Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Давайте обсудим
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№11 от 12 марта 2015 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Бенякони
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Бенякони

Наступила весна, пригрело солнышко, стаял снег, и нам снова нужно собираться в путешествие. Столько еще неизведанных мест, нехоженых троп на карте родной страны. На этот раз мы отправляемся в Гродненскую область по маршруту Бенякони следующего направления: Гайтюнишки—Бенякони—Больтеники—Вороново—Вороновка—Подворишки—Конвелишки—Малые Конвелишки—Германишки. С кольцевой дороги съезжаем на трассу М6 гродненского направления, у Лиды сворачиваем на М11.

Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.


 
Деревня Гайтюнишки

Деревня расположена в Вороновском районе Гродненской области. Гайтюнишки известны с начала XVII века как частное владение главного строителя и заведующего королевскими строениями в Вильно Петра Нонхарта. Утверждают, что он прибыл на нашу родину из Фландрии. Сохранилось в этой деревне редчайшее сооружение — дом-крепость Нонхартов. Построен он в 1613 году. По углам этого дома возведены башни, которые и придают ему вид неприступного замка. Детище главного великокняжеского строителя во время Северной войны выдержало осаду шведов. В 1663 году недалеко от дома была построена часовня-усыпальница семьи хозяина имения. Сейчас она в руинах. Однако здесь сохранились хозпостройки. Среди многих владельцев этой деревни, и этого дома в том числе, был отец Марии Верещака — возлюбленной Адама Мицкевича. Сюда часто приезжал поэт. Побыть в этих местах, почувствовать дух романтических свиданий, их любви, уверяю вас, обязательно стоит.

Агрогородок Бенякони

Интересно здание железнодорожного вокзала XIX века. Украшение поселка — костел Святого Иоанна Крестителя, построенный в 1900 году в стиле необарокко. У стен храма похоронена Мария Верещака (в замужестве Путткамер) (1863). Рядом деревянное здание плебании.

Деревня Больтеники

Здесь была усадьба Путткамеров. Сохранился помещичий дом 1895 года в стиле неоготики, а также флигель, ледовня и хозпостройки.

Городской поселок Вороново

Стоит найти время просто погулять по этому милому, гостеприимному городку нашей провинции. Здесь сохранилась рядовая застройка XIX века.
У в хода на христианское кладбище — брама 1901 года постройки.

Деревня Вороновка

В обрамлении старинного парка стоит усадебный дом XVIII столетия. Одиночеством и незащищенностью веет от этого покинутого старого жилища. Дай бог, чтобы у него скорее появился хозяин.

Деревня Подворишки

В деревне сохранился усадебный дом Римшей XIX века, возведенный в классическом стиле. Возможно, он был частично перестроен, но еще в хорошем состоянии. До недавнего времени дом использовался и как административное здание, и как библиотека. Рядом со зданием установлены деревянные скульптуры местного мастера.

Деревня Конвелишки

Деревянный костел Сердца Иисуса в стиле неоготики построен в 1916 году. Возводился храм около десяти лет. Это чудо деревянного зодчества наших предков, уверяю вас, достойно внимания.

Деревня Малые Конвелишки

Эта деревенька располагается недалеко от Конвелишек. Здесь сохранилось деревянное строение большого амбара и каменный бровар конца XIX — начала XX века. Обратите внимание, как мастерски подогнан друг к дружке каждый камень кладки бровара. А ведь перед нами всего лишь хозяйственная постройка. Вот что значит — строить на века.

Деревня Германишки

Здесь тянется к небу Троицкий каменный костел (1886—1909 гг постройки). В 1965 году он был закрыт, спустя 22 года возвращен верующим. У входа в костел — брама, которая выглядит просто, но в то же время удивляет правильностью форм и пропорций.
Еще одна каменная брама 1913 года постройки — у входа на христианское кладбище.

Легенда маршрута от автора проекта
Бодзюля печника
В этой деревне и в соседних с нею домов старых предостаточно, есть даже такие, как утверждают старожилы, возраст которых аж за 200 лет. Но печки в них без единой трещинки, а тяга такая, что, как шутят хозяйки, шкварки тонкие на сковородку не клади — в дымоход затянет. А что дымить может печь какая, так про это и разговора не было с тех пор, как эти самые печи были выложены.
И вот, сидя рядом с такой печью, за столом широким, накрытым скатертью домотканой, расшитой цветами с ладонь да орнаментами национальными, замысловатыми, слушал я легенду местную. Про печника от бога.
В старину, обходя деревни да селения разные, мастеровые люди предлагали свои умения в делах гончарных, плотницких да кузнечных. Подобные навыки всегда были в цене да уважении. Но больше всех в местах этих ждали печника: кому новую лежанку сложить, а у кого и старая печь требовала починки безотлагательно.
И вот весть моментально облетела околицу – появился такой печник: не старый, не молодой, с виду опрятный, на лицо приятный. Сразу, дело понятное, — на постой надо ему определиться. Где стол был бы нескудный да постель потеплее. Нашелся для мастера дом такой — вдовы солдатской.
Буквально на следующий день печник взялся за дело: глину месит, кирпич таскает, дверцы и вьюшки у купца-еврея, торгуясь, выбирает как для себя. Прошло какое-то время, и стала хозяйка внимательная замечать: что-то неладное творится с ее постояльцем. Как будто работает, но результаты пустяковые и суеты много. И вдобавок то ногу подвернет, то пальцы покалечит. Смотрела, переживала, но все же при случае спросить решилась, может, хворь какая навалилась аль другие неприятности. Вначале отмалчивался печник, глаза отводил, вздыхал, насупившись. Но однажды взял да и открылся. И услышала хозяйка от него следующее.
— Отец мой тоже был печником, брал меня в помощники и учил всем премудростям. Когда его не стало, эти навыки мне пригодились в самостоятельном зарабатывании на хлеб. Работа нравилась, к лености и праздности не был приучен. Но совсем недавно случилась нехорошая попойка с людьми, можно сказать, случайными, встретившимися. Несколько дней отлеживался я с головной болью, потому как не охоч к рюмке. И сразу после этого стал замечать, что что-то неладное творится со мною. И руки не так служат, и голова не так ладно работает. Дело до конца не довожу, бросаю. Что со мною творится, не знаю. А еще желание нехорошее: хочется все оставить да и бежать куда глаза глядят.
Сердобольная женщина тут же обратилась к местной бабушке-шептухе. Та выслушала и сразу же определила, что постоялец оказался во власти Бодзюли. Имеет она вид страшной немолодой женщины в лохмотьях. Превращает это существо нормального человека в пьяницу, бездельника, заставляет его скитаться по свету, пока тот совсем не пропадет. А чтобы избавиться от такой напасти, посоветовала бабушка следующее.
Изловчитесь, говорит, и заманите костью бродячую собаку, посадите ее на цепь. Договорись с печником, пусть он придет в дом, словно пьяный, а ты, рассердившись, громко гони его прочь. В сенях пусть постоялец снимет с себя куртку и быстренько набросит ее на собаку да покрепче пусть застегнет, чтобы пес не скинул. А самому надо спрятаться. Ты розгой хлещи собаку по куртке печника.
Так и сделали. После нескольких ударов бедная псина рванула со двора, а мимо солдатки промчалось безобразное, дурно пахнущее создание в лохмотьях. Вприпрыжку за курткой печника на спине собаки убегала Бодзюля, поверив, что она догоняет свою жертву.
На следующий день мастер встал чуть свет полон сил и желания работать. Благо дел было хоть отбавляй. Сказывали, что потом печник так и остался жить у этой вдовушки. Все, кто нуждался в его ремесле, получили в свои дома великолепные печи, которые и теперь служат своим хозяевам.
Уезжал я из этой деревни, когда уже были глубокие сумерки. Оказалось, на улице последний дом исчез в пожарище и только уцелевшая печь вырисовывалась тревожной тенью и напоминала чей-то силуэт: будто это привидение печника, печально смотрящее на эту деревню, в которой с годами все меньше и меньше остается дымящихся труб и домов с окнами, залитыми светом.

Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО



Всего 3 комментария:

Светлана
16-03-2015
Приятно увидеть Вас опять на страницах "7 дней". Как раз к сезону. Будем вместе.

Маргарита
17-03-2015
Помню, как мама мне кричала из открытого окна:" Марш домой, хватит бодяться." Забываем мы свою самобытность. Спасибо, Владимир, за ее возвращение.

Вадим
16-03-2015
Для нас "Бенякони" далеко. Но столько всего интересного в этом уголке! Это повод, чтобы туда поехать!!!


Еще
В рубрике
От автора


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.