Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Здоровье
>>>
Давайте обсудим
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№23 от 04 июня 2015 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Индура
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Индура

Когда я побывал в Коптевке и Квасовке, а потом посетил  Индуру, то понял, что если я когда-нибудь захочу поменять свою жизнь, — вот те точки на карте Беларуси, в которых я бы обосновался.  Очень аккуратные, чистенькие, ухоженные — это небольшие городки, где радуется взор и отдыхает душа, где на улице все с тобой здороваются и встречают в доме как долгожданного гостя.  Обязательно стоит отправиться в эти населенные пункты.
Едем по М1 по брестской трассе до Слонима, а в Слониме поворачиваем на дорогу Р99 и двигаемся по ней до Коптевки. Наш маршрут следующий: Коптевка, Квасовка, Индура, Одельск, Глебовичи, Понижаны, Богатыревичи, Свислочь и Миневичи. 

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Агрогородок Коптевка

Из кирпича в стиле ренессанса и классицизма в 1936—1939 годах здесь был построен  костел Вознесения Девы Марии. В 1945-м перестраивался под мельницу. А в 1992 году был восстановлен и возвращен католикам. Есть здесь и другая достопримечательность — каменная Успенская церковь, которая была построена в ретроспективно-русском стиле 1867 году.

Агрогородок Квасовка

Костел Непорочного зачатия в стиле классицизма и неоготики из кирпича строился в 1856—1872 годах. Был закрыт с 1961 по 1989-й. Рядом с храмом колокольня из кирпича и камня.

Агрогородок Индура

Тянется в небо белый Троицкий костел. Возведен он был в  1815 году в стиле классицизма и ампира.  Сочетание этих стилей вылилось в архитектурный шедевр поразительной красоты. В 1904-м была проведена реконструкция храма. В этом населенном пункте есть также и церковь Святого Александра Невского, построенная в 1881 году. Уникальной особенностью этого храма можно назвать фреску, нанесенную на алтарную часть церкви с внешней стороны здания. Здесь сохранилась школа, построенная в XIX — начале XX столетия. Еще одной достопримечательностью Индуры, которая может привлечь туристов и путешественников, является синагога. Она была построена в 1885 году. Сейчас не используется, поэтому постепенно разрушается, хотя пока еще она в неплохом состоянии.


На юго-западе от Индуры, между городком и соседней деревней Житорудзь, находится еврейское кладбище XVIII века. У самой деревни Житорудзь — огромное городище.

Агрогородок Одельск

В XVIII веке из дерева в стиле барокко был здесь построен костел Девы Марии. В 1887 году восстановлен, а  в 1898-м реконструирован. В 1992 году его восстановили еще раз с сохранением прежнего вида. Вокруг храма — ограждение из камня, рядом  с костелом — каменная часовня. Есть в городке рядовая застройка XIX века. На христианском кладбище путешественнику интересно будет посмотреть на могилу неизвестного польского солдата (1920).
Долго искали в Одельске каменный крест, и только маленькая девочка указала нам место, где он стоит. Когда-то этот камень был языческим идолом, позже из него вытесали крест. На нем сохранились отметины от пуль, судя по всему, его пытались разбить, но крест этот все же сохранился и стоит, словно символ меняющихся отношений к верованиям предков.

Деревня Глебовичи

В XIX веке в стиле классицизма здесь построена католическая часовня святой Анны. С 1864-го  — собственность православных. В 1922 году возвращена католикам. Со времен Второй мировой войны она была закрыта до 1990-го. Рядом с храмом стоит каменный крест на небольшом постаменте.

Деревня Понижаны

В 1898 году из кирпича здесь воздвигли Покровскую церковь. Долгое время не действовала, открыта для верующих только в  1990-м.

Деревня Богатыревичи


В восточной части деревни  от усадьбы XIX века сохранились дом для рабочих, хозпостройки и ледовня. На западном же краю — могила Яна и Цицилии (Сисилии). Могила эта почитаема местными жителями и с ней связана легенда о любви и верности. Эту красивую историю о чувствах двух молодых людей Э. Ожешко художественно описала в своем романе «Над Неманом».

Деревня Свислочь

В стиле неоренессанса здесь в XVIII веке построили костел, который потом был перестроен в церковь. Сейчас она носит название Крестовоздвиженской.  В прекрасном состоянии сохранился усадебный дом Красинских (XIX век). Усадьба построена в стиле модерн. Рядом — старинный парк.

Деревня Миневичи

К северо-востоку от деревни, в лесу, расположена могила участников восстания 1863—1864 годов. Видно, что это место посещает много людей. Могила ухожена, кругом цветы, ладанки, флажки.

Легенда от автора проекта
Вышиванки Зоськи
Кто бы мог подумать, что эта старенькая, изорванная вышиванка подарит мне такую необыкновенную историю. Но все сначала…
Мой хороший друг, коллекционер, реставратор и собиратель старины, замечательный рассказчик и слушатель (что не менее важно), зная мое увлечение старыми вышиванками, однажды пригласил к себе заехать.
Сад весь был в цвету, от легкого дуновения ветра лепестки срывались и стайками кружились и падали в траву к желтым одуванчикам. У крыльца под старой грушей стоял стол, рядом несколько «польских» стульев с тиснеными узорами.  На столе лежала та самая вышиванка. Она была в плохом состоянии, но, взглянув, замечаю главное — то, что на ней вышито.
Слушаю ее историю и еще раз благодарю небо за то, что везет мне на счастливые случайности. И, слава Богу, полна подобными легендами и рассказами старины глубокой наша земля.
Семьи раньше были многодетные, большие. Вот и в этой было шестеро сыновей и одна, самая младшая, дочка. Повзрослев, братья, кто как мог, устроились в жизни.  Старший отделился сразу, женившись. Брат за ним следом — кузнецом стал знатным. Двое из младших братьев, что родились перед сестрой, в заработки за границу подрядились. Возвращение их в семью после долгого отсутствия всегда было событием, можно сказать, праздником. Все собирались и слушали их истории разные про то, как там в Европе люди живут, какие города да селения довелось увидеть, как и что там устроено. Больше всего рассказы эти нравились младшей сестренке. И вот стала она их упрашивать взять и ее с собой. Хотела съездить, хотя бы разочек, если на то родители дадут согласие. Те, конечно, вначале были категорически против, но на заверения сыновей, что все будет хорошо, в конце концов согласились. А тут еще и старшие братья поддержали, мол, пусть едет, если хочется. Взяли с братьев обещание за малой смотреть и оберегать ее да домой вернуться раньше обычного. Буквально несколько недель длилось путешествие этой девочки, которое закончилось благополучным возвращением домой. А дальше…
Дальше была война, революция, разруха, голод, следующая война. Те братья, что работали за границей, там поселились да и пропали, вестей от них не было, старший погиб на фронте, двое сгинули в лагерях Сибири. Только одна младшая сестра осталась живой из детей этой некогда большой семьи. Жених ее тоже погиб во время Второй мировой войны.
В 1946 году она выходит замуж за однорукого фронтовика. У них рождается девочка Зоська. Жизнь потихоньку налаживается, строится дом, дочь идет в школу. И вот где-то в середине 1950-х, девочка уже училась  в третьем классе, пришли домой к родителям учительница Зоськи и председатель сельского совета.
— Что это? — разложив на столе вышиванки, строго спросили у девочки пришедшие. И не дождавшись ответа от опешивших родителей, продолжали. — Это она вышивает на уроках труда, этому мы ее не учили. Дети вышивают звездочки, флажки, слова Ленина…Мы знаем, из какой вы семьи, где ваши братья и где вы сами были. Вы даже не представляете, чем это все для вас может закончиться. Небось, и  литературы привезли с картинками. А ну показать, живо! 
Угрозы, крик… Бедная мать упала на колени:  «Никаких картинок и книг нет. Да, я была там. Но нигде, никогда и никому…Клянусь!». И она упала в обморок прямо у ног незваных «гостей».
Когда она открыла глаза, рядом были муж и доченька. «Ушли, — тихо сказал фронтовик. — Я солгал, что это я рассказывал дочери, что там видел. Приказали сжечь вышиванки». При этих словах Зоська заплакала. Мать обняла ребенка и прошептала: «Никогда, слышишь, никогда…».
Зареванная малышка, всхлипывая, уснула. А на кухне жена клялась, что никогда дочке не рассказывала о своем путешествии за границу. Невероятно, но ребенок, спустя столько лет, вышивал то, что видела его мать в своем детстве.
За полночь. В доме все спали, на столе в лунном свете лежали вышиванки с необычными  сюжетами: цветные домики с красными крышами, высокие шпили с крестами, яркие повозки и кареты, люди во всем светлом и цветном, много зелени, цветов и света, который, казалось, струился, перебивая, свет луны…



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.

Один из пунктов нашего сегодняшнего маршрута – деревня Далёкие. В ней, в самом центре, протекает ручей под названием Кровавый.


Деревня Опса принадлежала когда-то Плятерам. Род этот большой и древний, но наиболее яркая его представительница – Эмилия Плятер. Графиня, революционерка, собирательница белорусского фольклора, участница ноябрьского восстания 1830 года, в ходе которого сначала организовала и возглавила небольшой партизанский отряд, а затем была командиром роты польских пехотинцев в звании капитана – небывалый случай для армии той поры. Ближе к концу восстания Эмилия, которой едва исполнилось двадцать пять лет, неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Имя и необычная судьба графин