Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
Давайте обсудим
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№27 от 02 июля 2015 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Лунно
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Лунно

Мы с удовольствием едем в Европу и осматриваем тамошние дворцы и усадьбы, восхищенно цокаем языками, удивляясь их красоте и величию. Те же чехи смогли сохранить свои исторические памятники и за счет туристов пополняют бюджет своей страны. Нам еще очень далеко в этом плане до Европы. Но сейчас важно понять, что и наши предки оставили после себя немало архитектурных чудес. Главное — под толстым слоем забытья отыскать эти драгоценные бриллианты прошлого. Отправляемся в путь по брестской трассе М1, потом сворачиваем возле Слонима на Р99 и около Волковыска — на Р44. Останавливаемся в следующих населенных пунктах: Мосты Правые, Мосты, Малые Степанишки, Дубно, Щечицы, Дубовцы, Лунно, Плодовая и Волпа.

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Мосты Правые

Интересный усадебный дом в стиле модерн построен в начале XX века. Сейчас здание реставрируется. Рядом с домом — хозпостройки, также возведенные в XIX веке. На христианском кладбище вблизи нового костела Иоанна Крестителя — часовня-усыпальница начала XIX века и часовня-надмогилье. В очень хорошем состоянии сохранилось еврейское кладбище конца XVIII века.

Город Мосты

В этом городе стоит посмотреть величественное и очень красивое здание железнодорожного вокзала, построенное в XIX веке. Здесь есть костел, церковь и протестантский храм, но все они возведены недавно. Хотя само местечко Мосты упоминается в летописях с XV века и даже в XVII столетии получило магдебургское право, но ничего не сохранилось в городе с тех славных времен.
 
Деревня Малые Степанишки

Хозяин этой усадьбы XX века неизвестен. Но остался великолепный особняк в стиле эклектики в сочетании с элементами классицизма. Современным архитекторам, пожалуй, стоит поучиться у мастеров минувшего.  Просматривается прошлый размах и великолепие этого помещичьего дома, но в то же время он очень практичен — ничего лишнего, нет помпезности и избыточности.

Деревня Дубно

В 1842—1850 годах из кирпича построена церковь святого Николая. Возведена в ретроспективно-русском стиле, в пластике храма использованы черты классицизма и древнерусской архитектуры. Вокруг церкви — ограда и брамы XIX века.

Деревня Щечицы

Здесь был когда-то усадебный дом Яблоновских, но теперь увидеть его можно лишь на рисунке Наполеона Орды. Остались от поместья  хозпостройки и парк. В этой деревне сохранились руины часовни-усыпальницы — архитектурное чудо нашей Беларуси. Построена она в стиле барокко в XVIII веке. Громадное строение впечатляет своими масштабами и красотой. В Волчине  находится костел-усыпальница последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, который по архитектуре напоминает местный храм.

Деревня Дубовцы

Усадьба Немейки сохранилась в руинах. Дом 1856 года постройки, каменная конюшня и  водяная деревянная  мельница XIX века.

Агрогородок Лунно

Въехав в этот городок, возникает впечатление, что ты окунаешься в прошлое. Жизнь здесь неспешна, как 200—300 лет назад.  В стиле классицизма в 1 782 году из кирпича построен в селении костел святой Анны. В 1895-м перестраивался. В деревне существует легенда, которая гласит, что на первый деревянный костел, что был построен в 1531 году, пожертвования были вручены великой княгиней Литовской, королевой Польской Боной Сфорцей. Рядом с храмом — колокольня постройки XIX века (1832). Сохранилась рядовая застройка начала XX столетия. В 1889 году построена церковь святого Иоанна Предтечи. Проект этого храма изначально был предназначен для деревни Вентуры. Но хозяева Лунно, увидев проект этой церкви, настояли, чтобы именно в их городке она была построена. Есть здесь еврейское и христианское кладбища. На христианском стоит часовня-усыпальница в стиле классицизма врача Антония Бартошевича.

Деревня Плодовая

Церковь Рождества Богородицы относится к Черленскому приходу, по названию соседней деревни Черлена. Она была построена в XIX веке из кирпича в ретроспективно-русском стиле. От усадьбы Друцких-Любецких сохранилась только брама XX века, которая сейчас служит входом в довольно заброшенный двор местного жителя.  

Агрогородок Волпа

Деревянный костел святой Анны в стиле позднего классицизма с элементами барокко был возведен в 1773 году. Восстановлен в 1889-м. Главной достопримечательностью святыни является деревянный резной алтарь первой половины XVII века, сочетающий черты маньеризма и раннего барокко. У костела стоит католическая часовня 1873 года постройки. Здесь сохранилось еврейское кладбище XVI века.

Легенда от автора проекта
Невеста Щедреца
Помимо архитектурных памятников и исторических мест нашей Беларуси я непременно фотографирую старые домики в селах и деревнях. Они уже исчезают с лица земли. Их новые хозяева обшивают сайдингом, ставят стеклопакеты, но при этом теряется, пропадает аутентичность, оригинальность деревянной постройки. Вот и на этот раз в небольшой деревеньке мне приглянулся маленький, совсем старенький, но очень опрятный домик. С небольшими оконцами на четыре шибки и черными от времени стенами. На мою просьбу разрешить сделать несколько снимков хозяева любезно согласились со словами: «Вось и наша хатка-развалюха ў гісторыю пападзе».
В это время в соседний двор въехал небольшой микроавтобус, и на густую траву высыпала стайка галдящей детворы. Следом чинно вышли человек пять взрослых.
— Щедрецовы внуки и дети приехали, — сказал дедушка, размалывая в ступке семена укропа. Я поинтересовался: «Фамилия такая?»
— Не, прозвішча, мянушка, як кажуць у нашай вобласці.
Стало мне интересно, откуда такая кличка, начал приставать с вопросами и услышал следующую историю.
— Было гэта за польскім часам... — начала бабушка.
Раньше был такой праздник — Щедрец. В Беларуси поклонялись этому божеству как покровителю всевозможных празднеств, дружеских застолий и бесед. Оказанное внимание парня девушке на Щедрый вечер в большинстве случаев заканчивалось сватовством и свадьбой. Проходил праздник в начале января, молодежь деревни наряжалась, лица закрывали разными масками и ходили чудаковатыми походками, старались голоса изменить, чтобы сложно было узнать, кто есть кто. В особый костюм наряжался самый крепкий, веселый и бойкий парень. Он-то и играл главную роль самого Щедреца. Садился в  первые сани, обвязанные бубенцами и разноцветными ленточками. На голове у него была красочная корона, а в руках держал посох. Объезжали на санях всю деревню с песнями, музыкой и танцами.
Прошел слушок, что в этом году нарядится Щедрецом Семен, парень статный, силой одаренный, веселый да надежный. И была влюблена в него девушка из семьи землемера. Новость принесла подружка этой девушки, которая случайно подслушала, на ком будет наряд и маска Щедреца...
В возки да сани молодежь попрыгала, и ряженая процессия с песнями да частушками в путь тронулась. Зима тогда была не холодная, но на снег богатая.
— Значит, будет урожай,  — продолжая толочь душистую приправу, подхватывает рассказ старик. 
Через реку надо было переехать. Видать, хлопцы по чарке уже приняли, конями управляли, балуясь, вот и случилась оказия. Прямо на мосту кони в сторону шагнули, вожжей послушавшись. Зацепившись за поручни, сани накренились и высыпали всех, кто в них был, на лед. А лед не выдержал, и приняла студеная вода всю шумную компанию. Многие из полыньи стали самостоятельно к берегу грести. В воде остались только сам Щедрец да еще один парень. Щедрец как-то изловчился и выбрался, оставив своего друга по несчастью тонуть. Увидела это с берега девушка, удивилась: не думала она, что ее любимый такой трус. Кинулась она к полынье спасать бедолагу. Она поползла по тонкому льду к утопающему. К счастью, ей удалось спасти тонувшего. Уже на берегу она сняла с него маску и увидела, что это ее Семен. Видимо, раньше, ради смеха, парни обменялись масками, и никто не заметил.
Бабушка замолчала, а дед добавил:
— А ведь она могла не ползти к полынье, без нее нашлись бы смельчаки. Она и все остальные видели, что Щедрец — Семен спасся, и если бы она поверила своим глазам, а не сердцу…Видно, подсказало оно ей, что в полынье ее судьба. Поженились они потом… С тех пор так и повелось: Щедрецова невестка, Щедрецовы дети, Щедрецовы внуки.
— «Судьба», «в полынье», — передразнила его бабушка. — Просто она душу божью спасала.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.