Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Давайте обсудим
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Здоровье
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№29 от 16 июля 2015 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Воложин
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Воложин

Щорсовский дворец, часть зданий университета в Вильнюсе, дворец Пшездетских в Заславле, усадьба в Бенице, костел Вознесения Девы Марии в Дуброво… Автором этих и многих других красивейших зданий является итальянский архитектор XVIII века Карло Спампани. Некоторые его шедевры сохранились, некоторые канули в Лету. Отправимся в молодечненские земли, чтобы посмотреть то, что чудом уцелело. Едем по Раковской трассе М6 и или по М7. Наш маршрут пролегает через Великие Кривичи, Дуброво, Городок, Холхлово, Воложин, Чеховщину, Петровщину, Першаи, Яршевичи.

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Великие Кривичи

Из бутового камня в 1864 году здесь была построена церковь святого Александра Невского в ретроспективно-русском стиле. На кладбище в руинах сохранилась склеп-усыпальница Свенторжецких, построенная из кирпича и камня в XIX веке.

Деревня Дуброво

На холме в 1796 году из кирпича был построен костел Вознесения Девы Марии (вероятно, по проекту знаменитого архитектора барокко Карло Спампани). В 1868-м перешел к православным, в 1929 году возвращен католикам. Сейчас он в полуразрушенном состоянии. Напротив костела — плебания XIX века. Хорошо сохранились бровар и спиртохранилище того же периода постройки. Есть в этой местности и Девичья гора, на которой раньше проводили наши предки культовые обряды и отмечали языческие праздники. Но вокруг нее теперь разбиты дачные участки, и пришлым людям нет дела до истории и традиций этой местности. 

 Деревня Городок


Впервые упоминается в летописи в 1162 году. Свое название она получила от городища — остатков древнего укрепленного поселения, которое сохранилось и до наших дней. Троицкая церковь в классическом стиле построена в 1884 году по типовому проекту. До 1990-го не действовала. Вокруг церкви удивительное ограждение из огромных валунов. Сколько сил и труда было затрачено нашими предками, чтобы его выстроить! Сохранилась брама в руинах и четырехэтажная водяная мельница. В этой же деревне есть синагога XIX века, еврейское кладбище и даже историко-литературный музей.

Деревня Холхлово

Уникальный деревянный костел Девы Марии в стиле народного зодчества с чертами барокко был построен в 1738 году. В 1866-м приспособлен под церковь, в 1930-е годы XX века отреставрирован и возвращен католикам. Рядом — кирпичная часовня-усыпальница Язвинских, построенная в 1846-1847 годах в классическом стиле. Разорена.

Город Воложин

По рукописным источникам известен с XIV века. Как частновладельческое поселение принадлежал Монвидам, Гоштальдам, Слушкам, Радзивиллам, Чарторыйским, Тышкевичам.
От дворца Тышкевичей остались две официны, в одной из них размещается ГАИ, в другой — военная часть. Уцелели также служебный корпус и флигель.
В городе сохранилась рядовая застройка XIX века, еврейское кладбище 1856 года, гарнизонная застройка по улице Горького 20-х годов XX века и деревянная церковь святых Константина и Елены в стиле народного зодчества 1866 года постройки. Часовня на кладбище — это бывший костел 1850 года возведения, теперь его перестраивают под православную церковь.
В Воложине в 1803-м Хаимом Воложинером была основана иешива (ешибот) — первое высшее духовное училище на территории Восточной Европы по подготовке раввинов. Училось здесь около 400 человек, официально закрыто было царским правительством в 1896 году, но продолжало готовить духовников до 1939-го. Последние 60 учеников вместе с главой иешивы и раввином были расстреляны нацистами в 1941 году в двух километрах севернее от города. Сохранившееся здание построено в 1806-м.

 

В стиле классицизма в 1806 году из кирпича здесь был возведен костел святого Иосифа. В 1864-м православный храм, в 1980-е годы производственный корпус по выпуску консервов. Отдан верующим. Рядом — брама-колокольня в стиле классицизма 1830-х годов. Комплекс из костела и брамы — настоящее украшение этого небольшого городка.

Деревня Чеховщина

От усадьбы сохранился усадебный дом 1849 года постройки. Рядом — жилой дом 30- х годов В хорошем состоянии ледовня (1855) и в руинах брама конца XIX века.

Агрогородок Першаи

В 1933 году в неороманском стиле здесь был возведен костел святого Юрия. После Второй мировой войны в нем располагался кинотеатр. Восстановлен в 1990-е годы. От усадьбы Тышкевичей остались руины хозпостроек. Сохранился в Першаях дом, в котором прошли школьные годы писателя Ядвигина Ш. (Антона Левицкого).

Деревня Яршевичи

В ретроспективно-русском стиле из камня в конце XIX века построена Вознесенская церковь по типовому проекту.

Деревня Петровщина

В километре к северу от деревни, на дамбе через Березину сохранилась водяная мельница XIX века постройки.

Легенда от автора проекта
Кресло для Параски
История эта с тех далеких-предалеких времен, когда на просторах нашей Беларуси владычествовала языческая вера. Очень тесно она была связана с магией и убеждением в том, что племя или род людской происходил от какого-либо животного, растения, камня или даже от явления природы.
Все жители окрестных деревень были твердо уверены, что этот камень был их далеким предком — храбрым воином, который однажды превратился в огромный валун и стал стражем, чтобы охранять от вражеского вероломства, от зверя лютого всех жителей здешних земель. В конце праздника урожая несли камню разные угощения, украшения и амулеты. Но чаще всех к камню этому приходила девочка-сирота, потерявшая родителей в малом возрасте. Жила Параска, так ее звали, у родственницы, скупой и злющей, которая обижала дитя без всякой причины. Работой нагружала, куском хлеба попрекала.
И вот однажды отправила эта недобрая женщина девочку в лес за хворостом, наказывая, пригрозивши, чтобы на этот раз вязанка дров была еще больше предыдущей. А день уже клонился к вечеру, туманы из луга к садам подбирались…
Набрала Параска огромную вязанку как поднять. Кое-как из леса выбралась, по мостику речку перешла и решила возле этого самого камня остановиться, преподнести богу угощение — ягоды лесные на верхушку валуна высыпать. На беду девочки, тучи сгустились и дождь большой на землю хлынул. Малышка к камню прижалась, спасения и укрытия прося. И вот страшный раскат грома потряс околицу. Ударила молния в камень, и от него откололся кусок и упал рядом. Испугалась, конечно, девочка страшно…Но видит: после удара молнии валун превратился в каменное кресло, от которого шел голубой пар и оно было очень теплым на ощупь. Уставшая и насквозь промокшая Параска забралась на камень и тут же уснула.
Тетка, больше боясь того, что люди могут что-то плохое о ней сказать или подумать, не дождавшись девочки, нехотя пошла ее искать. Когда она обнаружила спящую девочку на камне, вначале страшно разозлилась. Потрогала малышку и удивилась: одежда на Параске после сильного дождя, что шел всю ночь и теперь еще моросил, сухая да и волосы не влажные. Стянув малышку с камня женщина сама уселась на каменное кресло и, ощутив его тепло, стала громко смеяться… Вот ей повезло! Камень этот она домой затащит, и будет у нее в доме еще одна печка, для которой и дров не надо. Но вдруг с огромной силой ударила молния в камень, испепелив тетку…
Все в деревне сразу решили: Перун-батюшка пожалел и согрел сиротинушку малую, а потом так жестоко наказал человека недоброго с душою темною…
Есть еще одна история, связанная с этим камнем… Помещик здешнего имения, рьяный противник языческой веры, притянул лошадьми отколовшийся кусок к себе в усадьбу и сделал из него стол каменный в саду. Рассказывали, что во время грозы молния ударила в камень, и несколько гостей и сам хозяин погибли на месте. Спустя годы сын этого помещика решил взорвать ненавистный камень-кресло, но люди отговорили, убедили молодого барина этого не делать.
Лежит по-прежнему на своем месте камень-кресло, рядом с ним обмелевшая речушка теряется в высоких муравах, вода ее журчит, словно переговаривается с деревьями и травами, со всей окружающей природой…. Но только не с нами, с теми, кто забыл древнейшие верования предков…



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.