На заметку

№12 от 19 марта 2015 года

Задание на дом
Задание на дом
Выполнение домашнего задания — не самое любимое занятие школьников. Но поскольку дело это совершенно необходимое, подход к нему должен быть грамотным. За советами родителям мы обратились к опытному педагогу — учителю начальных классов минской школы №19 им. Янки Купалы Людмиле Гутник.
— Главное  в домашнем задании — своевременность, правильность и аккуратность. Если  ученик принес его через неделю, такое домашнее задание уже не нужно. Если оно сделано неаккуратно, тетрадку вообще не хочется брать в руки. Что касается правильности, то тут должны помогать родители, иначе результата не будет, — отмечает Людмила Георгиевна.
Как долго надо помогать? Три первых года учебы обязательно, считает педагог. В четвертом можно потихоньку «давать задний ход», но именно потихоньку и точечно. Потому что если самоустраниться сразу и полностью — ни к чему хорошему это не приведет. Задача родителей — не делать задания за ребенка, а научить его учиться. Задавать наводящие вопросы, акцентировать внимание на главном, объяснять непонятное.
Конечно, для этой нелегкой миссии родителям просто необходимо запастись терпением. Вы не сможете помочь ребенку, срываясь на крик. Общаться надо спокойно и доброжелательно. Не понял с первого раза — попытайтесь объяснить по-другому.   
В первом классе домашние задания не задаются, но учителя практикуют недельные домашние задания, выполняемые по желанию. И их, отмечает моя собеседница, не стоит игнорировать. «Детям необходимо развивать мелкую моторику руки. Второй класс — это уже диктанты, и если ребенок не научится писать, ему будет сложно. А как мы учимся писать? Как и кататься на коньках — долгие и упорные тренировки! Это же касается и чтения, и решения примеров, задач. Чем больше ты решил, тем больше запомнил».
Очень важно при выполнении домашнего задания учитывать пожелания педагога. «Каждый учитель четко объясняет: я хочу видеть задачу, оформленную так и так, примеры в два столбика, столько-то клеток между ними. Как говорит — так и надо делать. Обращайте на это внимание», — советует Людмила Георгиевна.  
В какое время лучше всего делать уроки? Когда соблюдены два основных условия — ребенок успел отдохнуть от школьных уроков и рядом уже есть кто-то из родителей. Но не стоит затягивать процесс до позднего вечера. «В 8—9 часов вечера ребенок уже с трудом воспринимает информацию. Иногда мне звонок от родителей в полдесятого — как выполнять задачу? Так уже никак! Уже спокойной ночи, малыши! К восьми с домашним заданием нужно закончить», — подчеркивает учитель. 
Очередность выполнения заданий может быть разной, единой нормы здесь нет. Один ребенок предпочитает начинать делать уроки с более сложных и нелюбимых предметов, чтоб «отмучиться» побыстрее, другому, наоборот, удобнее отложить их на самый конец. Пусть делает, как хочет, не решайте за него, советует моя собеседница.
Нет строгих регламентаций и в отношении количества часов, затрачиваемых на домашнее задание. И способности у детей разные, и трудоемкость процесса отличается — один делает аккуратно и медленно, другой неаккуратно и быстро. А третьего мама заставляет переписывать.
«Надо ли переписывать? Да, я — за. Потому что если ребенок с младших классов не научится аккуратно и правильно делать задания, то это скажется на всей его дальнейшей учебе», — считает учитель. Кроме того, необходимо выполнять работу над ошибками — чтобы не оставалось пробелов в знаниях.
Моя собеседница напоминает: перед тем как приступать к выполнению задания, надо повторить правило, на которое оно дается. Если вы видите, что у ребенка проблема с пониманием правила, он не может решить примеры сам, путается — не стоит ограничиваться заданным, пусть порешает дополнительно, пока вы не увидите, что процесс пошел.
Людмила Гутник советует: домашние задания по предметам, которые идут один раз в неделю, нужно делать в субботу и воскресенье, а в учебные дни просто повторять. Это позволяет облегчить процесс во время учебной недели. В старших классах в выходные можно выполнять домашние задания по истории, географии, биологии.
Во время выполнения домашнего задания не забывайте «объявлять переменки». Перерывы рекомендуется делать раз в 30—45 минут — ребенок может попить воды, съесть яблоко. Не обязательно все время сидеть за столом. Читать можно и лежа на животе, чтобы дать отдых позвоночнику.
И последнее. Компьютер при разумном подходе можно превратить из врага учебы в ее верного союзника. В интернете есть немало хороших учебных сайтов, которые могут помочь в освоении школьного материала, раскрыть его более глубоко. Конечно, выбор сайтов должен осуществляться учителями или родителями, чтобы ребенок ненароком не наткнулся на сайт с какой-нибудь вредоносной информацией  в конце страницы.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Начинается сезон традиционных зимних развлечений: пришло время вставать на коньки и получать удовольствие от катания как на крытых, так и на открытых катках.

Республиканский конкурс профессионального мастерства вновь собрал лучших работников Белпочты.

Современный ребенок проводит большую часть своего времени в школе и за выполнением домашних заданий.

Скоро прозвенят последние школьные звонки, и юное поколение с чистой совестью подбросит ранцы в воздух: «Ура, свобода!».