Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Малая родина
>>>
Конкурс
>>>
Давайте разберемся!
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№25 от 18 июня 2015 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Адамполь
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Адамполь

У нашего народа в старые времена была, а теперь и возрождается, такая традиция — ставить придорожные кресты-обереги. Но мало кто помнит, что в самом начале Великой Отечественной войны, несмотря на проводимую много лет политику неверия в Бога, за одну ночь ставили на перекрестках дорог поклонные кресты. Изготовить их, а также то, что к ним прилагалось, необходимо было от заката до рассвета. Именно об этом сегодняшняя история. А отправляемся мы в путешествие по брестской трассе М1, потом поворачиваем на Мир, едем по Р11 и изучаем достопримечательности между Кореличами и Новогрудком. Проезжаем: Кальчичи, Несутичи, Осташино, Адамполь, Боярскую, Боратин, Брольники, Сулятичи и Слободку.

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Кальчичи

С 1802 года это место находилось во владениях Хрептовичей. Усадебный дом здесь был построен в середине XIX века. Местные жители рассказывали, что несколько лет назад строение пытались выкупить в частные руки, но цена, выставленная за эти руины, была не по карману. Так и стоит этот разрушившийся старый дом посреди большого поля без хозяина… Вот еще одна страничка нашей истории может завтра исчезнуть навсегда.

Поселок Несутичи

В стиле классицизма из кирпича в центре деревни в начале XIX века построена придорожная часовня. Внутри, к счастью, сохранилась деревянная скульптура распятия. Утверждают, что крест этот был сразу в часовне при строительстве.  Его в 1938 году пытались достать и хотели распилить, однако местные жители не позволили. Так распятие это сохранилось до наших дней,  к нему приходят люди помолиться.

Деревня Осташино

От усадьбы Чечотов среди распаханного поля чудом уцелел островок старинного парка с усадебным домом XIX века. Совсем недавно здесь была школа, а теперь есть опасения, что здание погибнет. А ведь это добротное строение может еще долгие годы служить рачительным людям. Сохранилась здесь и деревянная водяная мельница (XIX—начала XX в).

Деревня Адамполь

Еще одно владение Хрептовичей. Здесь не было усадебного дома, хозяева Адамполя жили в Щорсах. Но сохранился дом управляющего, огромное здание винокурни (1860), коровник и хозпостройки. Эти качественные строения из кирпича и камня и сегодня могли бы быть использованы.

Деревня Боярская

В конце XIX века здесь была построена четырехэтажная водяная мельница. Чудо деревянного зодчества сохранилось и радует посетителей, а местные жители ее старательно оберегают, надеясь продлить ей жизнь.

Деревня Боратин

В начале XIX века Радзивиловское имение переходит во владение Чечотов. А затем этими землями владеют Лозинские и Тукалы. Усадебный дом не сохранился, но уцелели добротные кирпичные  хозпостройки.  

Деревня Брольники

Нельзя проехать мимо и не остановиться, не осмотреть хорошо сохранившееся здание деревянной водяной мельницы, которая была построена в начале XX века.

Деревня Сулятичи

Здесь уцелел только угол стены часовни-усыпальницы, построенной в конце XIX века. Возможно, время ее возведения можно перенести еще позже, но по оставшимся руинам сложно это определить.

Деревня Слободка

Когда-то здесь была усадьба Шпилевских, от которой ничего не сохранилось. Уцелела построенная в стиле классицизма (1825) часовня-усыпальница. Она стоит на пересечении дорог, на небольшой возвышенности, и с какой стороны ни едет путник, обязательно увидит эту небольшую белую часовенку. Местные жители рассказывали, что когда-то ее хотели взорвать, но привезенный для этого динамит непонятно как исчез со склада. Возможно, эта история — местная легенда, а возможно, случай реальный. Как знать…

Легенда от автора проекта
Поклонный крест
Пройдет еще совсем немного времени, и уйдут на небеса прямые свидетели тех событий, а главный свидетель — сам поклонный крест — вот-вот рухнет в высокие травы, и не заметит никто, что его уже нет на горизонте, и поглотит земля его. Распашется этот небольшой холмик, превратятся в пашню труха из древесины и рушнички, и только разбившееся на мелкие осколки стекло от иконки будет еще сколько-то времени поблескивать на солнце, но и на него случайный прохожий не обратит никакого внимания, посчитав, что это просто роса…
Завтра рано утром уйдут из городов и деревень молчаливым людским потоком кровинушки родненькие на ближайшую станцию, на сборный пункт, а там — по зову Родины в места, где требуется их сила и мужество землю родненькую защищать от вражеской вероломной нечисти. И открывались храмы все, даже те, что превращены были в склады да хранилища. Молиться стали на коленях матери за сыновей, жены — за мужей, сестры — за братьев.
Молодые парни да мужчины хмурые стоят в церкви вдоль стен в молчании гнетущем. И было видно, что многие из них еще молитвы помнят, читают, незаметно шевеля губами. Священник старенький тихо выходит и говорит: «Всем миром, люди добрые, сплотимся на дело нужное, действо светлое. Отцом, Сыном да Святым Духом благословенное. Все и каждый знает, что от него требуется. Где он старания свои и умения приложить может. Время не терпит, его у нас ровно от заката до рассвета». Перекрестившись, расходятся все сразу. Мужчины, что покрепче, в лес уходят с топорами и пилами.
И вот среднего обхвата сосна смолистая падает во мхи прохладные, ствол разрезается по нужному размеру и доставляется в деревню, к условленному двору. А там — кто бревно отесывает, кто вырубает чашечки и строгает старательно, кто сверлит.
На дубовые гвозди перекрестье садится… И вот на траве утоптанной, на стружке кучерявой лежит, будто светится, крест только что руками людскими созданный.
А в это самое время, ни минутки не медля, кабетки возраста разного другими делами заняты: кто пряжу сучит, кто нитки цветами разными раскрашивает и на веревках по двору развешивает. Те хозяюшки, что поопытнее, кросна налаживают, станок ткацкий заправляют и ткут  рушничок белый с концами из нити красной и черной.
А в храме иконка малая в руках священника проносится среди людей, на коленях всю ночь простоявших. Молитвы свои они обращают к Матери Божьей — Царице Небесной — защитить кровинушек их ненаглядных. Здоровыми да невредимыми чтобы вернулись, а кто останется на поле ратном, чтобы их приняла она под свое покровительство как безгрешных мучеников.        
Перед рассветом самым крест поклонный несут за деревню в поле, где сходятся несколько дорог. Еще раз читается молитва, вкапывается крест, закрепляется иконка, завязывается рушничок. Встает солнце. Новобранцы целуют родных и близких, прикладываются к кресту, кланяются — ему, матерям и женам, земле родной. Уходят, часто оборачиваясь.
На пригорке поклонный крест встречает свой первый рассвет, и высится он как символ веры и надежды. Капли смолы его, похожие на слезы, текут по желтым бокам прямо к ногам оставшихся. Плачет он в предчувствии надвигающегося непомерного горя людского....



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Мстиславль основан на территориях, населенных когда-то преимущественно радимичами.

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

…Земли эти принадлежали князьям Трабским, Ходкевичам, Сапегам, а в XVIII веке перешли роду Булгаков.

Рассматривая архитектуру какого-нибудь старинного особняка, всегда стоит помнить, что за его стенами прожили свои жизни несколько поколений хозяев.