150 золотых маршрутов моей Беларуси

№21 от 21 мая 2015 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Дятлово
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Дятлово

Человек любит свою страну независимо от того, насколько прекрасен в ней климат и удивительна природа, от ее экономического богатства и исторической славы. Он любит родину, малую или большую, так как любит свою мать — просто потому, что это близкое, дорогое, то, к чему ты за годы жизни прирос корнями души. 
Наше путешествие продолжается. Из Минска отпровляемся по М1, можно ехать через Новогрудок по трассе Р11 и через Слоним по дороге М11. Маршрут: Накрышки, Дятлово, Высоцк, Горка, Везновец, Дворец, Ненадовичи, Роготна и Новоельня. 

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Накрышки

В стиле классицизма в 1821 году из бутового камня построена церковь святых Бориса и Глеба. Глядя на нее, лишний раз убеждаешься в том, что храмы раньше ставились людьми, которые знали, где и как надо возводить святыню. Каменное ограждение с брамой и колокольней построено немного позже.

Дятлово

На христианском кладбище стоит часовня 1813 года. Позже, в 1906 году, помещик Стравинский приспособил  ее под фамильную часовню-усыпальницу. Построена в стиле классицизма. В этих местах сохранилось еврейское кладбище в хорошем состоянии.
В городе на площади 17 Сентября, рядом с костелом, сохранилась рядовая застройка  XIX—начала XX века.  Костел Вознесения Девы Марии в стиле виленского барокко, необычайно красивый и величественный. Построен Сапегой в 1624 году. Во время пожара в 1743-м костел сильно пострадал и был затем перестроен снаружи и внутри (архитектор А. Осикевич). В 1882 году — снова горел, но был восстановлен. И в 1900-м тоже храм получил повреждения от огня.

 

Здесь сохранился дворец Радивилов, построенный в 1751 году. Первоначально он представлял собой архитектурный комплекс из дворца, пейзажного парка, водоемов, малых архитектурных форм и пр. Сейчас от него осталось главное здание и хозпостройка.
Деревянная Спасо-Преображенская церковь построена в начале XVIII века.

Высоцк

В стиле классицизма возведена из кирпича в 1877 году церковь святого Николая. Первоначально же на этом месте был воздвигнут деревянный храм, который в некоторых источниках датируется XVI столетием. Сохранилась здесь в хорошем состоянии каменная водяная мельница. Рядом с ней изумительно красивые места: река и берега, поросшие кустами черемухи и сирени. 

Горка

Яркая, многоцветная церковь святого Георгия построена в XIX веке в ретроспективно-русском стиле. В 1988 году ее отреставрировали и вернули верующим. Была в этой деревне когда-то и помещичья усадьба, от которой, традиционно, сохранились лишь хозяйственные постройки. На кладбище Горки есть уникальное место: поклонные камни. В некоторых источниках эти камни датированы XI—XII веками. Скорее всего, это языческое капище. Но на него непременно стоит посмотреть. Под камнями есть лаз, считается, что тот, кто пролезет по этому лазу, будет здоров и счастлив. Вокруг камней, на деревьях висят ленточки, рушники, лежат подношения. Рядом с поклонными камнями — небольшая часовня. Удивительное сочетание верований у белорусов!

Ненадовичи

На христианском кладбище в руинах часовня-усыпальница. Построена она в XIX столетии. В деревне из кирпича в стиле классицизма в 1822 году воздвигнут костел Сердца Иисуса. После 1864-го передан православным. В 1950 году закрыт. В 1989-м восстановлен как костел. Рядом с храмом — три часовни-надмогильные памятники, которые в хорошем состоянии (XIX в.).

Роготна

Здесь в стиле классицизма в 1840 году воздвигнут величественный костел святых Апостолов-Хранителей. Поразительное сочетание мощи и непоколебимости в вере сквозит во внешнем облике этого храма. После восстания 1863-го он был отдан православным. В 1920 году восстановлен как костел. В 1948-м закрыт и до 1997 года не действовал. Рядом — брама, колокольня с ограждением.
От старой усадьбы сохранились хозпостройки и флигель. 

Везновец

Редкий пример, когда все замечательно слилось воедино: и мастерство реставраторов и умение молодого настоятеля поддерживать порядок в храме и на прилегающей территории. На красивом, ухоженном месте здесь стоит церковь святых Петра и Павла. Воздвигнута она была в 1875 году из кирпича и камня в ретроспективно-русском стиле. Брама и ограждение сделаны из того же материала, но позже. 

Дворец

Следует заглянуть на фамильное кладбище Протасевичей, чтобы посмотреть на очень красивое надмогилье.  В этой местности сохранились руины водяной мельницы XIX века.
В 1866 году в ретроспективно-русском стиле из кирпича сооружена Покровская церковь. Но настоящее украшение этой деревни — костел Божьего тела (1904). Построен он в стиле необарокко. 

Новоельня

Три объекта этого городского поселка достойны внимания любопытного путешественника. Первый — чудом сохранившаяся мемориальная колонна XIX века. Такие редко встречаются на наших землях, но и этот образец мы можем потерять: колонна находится в удручающем состоянии. Второй — железнодорожная станция 1923 года строительства. Третий — церковь Рождества Богородицы, построенная в ретроспективно-русском стиле в 1876 году (архитектор Лозинский).
Легенда от автора проекта
Ладов круг
Что мы знаем о своих стоунхенджах? Специалисты, археологи, историки, может, и знают, но белорусам о подобных культовых местах своей страны широко не известно. И пусть на этих возвышениях и горках не будет таких каменных монолитов, как в Англии, и пусть они не будут столь популярны во всем мире, как их замечательный собрат, но в те далекие-предалекие времена для наших предков места те были дороги, не менее почитаемы и посещаемы во время культовых обрядов и на праздниках в честь своих  богов.
Церковь стояла на приличном расстоянии от деревни, на крутом берегу реки. От храма чудесные перспективы раскинулись на верст двадцать. Открытое пространство, кажется, еще выше приподнимало к небу и этот берег с рекой, и этот храм, на ступеньках которого сидела малюсенькая бабушка в цветном платочке с корзинкой в руках. Веселые прищуренные глаза придавали ее лицу выражение счастья.
Поздоровавшись, сразу же поинтересовался, почему так далеко от деревни возведена святыня. «Сядайце, калі ласка», — пригласила она меня, похлопывая по ступенькам ладошкой.
И начала свой рассказ бабушка с того, что раньше в каждом селении был человек, который владел знаниями, где и когда храм ставить надобно. Сказывали, что учили этому сызмальства, и неважно: был это мальчик или девочка. В роду моей рассказчицы ее прабабушка обладала такими знаниями. Их она передала потом по наследству ее бабушке. А та и указала, что именно это место следует освятить и поставить здесь храм господень.  
А еще из поколения в поколение в их семье передавалось, что погорок этот на берегу реки когда-то, очень давно, был языческим капищем. Но самое удивительное, пересказывалось, как было устроено это священное место. Расскажу и вам, как слышал, как запомнил.
Было это правильной формы круглое возвышение, возведенное искусственно, возможно, а может, созданное самой матушкой-природой. Три огромных круга с центральной возвышенностью внутри. Первый, самый большой круг сооружен был из огромных заостренных бревен. Он был разделен на четыре сегмента. На одном ряду с бревнами стояли дубовые истуканы, символизирующие четверть года. Проходы обозначали летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Посредине капища, за этим большим кругом, стоял круг поменьше с ограждением из более тонких бревен и чуть ниже по высоте. Между этими ограждениями внешним и внутренним, был широкий проход. Внутреннее ограждение тоже было разбито на четыре части, а проходы между ними были совмещены с проходами внешнего круга.
Самым большим праздником древних людей был день летнего солнцестояния. В центре капища на основании огромных валунов сделана была насыпь, на которой стояло еще одно возвышение, окруженное двенадцатью камнями поменьше. Это было место жертвенного огня. Приносили к нему мед и молоко, травы пучками, лапки и головы черных петухов. Вдовы несли свои волосы, незамужние девушки — тканые ленточки с головных уборов, мужчины постарше — ожерелья из клыков убитых животных, а молодые парни несли фигурки божества, вырезанные из дерева или из кости. Что сжигалось, а что оставалось у подножия священного огня.
Помнила бабушка, что это место называли раньше Ладовой горой, или Ладовым кругом, в честь Лада — божества, который отвечал за порядок в этом мире, за чередование времен года, за смену дня и ночи, за хождение по небу Луны и Солнца.
— Добра, — сказала моя собеседница, немного помолчав.  — Пайду. Адпачыла, з табой гаворачы. Да хаты, можа, неяк дакавыляю. Зёлак па дарозе збяру, птушак паслухаю, — добавила она, уходя, таким образом отказываясь от моего предложения подвезти. — А ты, мілок, не спяшай ехаць, пасядзі у Ладавым крузе, сіл набярыся... Калі яшчэ прыдзецца...



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.