Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



Юбилеи

№42 от 16 октября 2014 года

Танец — полет души
Танец  — полет души

«Хорошки» — неотъемлемая часть культуры нашей страны, живая легенда, визитная карточка Беларуси. Те, кто не понаслышке знаком
с творчеством прославленного коллектива, отмечают, что «Хорошки» — скорее театр танца, потому что каждый танцевальный номер — это небольшая театральная постановка с ярким самобытным изображением белорусского характера.
Художественный руководитель Белорусского государственного хореографического ансамбля «Хорошки»  лауреат Государственной премии Республики Беларусь народная артистка Беларуси Валентина Гаевая считает, что танец — как полет души. Можно сделать технически выверенные движения, безупречно правильные па, но если артист не вкладывает эмоции, душу и чувства, это будет просто гимнастический этюд, не более.

— Валентина Ивановна, этот год для вас юбилейный — сорок лет со дня основания ансамбля, возраст зрелости и расцвета. Завтра, 17 октября, во Дворце Республики состоится заключительный юбилейный гала-концерт. Зрелище, предполагаю, будет грандиозным.  
— Дворец Республики — площадка для танцевального коллектива сложная. Но, тем не менее, мы постараемся оправдать доверие нашего зрителя, покажем лучшие номера прошлых лет. Кроме того, в этом концерте примет участие будущее ансамбля — дети-хорошки, подготовительная группа-студия и школа. Думаю, что глядя на выступление нашей смены, вы поверите в то, что  «Хорошки» никогда не кончатся… По крайней мере, я в это свято верю.
— Знаю, что этот юбилейный год был у вас очень плодотворным.
— Мы действительно многое сделали в этом знаменательном для нас году. Только в Беларуси дали около 50 концертов! На праздновании в России 700-летия Сергея Радонежского мы были единственным коллективом из СНГ, кто удостоился чести принять участие в гала-концерте, на котором присутствовали Патриарх Кирилл и президент Владимир Путин. Участвовали в фестивале «Русская матрешка», дали много концертов на открытых площадках, благо что ни разу — вот везение! — дождь не накрыл. А добавьте сюда концерты в период чемпионата мира по хоккею. Как видите, скучать
не приходилось…
— Как мне кажется, у «Хорошек» со зрителем проблем никогда не было.
— Зритель у нас всегда есть. В 1974 году, когда только начали концертировать, люди шли из любопытства, зато потом, во второй, в третий разы, уже по велению души, чтобы получить удовольствие от увиденного. Куда бы мы ни приехали —  второй концерт проходил с аншлагом!
Поверьте, концертов одинаковых нет, даже если это одна программа. У нас несколько программ, но, скажем, когда идет «Полоцкая тетрадь», то каждый раз это новый концерт. Изначально для «Хорошек» мы так сформулировали задачу — найти свой национальный колорит в танце. Я должна была сделать то, что относилось не к украинцам, россиянам или полякам, а то, что было сугубо нашим, белорусским. Это было очень трудно, потому что в те годы мы были начинающими и у нас не было такого большого опыта, как, например, у академического ансамбля танца Украины имени Павла Вирского, история которого начиналась с 1937 года.  

— Неудивительно, что вас считают первопроходцем, тем, кто заложил основы белорусского народного танца.
— Я бы не хотела умалять заслуги предшественников, тянуть одело на себя. Я не одна занималась все этим, были люди, которые мне помогали, поддерживали, подбадривали, критиковали, хвалили. Все это давало силы и желание расти, эволюционировать. Кстати, напомню, что тогда, в 1974 году, мы создавали «Хорошки» вместе с Николаем Дудченко. Он в основном занимался подготовкой артистов в техническом плане, а моей епархией было то, что касалось самой программы, полета фантазии. Спустя два года мне уже самой пришлось вплотную заниматься всей этой работой, но отступать было некуда — за мной стояли люди, бросить их не могла, ведь мы, как сказал известный герой, в ответе за тех, кого приручаем. Тогда, кстати, многие коллективы, не успев открыться, тут же и закрывались. А  «Хорошки» буквально с первого концерта поразили публику. 
— Ваш репертуар — не только белорусский фольклор с традиционными народными танцами.
— Конечно, мы создаем и совершенно новые вещи. Старинные белорусские танцы обрели новую жизнь и современное звучание, сохранив при этом подлинную народность и первозданную красоту: «Митусь», «Веселуха» (перепляс двух деревень), «Гусарики».
Мы создали произведения на основе исторического материала, и каждый номер — это маленькая живая картинка из жизни прошлого. К примеру, программа «Полоцкая тетрадь», где музыкальной основой хореографического спектакля послужили нотные записи белорусской светской музыки XVI—XVII столетий, обнаруженные в биб-
лиотеке Ягеллонского университета в городе Кракове. «Прощай, ХХ век!» — программа создана на основе городского фольклора и популярных мелодий первой половины прошлого века. В 2010 году она восстановлена под названием «Местечковые картинки».
— Ваши программы — это как учебник по истории Беларуси.
— В каком-то смысле это так. На конкурсе в 1977 году я показала «Туровскую легенду» — на основе языческих обрядов. Это посвящение юноши в охотники. Поводом к ее созданию стала поэма Николая Гусовского «Песня про зубра». Никогда не забуду встречу с Иосифом Семеженовым, который перевел произведение на белорусский язык. Мы встречались незадолго до его кончины, я поделилась с ним своей идеей, и вы не представляет, как он обрадовался, фактически благословил на создание «Туровской легенды».   
— Ваш ансамбль с триумфом представлял страну на гастролях  во время культурных акций во Франции,
в Швейцарии, Дании, Сирии, Германии, Великобритании, Японии, Китае…
— Поездили по земному шарику много, и везде нас замечательно встречали. Помню, наш первый зарубежный концерт в Дании. Известный мировой художник-карикатурист Херлуф Бидструп, восхищенный белорусским танцем, практически каждому подарил на память о встрече дружеский шарж. Потом была Польша, где нас принимали со слезами на глазах, особенно «Туровскую легенду». В цирке шапито, где выступали, все билеты были проданы, но желающих увидеть наших артистов было столько, что пришлось давать по два концерта в день! А как нас финны принимали! Когда начали исполнять «Каханочку», зал встал. И таких приемов за рубежом были десятки, сотни…

— В представлении обывателя танцор — легкая профессия. Мы видим на сцене лишь  конечный, красиво упакованный продукт, а вот все остальное — пот, слезы, срывы  — не для зрительской публики…
— Это очень большой и тяжкий труд. Однажды пробовала объяснить чиновнику, что необходимо повысить артистам балета зарплату. Мол, у них нагрузка колоссальная, травмы. А он ответил: «Да что ты мне рассказываешь! Танцевать не работать!»  С таким подходом мне пришлось сражаться добрых десять лет.
Наверно, не все знают, что в свое время у коллектива лет десять даже  своего угла не было. Вплоть до 84 года, пока к филармонии не сделали  пристройку. Приезжаем, помню, из-за границы и начинаем искать…место, где будем проводить репетиции.
— А с кадрами проблемы есть?
— Это самая большая беда на сегодняшний день. Человека надо сызмальства воспитывать в духе любви к своим корням, к истокам, к своим традициям, к своей Родине. Одно время слово «патриотизм» стало затертым и потеряло свой первоначальный смысл, о чем потом не раз пожалели, но я скажу искренно: в нашем ансамбле работают патриоты. Зарплата здесь очень скромная, привилегий никаких нет, а люди тем не менее продолжают свое дело: для них большое счастье выйти на сцену, порадовать зал и услышать вослед гром аплодисментов.
Работа артиста ансамбля сложная, изнурительная: многочасовые репетиции, концерты, переезды, отсутствие времени на устройство личной жизни. Но тот, кто окунулся в нее, кто полюбил, для того она уже — как религия, как образ жизни. Наш заслуженный артист Федор Яковлевич Балабайка сорок лет с нами, а ведь артисту балета хватает для пенсии и 20 лет «выслуги». Спросите, ради чего он работает? Ради денег? Привилегий? И разве такими людьми можно не дорожить?

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В 2007 году Минской областной детской клинической больнице – первой из стационарных детских больниц в Европе – присвоено почетное звание «Организация здравоохранения доброжелательного отношения к ребенку». Высокая награда учреждена Всемирной
организацией здравоохранения совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ)».

Вероятно, к концу 2020 года белорусская станция будет готова принимать и круглогодичные экспедиции в Антарктику. Наши ученые смогут жить и работать даже полярной зимой при температуре минус 60 и шквалистом ветре, от риска быть унесенными которым полярники страхуются тросами.

С древних веков люди придавали числу 7 особое магическое значение.

Заглядываем за кулисы нашумевшего концерта Игоря Крутого в Минске...