Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Здоровье
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№46 от 13 ноября 2014 года

В поисках сокровищ: ЗЕЛЬВА
В поисках сокровищ: ЗЕЛЬВА

Чтобы быть свободным, не надо много денег. Бумажек нужно столько, чтобы их хватило на еду, детей и путешествия. Остальное — пыль. Сегодня вместе с вами отправляемся в путешествие по маршруту «Зельва» следующего направления: Новодевятковичи — Стародевятковичи — Великая Кракотка — Словатичи — Селявичи — Озерница — Ивашковичи — Александровщина — Зельва. Мы узнаем, где был возведен мощный замок в английском стиле, к кому едут молиться девушки, которые долго не могут выйти замуж, какой храм, возможно, и есть помещение театра Сапег.
С кольцевой дороги съезжаем на брестскую трассу, М1. Затем сворачиваем на Слоним, Р99. Держим путь на Зельву.

Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Новодевятковичи

В XIX в. на католическом кладбище была построена из камня в ретроспективно-готическом стиле часовня-усыпальница владельцев местных земель Колупайлов. Рядышком находится башня — это вход в крипту, который сегодня замурован. Уникальные памятники архитектуры стоят в заброшенном парке. От усадьбы помещиков Слизней, которые жили здесь почти 300 лет, остались официна, конюшня, а также разные здания хоздвора.
В 1786 г. Слизни возвели из кирпича костел Святых Петра и Павла в стиле барокко. В 1866 г. его закрыли. В 186-м храм перестроили под церковь. Только в 1920 г. его вернули католикам. Перед костелом расположена огромная колокольня.
В середине XIX в. один из потомков рода Слизней Альфред возводит в Новодевятковичах мощный замок в английском стиле. Во дворце была богатейшая библиотека, книги для которой собирали на протяжении пяти веков! В 1944 г. замок был взорван. До нас дошла акварель Наполеона Орды 1860-х г., где здание изображено с тыльной стороны. 

Деревня Стародевятковичи

В 1820 г., а возможно, и гораздо позже, была возведена из дерева церковь Святой Параскевы Пятницы в стиле классицизма. Вполне вероятно, что храм, который впечатляет своей пластикой, несколько раз серьезно и весьма неудачно перестраивался. Сегодня в церковь часто приезжают девушки, которые долго не могут выйти замуж. И неслучайно. Ведь святая мученица Параскева-Пятница считается защитницей и хранительницей семейного счастья. Рядом с храмом находится деревянная брама-колокольня.

Деревня Озерница

Говорят, что раньше в этих местах водилось много русалок, которых в народе называли озерницами, отсюда и название деревни. В 1867 г. здесь была построена из кирпича церковь Святого Николая  в ретроспективно-русском стиле синодального направления. Здесь нарушен привычный стиль. Несколько видоизменены колокольня и притвор храма. Притягивает внимание каменное ограждение с брамой из четырех пилонов.

Деревня Селявичи

В 1877 г. из дерева был построен костел Святой Варвары в стиле народного зодчества. Ограждение выполнено из камня. Очень мило и уютно выглядит внутреннее убранство храма. Люди, которые приложили к строительству святыни немало усилий, обладали определенным вкусом и имели творческую натуру.

Деревня Великая Кракотка

В 1883 г. здесь была построена из камня церковь Рождества Пресвятой Богородицы в ретроспективно-русском стиле. Храм стоит на возвышенности в обрамлении соснового бора. С 2006 г. в нем ведутся восстановительные работы.

Деревня Александровщина

От имения «Жерно» до наших дней сохранились хозпостройки, а также красивый усадебный дом, построенный в XIX в. в стиле неоклассицизма. Следует немного задержаться и сполна полюбоваться этим замечательным сооружением. Сегодня дом выкуплен и требует завершения реставрационных работ. Одно время в здании размещалась школа.

Деревня Ивашковичи

Здесь в XVIII в. была возведена из кирпича Покровская церковь. Местные жители утверждают, что храм был разрушен еще во время Первой мировой войны. От святыни остались только руины. Мы просто обязаны восстановить или хотя бы законсервировать этот бесценный памятник архитектуры. 
Деревня Словатичи

В 1788 г. из кирпича была построена церковь Святого Георгия в стиле барокко. Ограждение выполнено из камня. До наших дней уцелела водяная каменная мельница, построенная в XIX в.


Городской поселок Зельва


В XIX в. построена из кирпича католическая часовня-надмогилье. Впечатляет своими размерами водяная мельница в три этажа. Говорят, что сегодня красавицу выкупили. В 1815 г. из кирпича была возведена как костел Троицкая церковь в стиле классицизма. Храм перестроен в 1904 г. Есть предположение, что основная часть святыни и есть помещение театра Сапег, к которому только сделали пристройку с колокольней.

 

С 1631 г. Зельва была владением и резиденцией Сапег, благодаря чему местечко и развивалось. Напротив церкви находится дом известной белорусской поэтессы Ларисы Гениюш. Настоящее украшение Зельвы — Троицкий костел. Он был построен в 1908 г. из кирпича в неороманском стиле. В 1950 г. храм закрыли. До 1989 г. святыня не действовала. 

Легенда маршрута от автора проекта
«Дочь мельника. Продолжение»
Сам Язеп со своим старшим сыном и наемными рабочими делают берег более пологим. Идет заготовка леса для настила. Заняты все. Время не ждет. Короткие дни на подходе. А там, смотришь, и заморозки. Торопятся дни летние, торопятся люди. Они домой не идут, ночуют тут же, у костра на берегу реки.  Едят тоже здесь, под навесом, сколоченным наскоро. Еда из обоих поместий доставляется людьми поздно, когда темнеет, когда что  либо делать — навредить только. 
И вот в один из таких вечеров сын Язепа замечает среди принесших провиант девушку в простых одеждах, но опрятную и скромную. И, судя по всему, приглянулась она юноше. Он глаз от нее не отрывает, пытается знакомиться, проводить предлагает. Но ускользает незнакомка незаметно, оставляя юношу всю ночь в догадках маяться, ждать и тревожиться, а вдруг не вернется, а вдруг не придет, к следующему вечеру не появится. Но незнакомка приходит опять. И на этот раз уже более приветлива. Знакомятся, засиживаются допоздна, разговаривают о разном, делятся каждый о своем.
Влюбляется сын Язепа в эту девушку без памяти. На одном из свиданий он сразу же рассказывает ей о том, что его уже сосватали за старшую дочь их соседа Трахима. Но он готов отказаться от невесты богатой, отца ослушаться, готов даже сбежать с ней, чтобы только быть всегда вместе. А девушка героя такого отговаривать стала, что он, мол, с ней горя натерпится, что у ее родителей добра кот наплакал, что жить им придется в нищете непроглядной, да и когда то добро наживется... А тут еще парню и от отца досталось шибко. Кто-то ввел ему в уши, с кем его сын уже которую ночь подряд до утренней зорьки пропадает. Разговор состоялся немедля. Но как отец ни отговаривал сына, тот стоял на своем. В ноги падал, просил не губить смолоду, жизнь его не калечить. Говорил, что он не мыслит себя без девушки, недавно им увиденной. Что готов на все пойти, отца даже ослушаться, от наследства отказаться законного, дом покинуть родной, тем самым накликав гнев родителя да проклятия его отцовские. В тот же вечер, встретившись с девушкой, юноша пересказывает состоявшийся разговор с отцом. Он принимает безоговорочное решение бежать с любимой, все оставив, лишь бы быть неразлучными. А та принимает такое предложение, но только при одном условии: парень с отцом в дни ближайшие к дочери Трахима должны как-нибудь наведаться. И пусть, набравшись смелости, юноша расскажет все, как есть. И коль сердца у отцов не каменные, а дочь Трахима девушка не бездушная, понять они должны, что супружество да любовь по принуждению не могут быть счастливыми. Как ни противился сын Язепа, девушка стояла на своем, пригрозив расстаться, если тот ее ослушается.
А тем временем все готово для спасения жерновов. Самую опасную и ответственную работу сын Язепа берет на себя. Несколько раз ныряет он в ледяную воду, цепляя захватами стальными жернова на дне реки. Читают молитву на берегу люди, Всевышнего просят о помощи. И все, слава Богу, получается. Тянут кони жернова к стройке, где все налажено для их установки.
На удивление Язепа, его сын соглашается ехать на смотрины дочери Трахима. Заранее глубоко извинившись перед присутствующими, парень начинает с волнением рассказывать о том, что он полюбил другую. И в это время в комнату входит дочь Трахима. Да! Это была та самая девушка, с которой он познакомился у реки. Что было дальше? А дальше была замечательная свадьба, счастье молодых, был детворы полный дом, у двух стареющих отцов была уверенность, что и в дальнейшем два фамильных рода на родной земле стоять будут крепко и гордо, с честью нести гербы их предков.

Следующий маршрут — «Жемыславль»



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.