Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Здоровье
>>>
Тема номера
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№50 от 11 декабря 2014 года

В поисках сокровищ: ИВЬЕ
В поисках сокровищ: ИВЬЕ

Всегда приятно открывать для себя что-то новое. Новые знакомства, неизвестные города и страны, новые представления о чем-то старом и до боли известном. Сегодня вместе с вами отправляемся за впечатлениями по маршруту «Ивье» следующего направления: Липнишки —Большие Князиковцы— Юратишки—Сураж—Морино—Барово—Дуды—Лаздуны —Ивье. Мы узнаем, что вместе возводили французские архитекторы и польские строители, где можно увидеть татарское кладбище, какая статуя напоминает Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, как на глазах у жителей деревни умирает деревянная церковь XIX в. С кольцевой дороги съезжаем на М6, а затем сворачиваем на Р135.

Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.


 

Деревня Липнишки

Селение известно с XVI в. В разное время местечко принадлежало знатным и состоятельным родам Великого Княжества Литовского — Гаштольдам, Пацам, Вольским, Пусловским. В 1910 г. здесь из естественного камня был построен костел Святого Казимира в стиле неоготики. Его возводили французские архитекторы и польские строители. Храм обрамлен каменной оградой с ажурной брамой. Завораживает и притягивает взгляд шпиль святыни, который, кажется, «царапает» небо.
На христианском кладбище стоит католическая часовня в стиле народного зодчества. В центре деревни красуется еще одна каменная часовня в стиле классицизма. Сохранился усадебный дом Вольских (2-я половина XIX в.), а также флигель и старая еврейская пекарня.

Деревня Большие Князиковцы

В 1870 г. была возведена из камня Покровская церковь в ретроспективно-русском стиле. Храм окружен каменной оградой с двухъярусной брамой необычной конструкции. У архитекторов получилось создать нетиповой проект.

Деревня Морино


В 1865 г. была построена деревянная Троицкая церковь в ретроспективно-русском стиле синодального направления. После реставрации стилистика храма приобрела оттенки народного зодчества с элементами модерна. Ходят слухи, что местный батюшка пытается искоренить пьянство среди прихожан. Он успешно справляется с ролью и председателя, и милиционера и судьи.

Город Ивье

Город был основан еще во времена Гедымина. В то время как князь находился в военных походах, его жена занималась хозяйством. Говорят, она это местечко и основала. И его назвали в ее честь — Евье. Позже буква «е» трансформировалась в «и».
На кладбище города находится каменная католическая часовня Святой Варвары XIX в. В 1882 г. была построена деревянная мечеть. Под кафе используется каменная водяная мельница XIX в. В Ивье можно встретить много интересных домов рядовой застройки, а также посмотреть на большое татарское кладбище. Настоящее украшение города — костел Святых Петра и Павла в стиле готики, возведенный в 1491 г. при монастыре бернардинцев. В 1631 г. храм перестраивался. В 1654 г. во время русско-польской войны святыня сожжена дотла московскими солдатами. В конце XVIII века началось возведение на том же месте нового костела в стиле барокко. Храм освящен в 1787 году.
Монастырь бернардинцев закрыт в 1858 г. Сохранился жилой корпус
XVII в., ограждение и брама XVIII в. Особый интерес вызывает статуя Иисуса, которую установили в 2002 г. возле костела. Она напоминает статую Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро.

Деревня Дуды

В 1772 г. возле кладбища построен памятник архитектуры барокко — деревянный костел Рождества Девы Марии. В 1959 г. храм закрыли. Из святыни сделали склад. В 1983 г. костел возвращен верующим. Неизгладимое впечатление на прихожан производят центральный алтарь с позолоченной резьбой, а также иконы XVIII в.

Городской поселок Юратишки


Примечателен мемориальный камень штабу 85-го немецкого пехотного дивизиона. Он сохранился здесь со времен Первой мировой войны.
В 1532 г. из дерева в Юратишках была построена церковь Святого Николая в стиле народного зодчества. В 1840 г. храм существенно перестроили. В 2012 г. он сильно пострадал от пожара.
Сохранился усадебный дом Радкевичей, XIX в. Он буквально изуродован пристройками.

Деревня Лаздуны

В центре деревни стоит костел  Святых Симеона и Тадеуша в неороманском стиле. Храм был построен в 1904 г. из кирпича и камня. Каменное ограждение с брамой выполнены в стиле модерн. Весь комплекс смотрится уютно и нарядно.

Деревня Сураж

Огромное сооружение придорожной часовни XIX в. видно издалека. Она стоит в одиночестве и запустении на краю деревни, недалеко от колхозного двора. Сегодня красавицу реставрируют.

Деревня Барово

На крутом берегу Немана стоит всеми забытая деревянная церковь XIX в.
Не понятно почему, но находка для музея в Строчицах тихонько умирает, никому не нужная. Видно, что в деревне живут. Святыня находится в хорошем состоянии. Ее как можно быстрее стоит законсервировать и сохранить для наших потомков.

Легенда маршрута от автора проекта
«Заключительный аккорд»
Вечерки! Кто помоложе, спросите у своих родителей, а лучше у бабушек и дедушек, что такое вечерки. Если они сами участвовали в них, пусть расскажут, как они проходили. А кто постарше, возможно, и сами еще помнят, как детьми малыми или подростками им доводилось побывать на этих увлекательных и незабываемых посиделках долгими зимними вечерами с песнями, с рукоделием, обменом последними новостями улицы или всей деревни, историями, легендами, без которых нельзя было представить самих вечерок.
Балагур и весельчак, очень талантливый рассказчик дядька Владик «морозил», как выражались односельчане, эту легенду не один раз. И в основном по просьбе, как ни странно, мужской половины присутствующих. Начиналась она так.
Сначала Бог создал женщину. Правда, этот Мастер на все руки сперва создавал землю, все, что мы имеем, все, что нас окружает, все, что видим. Не будем сильно распыляться да перечислять все эти мелочи да крупности. Просто скажем — все. Посмотрел Бог, сидя на облаке, вокруг себя, вниз себя, поверх себя, даже за спину заглянул. И сразу без всяких на то госприемок, комиссий по качеству и прочих вредных инстанций решил, что дело сделано превосходно, качественно, универсально. Было хотел он уже шлепнуть на все эти деяния печать утверждающую, авторскую, для дня завтрашнего. Обстоятельства могут всяко повернуться. Объявится какой-нибудь самозванец да начнет, стервец, утверждать, что все это рук его деяние, мыслишки собственной его изощрение.
И прежде чем так поступить, решил Бог, что для полного эффекта нужен последний, так сказать, заключительный аккорд. Вершина, венец, если будет угодно, корона, коль позволите до конца напрягать свое не столь блестящее красноречие. И в результате его творческого полета, апогеем его гениального мастерства и появилась женщина. И увидел Всевышний, что творение это замечательно, превосходно, ну просто великолепно, для глаз обворожительно. Ходил он вокруг своего последнего произведения, языком причмокивал, пальцами пощелкивал, глаза прищуривал да от удовольствия в свое же удовольствие себя же и похваливал: «Ай да старый, ай да молодец!». Или это кто-то позже сказал? Ну, не важно. Хорошее может и должно повторяться. Итак.
 Этот уже в довольно солидном возрасте, прямо так и скажем, Волшебник был без ума от счастья. А вот тут-то и произошел маленький косячок, просчетик. Дело в том, что все мы, когда без ума от счастья, можем, потерявши бдительность, пропустить этот самый косячок. Восхищайся себе в удовольствие, радуйся за себя, умничку, и желательно болтай про себя тишком. А здесь все эти восхищения слова, ухо радующие, были опрометчиво вслух сказаны. Долетели они до ушей маленького созданьица двуногого, нареченного по неизвестно какой причине женщиной.
Так что же происходило дальше в столь неожиданном повороте истории  известной ну буквально всем. Отпустил Всевышний свое творение в сад райский. Мол, иди, дитя, наслаждайся жизнью беспечной, не утруждая себя ни трудом, ни заботами повседневными. Отпустил, а сам пошел немножко отдохнуть после такого дня напряженного. То ли он там семечками баловался, то ли он косточками от вишен звезды сбивал разные, неважно. Важно то, что на отдых, хотя бы временный, он заслужил полное право. Не каждому за столь короткий промежуток времени доводилось такое сотворить…
(Продолжение следует.)



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.