Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
Специальный проект
>>>



Мир и мы

№48 от 27 ноября 2014 года

Даешь «велосипедизацию» всей страны
Даешь «велосипедизацию» всей страны
 В последние десятилетия немецкая общественность реально встревожена существующей экологической ситуацией. И это беспокойство сопровождается готовностью действовать и жертвовать комфортом за высокое качество окружающей среды. В этом убедились журналисты, отправившиеся в пресс-тур по приглашению международных образовательных центров Дортмунда и Минска, на примере развития промышленного Рурского региона (Северный Рейн-Вестфалия). Карстен Элькман, менеджер бюро по защите окружающей среды города Дортмунда, рассказал о принятой в стране программе защиты климата до 2020 года. Она включает в себя около ста мероприятий: утепление зданий, расширение использования энергии из возобновляемых источников, широкое участие общественности в экологических акциях и многое другое. Поскольку в одной статье охватить всю тематику невозможно, остановимся на автомобильно-велосипедном аспекте.
На долю автомобильного транспорта Дортмунда приходится не менее 50% загрязнения атмосферы токсичными веществами. С каждым годом сертификационные нормы на выброс в атмосферу вместе с выхлопными газами экологически вредных продуктов становятся все более жесткими, что подкрепляется и налоговой политикой. В Германии подобная практика коснулась в первую очередь автомобильного транспорта. И теперь в системах выпуска отработанных газов стали устанавливать катализаторы, нейтрализующие вредные вещества.
Количество автомобилей растет с каждым днем, что существенно затрудняет перемещение в мегаполисах. Поездка на общественном транспорте (в первую очередь речь идет о метрополитене) оказывается на порядок быстрее и комфортнее. Общественность Дортмунда, занимающаяся защитой окружающей среды, бьет тревогу — поездки в школу на автомобилях, особенно на малые расстояния, когда родители устраивают пробки, доставляя своих чад прямо к школьным воротам, оборачиваются лишними выбросами углекислого газа в атмосферу.

По разработанной программе защитники окружающей среды предлагают родителям отправлять детей в школы пешком или на общественном транспорте. Тем самым, считают местные власти, можно убить двух зайцев: уменьшить выбросы ядовитых веществ в атмосферу и приучить своих чад к тому, что жить можно и без машины. Или использовать ее лишь в случае крайней необходимости. Учителя предлагают своим подопечным, которые предпочли машине прогулку пешком,  бонусы: поход в лес, билеты в кинотеатр, удлиненный перерыв.
Власти Германии поставили перед собой и немецким автопромом амбициозную задачу: по сравнению с 1990-м до 2020 года снизить количество выбрасываемого в атмосферу автомобильного углекислого газа на 40%.
Владеть автомобилем здесь стоит весьма недешево, особенно если машина старая и оснащена несовременным двигателем — как правило, с большим рабочим объемом. Взимаемый дорожный налог зависит от типа двигателя, рабочего объема и количества выбросов в атмосферу газов.

Данные по выбросам углекислого газа устанавливает непосредственно производитель автомобилей, и каждый лишний г/км загрязнения свыше планки в 95 г/км обойдется владельцу в 2 евро в год (нормы 2014 года).
Не попасть под налог практически нереально, только если у вас не «зеленый» автомобиль с гибридной или электроустановкой. Дорожный налог, как рассказали в здешнем муниципалитете, составляет от 100 до 800 евро в год.
Несколько лет назад правительство Германии инициировало масштабную программу по развитию системы аренды велосипедов для того, чтобы сделать это средство передвижения составной частью общественного транспорта. «Разработанная властями общественная система проката велосипедов предусматривает создание сети стоянок с велосипедами рядом с остановками автобусов, метро и городских электричек», — рассказал Альберт Хельцле, один из руководителей проекта «Велосити Рур».


Кстати, немецкие эксперты подсчитали, что один евро, вложенный в велосипед, дает обществу 450 евро совокупного экономического эффекта.
В том же Дортмунде и его окрестностях — 650 километров велодорожек. С 2010 года осуществляется проект по постройке сети промежуточных прокатных велостанций, чтобы было удобно и легко добраться до места работы или учебы. В Дортмунде — с населением в 580 тысяч человек — действуют 64 станции, а в регионе — около 300.
Сотрудники городских служб при исполнении служебных обязанностей пользуются велосипедом бесплатно. В этом году прокатом велосипеда воспользовались 300 тысяч раз, из них 4 тысячи — сотрудники муниципальных служб. Наверно, многим интересно узнать стоимость подобного сервиса. За полчаса проката велосипеда в Дортмунде придется заплатить 1 евро, за день — 9 евро. В Беларуси расклад цен на похожую услугу таков: прокат на три часа — 40 тысяч рублей, на день — 70 тысяч.
В среднем хороший велосипед можно купить в Германии за 600–700 евро. Электровелосипед обойдется намного дороже — 2 тысячи и больше. Покупать или брать напрокат — решайте сами.
Жители Дортмунда не скрывают, что кража велосипедов — дело обычное. За своим двухколесным транспортом глаз да глаз нужен! Можно, конечно, его застраховать, но овчинка выделки не стоит. Между прочим, когда школьников этого города опросили, почему они не так активно, как хотелось бы, пользуются велосипедом для передвижения по городу, те честно ответили: боятся, что его украдут или повредят. Руководство школ сделало выводы: в подвалах и на дворовых территориях стали оборудовать места для  хранения и парковки велосипедов.

…Принято считать, что в Беларуси велосипед не приживется в силу климатических условий. Но мировой опыт говорит о другом. К примеру, в северных городах той же Финляндии, находящихся по широте намного выше Минска, число регулярно катающихся зимой велосипедистов составляет 15%. Это среднеевропейский уровень. А в Германии это уже становится нормой. Причина — прежде всего активная роль муниципалитетов, государства в развитии традиции езды на велосипеде, ее поддержке. Велосипедные дорожки там регулярно чистят, обслуживают, то есть создают все условия для того, чтобы люди катались. К сожалению, в Минске нередко наблюдаешь картину: на велосипедной дорожке, прямо на тротуаре, паркуют свои автомобили. Или по ней привычно шагают пешеходы, неприученные уступать место двухколесному транспорту. Как представляется, серьезной проблемой стало и то, что у нас до сих пор велосипед — это непрестижный способ передвижения. В нашей стране пока модно выделиться, продемонстрировать свою материльную обеспеченность, особенно на дороге. В Германии же невольно замечаешь, что здесь отдают предпочтение экономичным моделям авто. У немцев ценности иного порядка: приличный дом, путешествие, биологические чистые продукты питания, обязательное посещение спортзалов, увлечение различными видами спорта. Придерживаться здорового образа жизни, «зеленого мировоззрения» у нас пока не принято…
Поинтересовалась у Альберта Хельцле, одного из руководителей проекта «Велосити Рур», как им удается добиваться таких цифр, постоянно увеличивать число людей, которые регулярно катаются на велосипедах? Мне дали понять, что это процесс очень и очень нескорый, непростой, он совершается шаг за шагом, в результате целенаправленных, планомерных действий, в итоге реализации муниципальных, национальных программ велосипедизации. Сводить вопросы развития велосипеда только к строительству велодорожек — это узко и неправильно.
Есть куча других связанных задач, таких как пропаганда, обучение с детства езде на велосипеде, совершенствование правил дорожного движения, воспитание толерантности на дорогах, развитие велосипедной инфраструктуры в качестве бизнеса — торговля, сервис... Важно и стимулирование использования велосипедов. Не знаю, охватит ли велосипедный бум наши города в ближайшие год—два, но то, что мы вынуждены повторить этот западный «велоалгоритм», несомненно.

Благодарим за информационную поддержку международные образовательные центры Дортмунда и Минска.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Что такое все турфирмы, да и вообще любые фирмы по предоставлению любых услуг и товаров?

Может ли быть неуловимым интернет или какая-то часть его?

Так что нынешний евро – это слегка подгулявшая и хорошо посиневшая марка, не более того. Нечто подобное происходит и со всей европейской демократией.

В те времена, когда Ален Делон боролся против воинствующего ханжества, на Западе придумали запрет на профессию