Культура

№23 от 04 июня 2015 года

Союза образ музыкальный
Союза образ музыкальный

Давно замечено, что музыка — очень изысканный и интернациональный язык, посредством которого можно передавать самые разнообразные «послания». В ней нет фальши. Классика бессмертна, потому что понятна практически всем и любима многими. А народные музыкальные произведения являются «лицом» нации. Музыка способна объединить и сроднить разных людей. В Союзном государстве творческое музыкальное сближение воплотилось в создании многочисленных проектов, один из которых — совместный симфонический оркестр.

 

Наша справка

Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр организован в 2008 году по инициативе Постоянного Комитета Союзного государства и Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Возраст участников коллектива — от 14 до 18 лет. Все они — будущая музыкальная элита Союзного государства, ученики двух знаменитых школ: Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского и Республиканского музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки.

Памяти тех, кто Победу ковал

Заместитель Государственного секретаря Союзного государства,
член Постоянного Комитета Иван Бамбиза вместе с музыкантами возлагает цветы
в Зале славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Появление на публике этого коллектива — всегда нечто большее, чем просто концерт. Оркестр, заслуживший восторженные отклики за время своего серьезного гастрольного тура по городам Союзного государства, Великобритании, Германии, Италии, Чехии, уже 5 лет являет каждым своим выступлением доказательство реальности и продуктивности союзного строительства. А еще программы оркестра — это всегда яркий и неожиданный диалог со зрителями, которые перестают быть отстраненными наблюдателями музыкального чуда, рождающегося прямо перед ними.
«Ежегодные гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра — одно из самых масштабных мероприятий Союзного государства в области молодежной культурной политики. Осуществляя совместную работу по продвижению классического музыкального наследия, молодые участники нашего оркестра осознают, что являются представителями единого Отечества. И понимание того, что мы едины, является особенно актуальным в год 70-летия Великой Победы», — такие слова содержались в приветствии Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты участникам, гостям и организаторам выступления Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра на торжественном концерте, который состоялся 10 мая в Зале полководцев Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
«Рок и человек, — вот такую тему мы сделали в этом году, — рассказал журналистам Вячеслав Валеев, дирижер оркестра от России. — И ребята понимают, что в то время люди попали в ситуацию, когда надо было защищать Родину. Они сейчас тоже защищают Родину — на конкурсах, на гастролях. У нас нет никаких разделительных границ, мы играем белорусскую и русскую музыку. Ребята учатся там, мы учимся здесь, и они видят, что у нас одинаковые корни, одни музыкальные традиции».

Оттенки музыки

Дирижер оркестра от Беларуси Иван Костяхин рассказал нашему журналисту о своем отношении к этому творческому проекту:
— Московские ребята, несмотря на их юный возраст, уже крепкие профессионалы, у них великолепная исполнительская струнная и оркестровая школа. Скрипачи играют практически на уровне взрослых музыкантов, но при этом их игра отличается искренностью и юношеской чистотой. К 10—11-му классу они прекрасно читают с листа и имеют достаточный технический «запас», чтобы исполнять сложнейшие сочинения, при этом гибко подчиняясь исполнительской трактовке дирижера. Приятно, что там и наши белорусские ребята учатся тоже. Например, гобоистка Валерия Алесюк в оркестре из Беларуси, но проходит обучение в Москве. Фаготист Алексей Левин — сын белорусского дирижера — тоже наш, но учится там.
У нас замечательные низкие струнные — контрабасисты, виолончелисты, альты! И хотя наших, белорусских, студентов воспитывают больше как солистов, артистов ансамбля, они быстро притираются в оркестре друг к другу и играют, действуют, реагируют как один огромный чуткий музыкальный организм, как единый инструмент. Наша, дирижерская, задача в этом случае — настроить этот инструмент, направить энергию юных профессионалов в нужное эмоциональное и стилевое русло. Что же касается общих, сходных черт артистов, то очевидно, что белорусы и россияне похоже чувствуют дыхание музыки. Русская музыка — Чайковский, Рахманинов, Прокофьев — близка нашим ребятам и они «говорят» на одном музыкальном языке с россиянами. А когда российским оркестрантам рассказываешь о стилистике белорусской музыки (а белорусская музыка была представлена в нашем проекте сочинениями Д. Смольского и В. Солтана), они быстро схватывают и забирают эту информацию в свой профессиональный «рюкзачок».

Визитная карточка союзных проектов

Российский и белорусский дирижеры находятся в творческом тандеме. За несколько месяцев до очередной серии совместных выступлений начинается проработка программы, определяется ее общая направленность, тематика, происходит отбор сочинений, которые прозвучат на концертах. В соответствии с требованиями партитур формируется и состав оркестра. Во время выступлений Вячеслав Валеев и Иван Костяхин дирижируют оркестром по очереди. Также они ищут нужных музыкантов. Например, «медный» состав был представлен россиянами. В ЦМШ хватает скрипачей, зато мало виолончелистов, альтистов и совсем нет класса контрабаса, поэтому почти все виолончелисты, альты и все контрабасисты были белорусами. Половина исполнителей на деревянных духовых инструментах в осеннем проекте 2014 года — россияне, половина — белорусы.
В майском проекте 2015 года основной репетиционной площадкой коллектива стал Минск. Тридцатого апреля в столицу Беларуси приехала московская группа оркестра — около 50 музыкантов.
«Уже 2 мая ребята дали торжественный концерт в большом зале Белгосфилармонии, — рассказывает куратор белорусской делегации, известный пианист Александр Поляков. — Прошло всего три сводных больших репетиции, где музыканты могли почувствовать себя единым целым. Было сложно, учитывая, что это дети, но на качестве музыки это не отразилось. Все очень талантливые и способные, потому что занимаются в лучших музыкальных заведениях, где осуществляется очень тщательный подбор учащихся для данного проекта. Многие участники оркестра являются победителями, лауреатами и дипломантами юношеских международных конкурсов, имеют серьезные достижения в сольном исполнительстве».
Выступления оркестра стали своеобразной визитной карточкой союзных проектов в области молодежной культурной политики и ярким примером особой — музыкальной — дипломатической миссии в установлении межрегиональных и международных творческих контактов.


Вячеслав Валеев аплодирует музыкантам Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

О ней в местных газетах вышло несколько публикаций с одним и тем же названием «Девушка, которая отказывается сниматься в кино».

В фильме «Как закалялась сталь» Владимир Конкин должен был сыграть роль Лещинского. Случай круто изменил его жизнь.

Экспромты и импровизации Сергея Маковецкого иногда приводили к казусным ситуациям.

Актер без зрителя существовать не может, поэтому, снявшись в кино или сыграв в театре, он ищет отклик у публики