Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Здоровье
>>>
Давайте обсудим
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



Как это было

№15 от 09 апреля 2015 года

Двойной таран в небе Колымы
Двойной таран в небе Колымы

Американские самолеты нашим летчикам нравились. Недаром ас из асов, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин выбрал именно «Аэрокобру» и сбил на ней в небе России и Украины свыше пятидесяти вражеских самолетов. В Европе под его командованием уже полк, а потом и дивизия воевали полностью на американских истребителях. Летали на машинах союзников и дважды Герои Арсений Ворожейкин, Владимир Лавриненков, Борис Сафронов.
Но трудно было добираться американскому самолету до наших аэродромов. Атлантические конвои — лакомая  добыча для немецких подводников, южный путь через Индийский океан, Иран и Ирак — длинный и долгий. А ведь Советский Союз и Соединенные Штаты Америки — страны-соседки. Аляску и Чукотку разделяет всего лишь несколько десятков километров Берингова пролива. Правда, на Чукотке нет ни шоссейных, ни железных дорог, но ведь самолетам они и не нужны.
Перегонка самолетов требовала от летчиков, помимо безукоризненного профессионализма, мужества и героизма. За время существования трассы (неофициально ее звали «Трассой Мазурука») произошло около 39 катастроф, погибли 114 советских летчиков. О причинах катастроф оставалось только догадываться: найти рухнувший самолет в бескрайних просторах, а уж тем более провести квалифицированную экспертизу удавалось далеко не всегда.
Одна из загадок – исчезновение группы из четырех истребителей «Р-39» «Аэрокобра», случившееся в небе Арктики 25 февраля 1944 года. Вылетев в назначенный срок, к контрольному времени на аэродром Сеймчан истребители не прибыли. Следующие группы самолетов никаких следов аварии не нашли, да мудрено их было найти: три недели непогоды могли замести любые следы.
Но в мае того же года к поселку Зырянки, что стоит на Колыме, вышел человек, назвавшийся летчиком Петром Тихомировым, командиром перегоночной группы, пилотировавшим один из пропавших самолетов. Состояние его было крайне тяжелое: исхудавший, оборванный, с многочисленными обморожениями, он еле двигался от усталости и болезни. В полубреду продиктовал председателю поселкового совета М.Н.Алексеевой рапорт. Из него следовало: группа была атакована неизвестным летающим объектом, в бою с которым погибли все самолеты. Тихомирову удалось выпрыгнуть с парашютом и после долгих скитаний выбраться к людям.
Случившееся он описывает так: два самолета, пилотируемых им и В.Веденеевым, летели впереди, чуть сзади держались машины Б.Кудасова и Н.Каратаева. Короткий световой день заставлял использовать каждую минутку, но по трассе приходилось преодолевать участки непогоды. Полет протекал нормально, но внезапно из-за тучи показался странный летающий объект. Формой и видом своим он напоминал небольшой цельнометаллический дирижабль стального цвета, сигарообразной формы размерами приблизительно 15 на 5 и на 3 метра, но ни моторов, ни гондолы не наблюдалось. К тому же объект шел параллельным курсом на скорости, значительно превышающей возможности любого дирижабля. Тихомиров попытался связаться с ним по радио, но радиосвязь отказала: в наушниках не было даже треска помех.
«Сигара» начала сближение, что летчику определенно не понравилось: неизвестный объект, да еще в военное время, был потенциальным источником опасности. С другой стороны, аппарат мог быть и секретной отечественной разработкой. Наводить неизвестный объект на аэродром не хотелось, и на всякий случай Тихомиров предпринял маневр расхождения, изменив курс на тридцать градусов. Объект, в свою очередь, скопировал маневр Тихомирова. Летчик увеличил скорость, но неведомый аппарат с легкостью нагнал его. Нагнал и выпустил по самолету Тихомирова цепочку зеленоватых пузырьков размером с теннисный мяч. «Пузырьки» подлетели к «аэрокобре» и, словно кислота, разъели обшивку. Теперь никаких сомнений о враждебной принадлежности аппарата не оставалось.
Теряя управление, Тихомиров все-таки сумел открыть огонь на поражение (самолеты снаряжались половинным боекомплектом), но выстрелы не причинили противнику никаких видимых повреждений. В ответ на это аппарат выпустил новую серию «пузырьков», и «Аэрокобра» в считанные секунды просто развалилась в воздухе. Аэродинамический удар был настолько силен, что Тихомиров едва не потерял сознание, но все-таки сумел привести парашют в действие. Спускаясь, он видел, как неизвестный объект атаковал ведомого. Отсюда, издали, «пузырьков» видно не было, но самолет Веденеева просто взорвался, превратившись в огненный шар.
Подоспела вторая пара «Аэрокобр». Они разошлись в стороны, пытаясь взять металлическую «сигару» в клещи. Та мгновенно изменила направление полета, показав при этом невероятную маневренность.
Первым на сближение пошел Кудасов. Он не открывал огонь, просто шел на таран. «Сигара» не отвернула, и самолет врезался в нее на полной скорости. То ли от пламени взрыва, то ли по иной причине, но поверхность неведомого аппарата из стальной стала ярко-красной. В отличие от самолета он продолжал держаться в воздухе, но у Тихомирова возникло ощущение, что столкновение  все-таки нанесло врагу ущерб: тот потерял маневренность и медленно, боком поплыл в сторону. И здесь последний самолет, пилотируемый Каратаевым, повторил таран, направив машину на «сигару». Еще один взрыв!
Теперь было ясно, что вражеский аппарат поврежден – прежде двигавшийся совершенно  бесшумно, он начал издавать низкий, дребезжащий звук. Во все стороны от него летели искры, подобные тем, что бывают при соприкосновении электрических проводов. Постепенно теряя высоту, «сигара» стала перемещаться в сторону Восточно-Сибирского моря.
Продиктовав рапорт, Тихомиров потерял сознание и, спустя сутки, умер. Как восприняли рапорт в дивизии, неизвестно: само существование Первой авиаперегонной дивизии долгое время держалось в секрете.
В нацистской Германии в годы войны создавались различные экспериментальные летательные аппараты. Был ли встреченный над Колымой объект одним из них или наши летчики столкнулись с необычной шаровой молнией? Или это был аппарат третьей, неизвестной стороны?

Николай ГРЕЧАНИК, бывший военный летчик, писатель



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Осенью 1943 года партизаны провели второй этап «рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт»: было взорвано более 90 тыс. рельсов, свыше 1 тыс. эшелонов, разрушено 72 железнодорожных моста, уничтожено 400 километров телефонно-телеграфных линий.

На Международном кинофестивале в аргентинском Мар-дель-Плата в 1960 году Анне Каменковой была присуждена специальная премия за лучшую детскую роль.

Согласно архивным данным, на 188 объектах столицы саперы сняли и обезвредили 1884 фугаса, 1474 авиабомбы, 294 противотанковых, 859 противопехотных мин, 85 мин-сюрпризов, 622 стандартных трехкилограммовых заряда, большое количество взрывчатых веществ, снарядов, мин и других боеприпасов.

Приходя на кладбище на Радуницу или 9 Мая, я тихо говорю ему: «Спасибо!». За жизнь, за Победу. Я знаю – он слышит… Ветеpaн Великой Отечественной войны, награжденный орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», Владимир Аблажей испытан был судьбой не один раз.