Взгляд

№33 от 16 августа 2015 года

О «горбатых» любителях метрополитена и об этикете
О «горбатых» любителях метрополитена и об этикете
Не знаю, возможно, я эксцентричная дамочка, но само словосочетание «рюкзак и общественный транспорт» рисует мне картину настоящего ужаса. Недавно
в метро мне вот такой рюкзачник зацепил пальто, правда, к чести нашей известной фабрики, ее изделие оказалось прочным, а вот летом не столь устойчивое к  житейским превратностям платье пострадало. Да еще как — теперь ношу его в качестве домашней одежды. А ведь было красивое и стоило немало.

Разумеется, человек, входя в вагон, должен снимать рюкзак, ведь он своим  «горбом» занимает много места, толкает, портит одежду другим пассажирам. Некоторые вот такие «горбатые» еще бы корову с собой взяли в транспорт — а почему нет?
Даже школьникам делают замечание и учат их снимать рюкзаки в таком случае, а ко взрослому, видимо, или боятся, или просто считают неловким обращаться с просьбой снять поклажу, и терпят такое «рюкзачное хамство». Но я не выдержала и высказала неучтивцу свое фе. Сразу же им начались  разговоры на тему «А где написано, что нельзя?». 
Да, действительно, в правилах пользования общественным транспортом о том, что нужно снимать рюкзаки и сумки с плеч, не написано. Но ведь,  помимо утвержденных  и размещенных в вагонах и салонах правил, есть еще и этические нормы поведения. И вот здесь как раз, согласно этикету, при входе в общественный транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объемные (например, спортивные) сумки, чтобы не беспокоить других пассажиров.
Проблема неэтического поведения пользователей  общественного транспорта существует не только в Минске, она, к сожалению, общемирового масштаба. Именно поэтому многие транспортные компании придумывают различные способы и уловки, чтобы воспитать  «послушных пассажиров».
Так, например, американская Metropolitan Transportation Authority (MTA) запустила новую рекламную акцию, с помощью которой надеется научить людей, пользующихся метро Нью-Йорка, уважать друг друга  и повысить уровень информированности среди них.
Критике МТА подверглись мужчины, привыкшие вальяжно занимать сразу два сиденья, широко раздвигая ноги.  Пассажирам с объемными рюкзаками и сумками тоже решили намекнуть, что лучше снимать поклажу на время поездки. Другие объявления несут следующий смысл: не стоит класть ноги на сиденья, пренебрегать личной гигиеной или занимать слишком много места. Конечно, наказывать за эти проступки никого не будут, но активисты надеются на сознательность граждан.
Эти рекламные плакаты и ролики были созданы после исследования работников MTA, опросивших жителей Нью-Йорка о самых раздражающих привычках пользователей метро. И если эта рекламная кампания хорошего поведения сможет повлиять на ньюйоркцев, подобные объявления появятся и в наземном транспорте.
А управление уже наземного транспорта  Сингапура провело совместно с местным Движением за доброту (какое название!) полугодовое исследование на тему того, как мотивировать людей не занимать места для пожилых и инвалидов. Психологи не стали делать таблички «Места для инвалидов и пожилых людей» более заметными, а прибегли к помощи таких позитивных установок, как «Будьте добры», «Проявите заботу». Кроме того, специально отведенные сиденья выкрасили в яркие тона и яркие узоры, чтобы ясно указать, что это места для тех, кому больше всего нужно присесть.
Британская железнодорожная компания Virgin Trains руководствуется аналогичной стратегией. Чтобы пассажиры не бросали в унитазы посторонние предметы, перевозчик поменял традиционные строгие формулировки запретов на «Пожалуйста, не смывайте в этот унитаз подгузники, гигиенические прокладки, бумажные полотенца, жевательную резинку, старые телефоны, неоплаченные счета, бумажки, свитера ваших бывших, а также надежды, мечты и золотых рыбок».
Убедить людей правильно вести себя — задача сложная. Такое негласное подталкивание пассажиров к определенной модели поведения позволяет им же самим легче перенести поездку в общественном транспорте, будь то переполненный вагон метро, салон автобуса или самолет внутренних авиалиний.
Но, как бы ни старались транспортные компании научить нас правильно вести себя, все же каждый пассажир сам расставляет приоритеты и выбирает манеру поведения. Пожалуй, всякий из нас должен помнить одну простую истину, принадлежащую мыслителю Михаилу Бакунину «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».
А как же мое пальто, спросите вы. Да никак! Не смогла я воззвать к совести человека-рюкзачника. Даже прощения не  удосужился попросить, мол, сама виновата, не видишь — я стою, должна была отступить, отойти и не тереться рядом.
Кстати, чтобы на будущее понять, есть ли у меня какие-то механизмы воздействия на таких невоспитанных пассажиров (мало ли что, а вдруг к зиме дорогущую шубу куплю, а какой-нибудь «горбун» своим рюкзаком ее зацепит), я обратилась в управление Минским метрополитеном, объяснив ситуацию, и вот на днях получила ответ:
«Сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании изложенного, полагаем, что с вопросом возмещения причиненного вреда Вам необходимо обратиться к лицу, его причинившему».
Итак, если у вас случится аналогичная моей ситуация, хватайте виновника за рукав, призывайте к ответу, требуйте возмещения ущерба. Авось получится…


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Финансирование аграрной отрасли можно усилить за счет внебюджетных средств.

То, что Европа самая гуманная и цивилизованная, а остальной мир – варвары, – очередной миф, раскручиваемый средствами массовой информации. Все мировые войны разжигала Европа!

В изрядной степени я – советский человек, потому что привык, что мое – это не только Россия и Беларусь, но еще и Кавказ, Закавказье, Казахстан, которые я очень люблю.

Подать или не подать, пройти мимо или остановиться, посмотреть в глаза просящему или отвести взор; какая бывает милостыня и чем руководствоваться, подавая ее, — об этом и многом другом беседуем с насельником Свято-Никольского мужкого монастыря в Гомеле игуменом Феодоритом.