Интересный собеседник

№8 от 19 февраля 2015 года

От урока до профессии
От урока до профессии


Народная мудрость гласит: «Учитель — это профессия от Бога, все остальные  — от учителя». Каждый из нас помнит своего первого наставника, любимого предметника
и тех, кто гонял с 5-го по 11-й класс по выученному, а иногда нет, домашнему заданию. Со временем вчерашние ученики приводят в школу уже своих детей, тщательно выбирают для них классного руководителя и постоянно наблюдают за работой педагогов, особенно если те еще только начали свой путь в профессии. Журналист газеты «7 дней» решила узнать, как работается молодому учителю английского языка, заместителю директора по воспитательной работе сельской школы и каким образом он смог заслужить доверие среди коллег, учеников и их родителей.

Более двух лет выпускник Барановичского государственного университета Евгений Григорьев успешно работает в ГУО «Домачевская средняя школа» Брестского района. Он уже смог победить в областном конкурсе педагогического мастерства «Молодой учитель Брестчины» в 2013 году и стать финалистом республиканского этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2014» в номинации «Иностранный язык».

— Евгений Анатольевич, кто повлиял на ваш профессиональный выбор и почему вы стали учителем английского языка?
— Для меня этот выбор был определен изначально, наверное, еще на небесах, потому что учитель я уже в четвертом поколении. Рос и воспитывался в атмосфере забот, переживаний и разговоров об учениках и их проблемах. Буквально с трех лет регулярно бывал на уроках мамы, тети и даже бабушки. Поэтому оставалось только определиться с предметом, который буду преподавать. А мне с детства легко давались английский и немецкий языки, что и предопределило будущую профессию.
На своих уроках стараюсь научить не только практическому общению на иностранном языке, но и поддерживать интерес к предмету, давать возможность сопоставить свой жизненный опыт с аналогичным опытом сверстников из зарубежных стран, прививаю любовь к отечественной и мировой культуре. Обсуждая прочитанное, учу даже в малом уметь находить большой смысл. Именно такой подход, на мой взгляд, способствует становлению творческой личности, стремящейся к знаниям.
Работая в школе, я имею четкое ощущение того, что приношу пользу обществу. Так или иначе, образование — это благо, которое позволяет расти человеку дальше. А мы, учителя, — носители этого блага, которое с удовольствием передаем своим ученикам.

— Существует мнение, что учитель — это женская профессия. Согласны ли вы с этим?
— Если в школе работают в большинстве своем представительницы прекрасной половины человечества, это не означает, что учитель — женская профессия. Например, в школе, где я работаю, довольно много учителей-мужчин. Причем это преподаватели разных предметов. Если учитель — мужчина, значит, это его осознанный выбор, профессия по призванию, а не по необходимости. К тому же многие предметы (математика, физика, химия), на мой взгляд, детьми лучше воспринимаются из уст учителей-мужчин, да и само их присутствие уже дисциплинирует, особенно ребят, которые порой ведут себя более вольно и легкомысленно.
На самом деле не важно, какого пола учитель, главное — чтобы ученикам на уроках было интересно и они получали полезные для себя знания.
— Помните ли вы свой первый урок в школе?
— Трепет перед встречей со своими учениками был словно перед экзаменом. Вспоминаю, как впервые открыл дверь класса… Звонкие голоса ожидающей детворы, чувство огромного волнения. Ребята поняли, что сегодня урок английского языка у них ведет новый учитель, и принялись внимательно разглядывать меня. Я приятно удивился активности на уроке. Моей радости не было предела: успели сделать все запланированное.
Вспоминая этот урок, я с благодарностью думаю о тех шестиклашках — ведь именно они помогли мне почувствовать себя с ними заодно. С них началась моя учительская жизнь.
Любовь к детям, к своей профессии, огромное желание учить и самому учиться — вот что я испытываю с первых дней работы в нашей школе.
— Как вам удается найти общий язык с ребятами? Сегодня часто говорят, что современные дети очень непростые...
— О непростых детях говорят в любое время. Я думаю, что сто лет назад о молодом поколении говорили то же самое. О непонимании между поколениями писал еще Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети». Общий язык действительно сложно найти, но возможно, если приложить усилия. Главное — уметь слышать детей и понимать, какие проблемы их волнуют, а еще быть искренним с ними. Учитель — это тот человек, которому не позволительно обманывать, дети чувствуют все: что ты говоришь и как ты себя ведешь.
Если ты любишь английский, значит, ученики его будут любить: кто-то больше, кто-то меньше, в зависимости от своих способностей и возможностей. На своих уроках всегда выбираю тип общения, располагающий к открытому диалогу, даже учебные места расположены так, что ребята видят друг друга. Я стараюсь наблюдать за всеми и одновременно со всеми контактировать, используя различные интерактивные и коммуникативные формы. Это дает свои положительные результаты и сказывается на их успеваемости и уровне владения языком.

— Бывает ли так, что ребенку не интересен ваш предмет? И что вы делаете, чтобы вовлечь его в учебный процесс?
— Случается. Ведь, согласитесь, у каждого ученика своя жизнь, в которой происходят различные события — хорошие и не совсем приятные. Первое, что я стараюсь сделать, это отвлечь ребенка от внешних проблем и дел и погрузить его в атмосферу занятия. Все дети по своей натуре очень открыты и искренни, но в то же время могут быть ранимы и обидчивы. Поэтому стараюсь использовать все свои знания и навыки, применяя их индивидуально к каждому ученику, учитывая характер и способности ребенка, основываясь на взаимном доверии и уважении.
— Что является трудным в вашей работе?
— Дефицит времени. Урок — это 45 минут, и к нему необходимо серьезно готовиться.
— Как вы стали финалистом республиканского этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2014»?
— Вначале была победа на областном конкурсе «Молодой учитель Брестчины». Не могу сказать, что  она далась легко — ведь вместе со мной за это звание и за право представлять нашу область на республиканском уровне боролись настоящие профессионалы. Добиться успеха мне помогли разные факторы: кроме личного труда и преданности своему делу немаловажными стали методическая и организационная помощь, эмоциональная поддержка и глубокая вовлеченность учеников, коллег, администрации школы, специалистов и руководителя Брестского районного отдела образования, спорта и туризма.
В качестве испытаний для конкурсантов были выбраны психолого-педагогическое тестирование, открытый урок в незнакомом классе, мастер-класс для педагогов и сценическое самопредставление. На жюри большое впечатление произвел наш совместный с учениками проект виртуального города на базе сайта в интернете  и его использование в урочной и внеурочной работе.

Елена ХОДЫКО

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Трудными военными дорогами Гавриил Бордаченко прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в освобождении Жлобина, Бобруйска, Барановичей. В 1944 году закончил Военную академию тыла. Уже в мирные годы служил в танковых войсках в Украине, Прибалтике, Румынии. В 1960-е годы уволился в запас, а после перебрался из Литвы в столицу Беларуси. Несмотря на почтенные годы, активно участвует в жизни ветеранской организации, его всегда рады видеть на торжественных мероприятиях, связанных с Вооруженными Силами Республики Беларусь.

Благодаря широкому кругозору и высокому профессионализму, собкору БЕЛТА по Могилевской области по плечу были любые темы.

На G-7 все лидеры западноевропейских стран – это люди, поставленные финансистами, теми, кто пытается организовать американскому лидеру импичмент.

В сентябре 2013 года в рамках соглашения о сотрудничестве между БГУ и Хэнаньским университетом я отправилась в командировку в Китай, в город Кайфын преподавать русский язык китайским студентам.