышлению. Конечно, я обязательно применю полученный опыт в новом учебном году».

Анастасия Бондарева, учитель истории средней школы N 2 г.п. Кореличи Гродненской области:

— Учителем истории работаю третий год. Закончила факультет истории и социологии Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, получила распределение в г.п. Кореличи. Первые годы работы в школе всем даются непросто. Но плюсов у профессии учителя, конечно, немало. Постоянно работая с детьми, заряжаешься их энергией, задором. Детское чувство юмора умиляет и обезоруживает, а их непосредственный взгляд на жизнь помогает раскрыть ее новые грани.
Выход в финал конкурса Союзного государства на лучший урок истории стал для меня важным событием.  Приятно, когда твою работу оценивают на таком высоком уровне. Это признание того, что у тебя что-то получается, а также хороший стимул работать дальше.
Для участия в конкурсе я выбрала тему «Первый год Великой Отечественной войны — оборонительные сражения. Битва за Москву — подвиг всей страны». Как показывает практика, дети живо воспринимают тему начала войны, рассказ о первых ударах противника и противостоянии им Советской армии. В своей презентации я рассказываю об обороне Брестской крепости, Смоленском сражении, битве за Москву.  Делаю акцент на героизме, проявленном нашими бойцами, а также на том, что война была общенародная, русские, белорусы, представители других национальностей сражались плечом к плечу. После изложения материала даю детям возможность порассуждать, почему провалился план Гитлера о «молниеносной войне». Готовых вариантов ответов не предлагаю, но ученики сами делают правильные выводы из услышанного и увиденного в ходе мультимедийного урока.
Считаю, создание таких мультимедийных презентаций для уроков истории имеет большие перспективы. Нынешнее поколение детей мыслит и воспринимает информацию по-новому. Они не любят длинные тексты, им нужны разноуровневые задания, тесты, наглядные материалы, смена картинок. Долгий монотонный рассказ учителя у доски даст меньший результат, чем небольшой рассказ плюс продемонстрированные документальные кадры военной хроники. Современный учитель должен работать по-новому, при этом сохраняя лучшие наработки отечественной педагогической школы.

Александр Самохин, учитель истории Неманицкой средней школы Борисовского района Минской области:

— Я окончил Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, мой учительский стаж — 3 года. На конкурс Союзного государства, проводимый среди молодых педагогов России и Беларуси, представил мультимедийную презентацию «Великие битвы Великой Отечественной войны». Постарался задействовать в ней как можно большее число документальных источников: карты, документы, фотоснимки, кинохронику. Это позволяет сделать урок более информативным, но в то же время в нем нет однообразия и статичности, которые так не любят дети. В презентации рассматриваются три ключевые битвы Великой Отечественной — Московская, Сталинградская и  Курская. Считаю, очень важно, чтобы каждый школьник знал о таких знаковых сражениях, понимал, в каких тяжелых, кровопролитных боях советский  народ выстоял и победил.  
Выход в финал конкурса помог мне приобрести новый уникальный опыт. Я впервые побывал в Москве, пообщался с российскими коллегами, узнал об их опыте работы в различных регионах России. Яркие впечатления оставили посещение исторического музея на Красной площади и музея Великой Отечественной войны. Не говоря уже о том, что смог пожать руку кумиру моего детства Юрию Вяземскому, ведущему известной интеллектуальной телеолимпиады «Умники и умницы».
На мой взгляд, освоение новых форматов проведения уроков по истории очень важно для современных учителей. Если ученика не «зацепит» устный рассказ учителя о событиях Великой Отечественной, возможно, это сделают дополнившие его фотоснимки или кадры кинохроники. Дети обязательно должны, что называется, пропустить эту тему через себя. Только так Победа сможет стать для них таким же поводом для гордости, каким она является для старшего поколения.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Искореженный силуэт руин Сталинграда, пылающая Волга, узкая полоска нашей земли вдоль ее берега... (Окончание. Начало в № 18)

Искореженный силуэт руин Сталинграда, пылающая Волга, узкая полоска нашей земли вдоль ее берега...

В Гродно состоялись сразу четыре чемпионата по пожарно-спасательному спорту.

Мечта почти каждой маленькой принцессы — стать королевой, когда вырастет. Но примерить корону случается далеко не каждой.