150 золотых маршрутов моей Беларуси

№40 от 02 октября 2014 года

В поисках сокровищ:ЛЮБЧА
В поисках сокровищ:ЛЮБЧА

Можно всю жизнь проваляться на диване, уткнувшись в ящик с говорящей головой. А можно купить карту, надеть кроссовки, взять рюкзак, прихватить кусочек ароматного сала с хлебом — и всей семьей рвануть на природу, навстречу приключениям. Сегодня вместе с вами отправляемся по маршруту «Любча» следующего направления: Делятичи —Вересково—Вселюб —Любча—Лавришево — Щорсы—Негневичи —Полберег —Загорье Сенненское. Мы узнаем, куда ведет узкая тропинка сквозь тенистые заросли парка, где находится самый древний памятник католической архитектуры Беларуси, что напугало татар в деревне Лавришево, в какой библиотеке насчитывалось более 20 тысяч ценных экземпляров книг. С кольцевой дороги направляемся на брестскую трассу М1, затем держим путь на Мир, на Р11, и в районе Кореличей поворачиваем на Щорсы.

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Делятичи

В 1867 г. из дерева в стиле народного зодчества была построена Крестовоздвиженская церковь. Глаз радует удачное сочетание пропорций храма — притвора, молитвенного зала, абсиды (Прим. авт.: абсида — полукруглая, граненая или прямоугольная ниша) и ризницы (Прим. авт.: ризница — помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения). Рядом с храмом находятся колокольня из камня, а также каменное ограждение с брамой XIX в. В центре деревни расположена синагога XIX в., которая до недавнего времени была школой. Местные жители говорят, что сегодня это здание выкупил «тутэйшы» предприниматель. Он обещает отреставрировать его и использовать в хозяйственных целях.

Деревня Вересково

 

В XIX в. была построена из камня и дерева в стиле народного зодчества католическая часовня Святой Семьи как усыпальница Брохоцких. К сожалению, после Второй мировой войны она была разрушена. Восстановлена и возвращена католикам лишь в 1980 г. Таинственно само место расположения часовни-усыпальницы. К ней долго ведет узкая тропинка сквозь тенистые заросли парка.
Частично сохранился усадебный дом Брохоцких XIX в. Уцелела самая красивая часть здания — фасад. Сохранился изящный балкон из кованого металла. Также можно осмотреть сохранившиеся хозпостройки.
В 1896 г. из камня на кладбище была возведена церковь Святых Петра и Павла.

Агрогородок Вселюб

Здесь можно увидеть самый древний памятник католической архитектуры Беларуси — костел Святого Казимира. Храм в стиле готики был возведен еще в 1413 г. На его строительство ушло 20 лет.
На кладбище за костелом находится родовая усыпальница О,Рурков. Это был ирландский род, некогда осевший на территории Великого Княжества Литовского. Святыня построена в 1837 г. в стиле классицизма.
Также в числе достопримечательностей — рядовая застройка и синагога, в которой теперь разместился магазин. От усадьбы О,Рурков остались хозпостройки, а также жилой дом XIX в., который  можно было принять за усадебный. В 2013 г. дом сожгли. Сильно пострадал второй этаж, он был деревянным. Уцелела только каменная часть дома.
В 1838 г. в стиле барокко Оґ Рурками была возведена церковь Святого Михаила Архангела. Храм перестраивался через 10 лет. По форме он больше напоминает костел.

Городской поселок Любча

В 1910 г. из кирпича в псевдорусском стиле построена церковь Святого Ильи. В приличном состоянии сохранилась рядовая застройка. Много построек сохранилось от синагогального двора — синагога, хидель — учебное заведение, миква — для религиозных омовений.
В 1581 г. магнатом Яном Кишкой было начато строительство замка. Закончилось оно в XVII уже Радзивиллами. В Первую мировую войну он был уничтожен. А то, что от него осталось, разобрали. Из этих материалов построили среднюю школу. От замка сохранились башня-брама, угловая башня, въездная брама, флигель.


По одной из легенд, в 1250 г. в Любче крестили в католичество Миндовга. Хотя есть предположения, что это было сделано все-таки в Новогрудке.
Сейчас в замке, хотя и трудно, но идут восстановительные работы. Все держится исключительно на энтузиазме любителей старины. Свою помощь предлагают студенты со строительных и архитектурных факультетов. Уже восстановлена угловая башня.

Деревня Лавришево

Согласно Ипатьевской летописи, здесь в 1258 г. сын великого князя литовского Миндовга — Войшелок основал монастырь. По другой версии, обитель создал православный священник Елисей Лавришевский. К сожалению, от святыни ничего не осталось. Вместе с ней был уничтожен богатый архив. О мощах Елисея и его причастия к лику святых ходят легенды.
В 1505 г. татары, опустошившие околицы Новогрудка, сожгли Лавришевский монастырь. Во время пожара им показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей. Напуганные увиденным, татары убежали.
В 1798 г. из дерева в стиле народного зодчества была построена униатская Успенская церковь. В конце XIX в. перестроена под православную. Стиль — народное зодчество.

Деревня Щорсы

От усадьбы Хрептовичей сохранились библиотека, служебные корпуса, конюшня, уникальное строение коптильни, пилоны-ограды XVIII в. Уцелели флигель и неповторимое строение хоздвора «Мурованка Хрептовичей» XIX в.
В 1770 г. как униатский храм возведена церковь Святого Дмитрия Солунского архитектора Якуба Габриэля. В 1930 г. святыня горела, а в 1988-м открыта для верующих.
Древний род белорусских дворян Хрептовичей владели Щорсами еще с XV в. Последний канцлер ВКЛ Иоахим Хрептович вошел в историю как основатель крупнейшей частной библиотеки на Беларуси. В ней насчитывалось более 20 тысяч ценных экземпляров книг. В библиотеке частенько бывал сам Адам Мицкевич.

Агрогородок Негневичи

Этими землями владел великий князь литовский Витовт. В 1428 г. он подарил деревню своей молодой жене Ульяне Гольшанской.
В 1795 г. здесь как костел была построена церковь Казанской Иконы Богоматери. В 1851 г. храм переделан под церковь в стиле классицизма. В 1861 г. построена брама-колокольня.

Деревня Полберег

В 1839 г. в классическом стиле построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм представляет собой вытянутое прямоугольное строение. Впечатляет необычная конструкция колокольни. Возможно, она единственная в своем роде.

Деревня Загорье — Сенненское

Здесь в семье шляхтичей Шестоковских учительствовал Винцесь Коротынский — поэт, журналист, переводчик, секретарь Владислава Сырокомли, известного белорусского поэта, краеведа, историка литературы, и издатель его произведений. Между деревней и дорогой Щорсы—Любча посреди поля можно увидеть могилу Эвелины и Адама Пусловских — матери и сына. Это захоронение связано с трагическими событиями, развернувшимися во время восстания 1863–1864 гг.
Адам Пусловский — первая невинная жертва Муравьева, которую он показательно расстрелял в Новогрудке. Эвелина Пусловская, тайком выкравшая тело сына, всю жизнь держала в секрете место его захоронения. Лишь перед смертью она все рассказала.

Легенда маршрута от автора проекта
«Желтые кувшинки. Продолжение»
Уже потом корил себя нещадно старый Юшка  за такое обращение с сыном: что безукоризненно исполнял требования лекарей, что не придал мольбам и просьбам мальчика значения, что не прислушался к голосу сердца страдающего.
Просил несчастный и молил у отца своего об одном только, чтобы тот не вырубал лес, не уничтожал его хотя бы около воды, у старицы, что это приведет к неминуемой гибели тех, кто там живет. А живут там, по словам юноши, русалки красоты невиданной, ничего плохого людям не сделавшие и никем не защищенные. Еще сын отцу поведал, что именно той ночью, когда он был в ночном, во время его купания гроза случилась страшная и он от испуга тонуть стал. Так эти самые девы водяные спасли его несчастного, на берег вынесли. До утра в шалаше одного не оставили, разговаривали да интересовались разным. А та русалка, которая была с ним наиболее приветлива и общительна, узнав, что лес, окружающий их, будет скоро вырублен, просить стала отговорить родителя от поступка, который может привести к их гибели. Потому что лес — это их укрытие от жары нещадной, света солнечного, что обнаженная старица пересохнуть может, убив в ней все живое.
Судя по всему, не поверили таким откровениям юноши ни отец, ни родные, ни близкие. А лекари вообще стали причитать, что подобные фантазии — результат обострившегося недуга. А значит, средства на лекарства спасительные нужны ну просто сию же минуту.
Надежно заперли дитя бедное в комнате, рубку леса ускорили. Лекари, получив предоплату, отправились за покупкой чудодейственного снадобья. Как случилось бежать пленнику, возможно, останется тайной навсегда. Одно было известно, что однажды после вечерней трапезы дверь молодого шляхтича в его комнату осталась незапертой. И в ту же ночь наследник незамеченным покидает дом. Только ближе к обеду на следующий день все бросились искать беглеца. Были осмотрены лес, берег старицы, прилегающая к ней местность. Поиски, длившиеся больше недели, были тщетны.
От усталости, бессонницы люди теряли сознание, а бедный отец от горя поседел окончательно. Очередной день поисков окончился опять ничем.
Когда гаснут огни в доме, убитый несчастьем отец отправляется в одиночестве на поиски сына. От полной луны светло как днем. На берегу старицы на коленях у воды плачущий старик, заламывая руки, что-то шепчет, до боли в глазах всматриваясь в водную гладь. И вот над водой поднимается на руках русалок тело юноши. Потом появляются сами русалки. Они выносят утопленника и бережно кладут к ногам его отца. И рассказывают, как случилось несчастье и что было причиной его.
«Когда лес стали рубить, у самой воды одно из деревьев упало в воду, пробив огромным суком одну из наших сестер»,— рассказывали они. Это была именно та русалка, которая первой познакомилась с юношей еще в начале лета. — Мы знали, что ничем хорошим их знакомство не закончится. Стали уговаривать прекратить свидания. Но они любили друг друга. И когда ваш сын после той страшной грозы на время перестал приходить к нашей старице, мы немножко успокоились. Только Лия каждый вечер выходила на берег, ждала. Несколько недель назад юноша появился опять. Но Лия была уже мертва. Он сказал, что хочет уйти вслед за своей любимой на дно. Это был его выбор. Мы не могли и не имели права помешать ему».
Безутешный отец воздвигает часовню-усыпальницу на берегу реки, недалеко от старицы, и там  хоронит сына. И всегда, когда он навещал это место, находил у входа в крипту старые или совсем свежие желтые кувшинки.
Время не пощадило людей, а люди не пощадили усадьбу. Исчезло все. И дом, парк, и усыпальница. Только небольшой холм остался на ее месте.
Я был недавно на этом холме. Поразительно, но там я увидел несколько желтых кувшинок. Может, кто-то из местных, знавших эту легенду,  решил подобным образом отдать дань памяти дням ушедшим. А может…



Всего 2 комментария:

Ольга
17-10-2014
Удачный баланс текста и картинки. Вмеру информации и фотографии выполняют свою основную функцию: увлекают путешествовать.

Сергей
17-10-2014
В низу вахтер, а в офисе сотрудники читают Вашу страничку путешествий. Приобщаете народ к истории. Спасибо.


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.