150 золотых маршрутов моей Беларуси

№52 от 24 декабря 2014 года

В поисках сокровищ: ЛИДА
В поисках сокровищ: ЛИДА

Вот и близится конец года. По традиции в это время принято подводить итоги, строить планы на будущее, вспоминать самые яркие и теплые моменты уходящих деньков. Сегодня вместе с вами отправляемся в путешествие по маршруту «Лида» следующего направления: Ваверка—Радивонишки—Тарново—Белогруда—Крупово — Бердовка—Лида—Новицкие. Мы узнаем, какой храм соединяет в себе черты многочисленных архитектурных стилей, где надо снимать новогоднюю сказку, как единственную в Беларуси мельницу-шатровку превратили в свалку ненужных вещей, за кого люди ставили свечи в церкви. С кольцевой дороги съезжаем на М6, гродненское направление.

Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Ваверка

Ваверский приход при костеле всегда был большим и богатым. Поэтому однажды храм, возведенный здесь еще в 1840 г., было решено расширить. Перестройку доверили талантливому архитектору из Вильнюса пану Бепку. Все работы были завершены в 1936 г. Костел освятили в честь Преображения Господня. Святыня считается памятником архитектуры. В нем угадываются черты ренессанса, барокко, классицизма. Храм огражден каменной оградой с брамой в три арочных пролета. Сам костел окрашен в белый цвет, а все перекрытия — в красный.

Деревня Радивонишки

В 1895 г. была построена из природного камня Успенская церковь в ретроспективно-русском стиле. Этот храм — успешная попытка архитекторов вдохнуть жизнь в очередной скучный типовой проект. Святыня украшена декоративными элементами, арочными окнами. Церковь выглядит, словно пряничный домик, на фоне которого можно легко снять новогоднюю сказку про добрую волшебницу.

Агрогородок Тарново

Здесь расположен усадебный дом Мавросов XIX в. с башней. Стиль — ренессанс. До недавнего времени дом находился в запустении. Сегодня он восстановлен и в нем даже живут люди. От усадьбы сохранились конюшня, ледовня, хозпостройки. Также можно полюбоваться единственным в Беларуси сооружением ветряной мельницы-шатровки (конец XIX — начало XX в.). Она уникальна тем, что у нее на стационарном корпусе к ветру поворачивается только шатер — верхняя часть купола с крыльями. К сожалению, верхняя деревянная часть мельницы сгорела примерно в конце XX в. Красавицу превратили в свалку. Туда сбрасывают все, что ни попадя – кирпич, шифер и т. д.

Агрогородок Бердовка

От былого имения Дембовецких сохранился жилой дом XIX в., а также хоздвор. Усадебный дом восстановлен. Сегодня в нем располагаются библиотека и небольшой музей. Говорят, что этой усадьбой владел Александр Станиславович Дембовецкий — по смелым предположениям, внебрачный сын российского императора Александра II.

Деревня Новицкие

Здесь в 1938 г. из камня и блоков была построена водяная мельница. На табличке сохранилось имя владельца – Михаил Орехво. Бытует легенда, что за каждый ряд кладки люди ходили в церковь, читали молитву, ставили свечи, чтобы только мельница служила много лет.

Деревня Белогруда

В 1900 г. из кирпича построен изящный костел Святого архангела Михаила в неороманском стиле. На храм хочется смотреть бесконечно, словно на зажженную свечу. Рядом со святыней находится деревянная часовня-колокольня в стиле народного зодчества XIX в.

Город Лида

Лидский замок был сооружен в XIV столетии, когда натиск крестоносцев на белорусские и литовские земли был особенно сильным. Чтобы закрыть рыцарям дорогу вглубь земель Великого Княжества Литовского, князь Гедимин в 1323 году приказал заложить в Лиде каменный замок, который впоследствии вошел в линию крепостных укреплений Новогрудок—Крево—Мядининкай—Тракай. Сегодня крепость отреставрирована. В 1797 г. при монастыре пиаров (пиары — католический монашеский орден, учрежденный в XVII в., который занимался обучением и воспитанием молодежи Прим. авт. ) был построен костел Святого Иосифа. В 1842 г. храм горел, а в 1863 г. перестроен в Свято-Михайловский кафедральный собор. В 1960-х при советской власти здесь размещался планетарий. К храму пристроен жилой монастырский корпус. Интересно выглядят старое пожарное депо, рядовые застройки и типография XIX в. На католическом кладбище находится часовня Святой Варвары. В 1770 г. из кирпича был возведен Крестовоздвиженский костел в стиле виленского барокко. Изначально храм был украшен двумя башнями, которые были утрачены во время пожара 1821 г.

Агрогородок Крупово

В 1918 г. из кирпича возведен Троицкий костел в неороманском стиле. В 1963 г. власти закрывают храм. И лишь только в 1990 г. святыню возвращают верующим.

Легенда маршрута от автора проекта
«Заключительный аккорд»

А вот женщине, полной сил и энергии, не спалось. Уж больно понравились слова, о ней сказанные, впервые услышанные от Творца бородатого. И решила она услышать их еще раз от кого-либо еще. Благо тварей всяких — ползающих, бегающих, летающих — было вокруг вдоволь. Ибо на то время охота во всех своих проявлениях была запрещена категорически круглый год. Кто потом взял смелость отменить такие гуманные законы Всесоздателя, история, небось, ведает, да историки умалчивают.
Ну так вот. Первым навстречу выбежал заяц. И представляете, ноль внимания. Даже глазом своим, еще тогда не таким косым, не повел. Женщина и волосы отбросила, и глазки томно закатила, а просунувшемуся бегемоту – все равно. Несчастная ножку отставила в сторону, воздуха набрала побольше, губы пухленькие приоткрыла, а слон, мимо прошедший, даже задел ее больно и чуть было не раздавил красавицу. Козявки, ползающие рядышком, весело жужжа крылышками, и те улетели без всякого на нее, женщину, внимания. С кем только ни встречалась милая, всем было безразлично, какие у нее волосы, грудь и прочие части тела. И было велико горе ее на мир окружающий. А еще больше обиды на тварей ее населяющих, что такие они невнимательные и бестолковые. Красоту ее не замечают, фигурой ее не восхищаются, от глаз и улыбки ее в обморок не падают.
И пошло это кроткое созданьице к Старцу отдыхающему. И таскала она его за бороду длинную, и пинала его в бока дряхлые, не дав отдохнуть от работы столь изнуряющей.
Разбудила своего, куда уж там скрывать, родителя ото сна интересного. Хотел было Спаситель за такое сначала отшлепать ее по заду крепко. Но, как всегда, поступил разумно. Решил выслушать. И говорит ему творение, опустив ресницы длинные, что все это хорошо: и тропки райские, и плоды сладкие, солнце включено для загара вовремя. Все в этом плане ну просто чудненько. Одна есть заноза острая, сердце ее чуткое ранящая, — твари, мимо бегающие уж больно глупые, красоту ее не замечают, не восхищаются ее прелестью, слова не произносят подобные тем, что она буквально час назад от Старца слышала. «Создай-ка ты, мой милый дедушка, для меня еще одну тварь двуногую, хотя бы более-менее на меня похожую. И какой он будет с виду — толстый, худенький, плешивый, волосатый, кривоногий, прищуренный — это для меня совсем не важненько. Хочу и даже требую, чтобы в голове его одно было заложено, что нет для него милее и чуднее меня единственной. Чтобы его язык был подвешен, и слова он болтал безудержно, слова еще более сладкие, мною давеча услышанные. Неважно, чем бы он был занят, в любое времечко, чтобы в голове сидела я, чтобы сердце было занято одной мной, такой хорошей».
Ох и долго Мастер чесал репу свою лысую, корил себя в душе нещадно, что вслух слова те высказал, подвело его одиночество в пространстве бескрайнем. Болтал себе и пел он, что в голову вломится и говорил, что взбрендится. Опасаться было незачем. Один он был. А теперь смотри, что сделалось. И пока еще не поздно дал он себе обет: за зубами держать язык безоговорочно. Дитя настырное не дает покоя Господу. Пустила слезы крупные, стучит ногами по полу: твори, мол, что задумался. Махнул рукой Господь, подумавши, куда деваться от такого настырного дитяти. Пошел он к гончарному кругу, зеваючи да охаючи, без вдохновения, собрал он намедни глину отбракованную, сел лепить, руки не вымывши. И потратив времени крошечку, слепил он нечто странное и назвал это мужчиной.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.

Один из пунктов нашего сегодняшнего маршрута – деревня Далёкие. В ней, в самом центре, протекает ручей под названием Кровавый.


Деревня Опса принадлежала когда-то Плятерам. Род этот большой и древний, но наиболее яркая его представительница – Эмилия Плятер. Графиня, революционерка, собирательница белорусского фольклора, участница ноябрьского восстания 1830 года, в ходе которого сначала организовала и возглавила небольшой партизанский отряд, а затем была командиром роты польских пехотинцев в звании капитана – небывалый случай для армии той поры. Ближе к концу восстания Эмилия, которой едва исполнилось двадцать пять лет, неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Имя и необычная судьба графин