Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Награды
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>



На слуху

№36 от 04 сентября 2014 года

Нам не по пути?
Нам не по пути?
Что такое карпул и чем он полезен
Знаменитой фразой о том, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, сегодня руководствуются многие. По оценкам Белорусской организации экспертов и сюрвейеров на транспорте, транспортная ситуация в Минске перешла своеобразный Рубикон:  на общественном транспорте в столице совершается менее половины поездок, в большинстве же случаев для этих целей используется автомобиль.
Конечно, рост благосостояния наших соотечественников не может не радовать. Однако такая повальная автомобилизация далеко не лучшим образом сказывается как на дорожной ситуации, так и на экологическом здоровье города. Одной из мер, которая в западных странах эффективно работает на сокращение потока личного автомобильного транспорта, является карпул. Медленно, но верно это транспортное веяние набирает обороты и в Беларуси.  Карпул — это практика совместного использования частного автомобиля по предварительной договоренности. Вглядитесь, сколько ездит по нашим дорогам пустых авто, где кроме водителя больше никого нет. Найди он себе попутчиков, которым нужно ехать по аналогичному маршруту, выиграют все. Сам водитель, который разделит со своими пассажирами расходы на поездку. Попутчик, который доберется до нужного места быстрее и с большим комфортом, нежели общественным транспортом. И даже люди, не имеющие к карпулу никакого отношения! Ведь если четыре человека поедут в одной машине, а не каждый в своей, в городе будет меньше и пробок, и вредных выбросов в атмосферу, и проблем с парковками.
Зародился карпул во время Второй мировой войны в США в связи с ухудшением экономической ситуации. Уменьшение количества как общественного, так и личного транспорта вынудило людей объединяться, чтобы перемещаться в пределах одного населенного пункта или добираться в другие города.
Второе рождение карпула пришлось на 70-е годы XX века, когда во время мирового энергетического кризиса резко подскочили цены на топливо. В XXI веке карпул переживает свой расцвет. Бурное развитие интернета максимально облегчило  нахождение попутчиков. На сегодняшний день действует несколько сайтов, цель которых — помочь водителям и пассажирам найти друг друга. Один из крупнейших европейских сайтов насчитывает более 4 млн пользователей, ежемесячно с его помощью организовывается более 1 млн поездок. К примеру, в Германии какая-либо карпул-поездка, как уверяет статистика, начинается каждые шесть секунд.
В Беларуси карпул делает свои первые шаги. С 2011 года работает сайт, который нацелен на организацию карпул-поездок белорусов, преимущественно минчан. Он позволяет всем желающим находить попутчиков как в Минске, так и при поездке в различные города Беларуси, а также за ее пределы. В августе сайт установил своеобразный рекорд, перешагнув рубеж в сто актуальных поездок. То есть одномоментно ресурс дает возможность поехать в качестве попутчика ста различными маршрутами.
— На сайте более 600 зарегистрированных пользователей. Количество реальных пользователей сервиса гораздо выше, поскольку для того, чтобы участвовать в поездке, не обязательно регистрироваться. Вы можете просто зайти на страничку, посмотреть информацию о маршруте, времени поездки, автомобиле, водителе, если все устраивает -— позвонить и договориться с ним, — рассказывает инициатор движения карпул в Беларуси, создатель  сайта Павел Козлов.
Шестьдесят процентов  белорусских карпул-поездок так или иначе связаны с Минском: люди «карпулят» по самой белорусской столице, едут из нее либо в нее. Вторым по популярности городом является Москва — 21 процент. Затем идут Вильнюс и Санкт-Петербург — 10 и 8 процентов соответственно. Семь процентов приходится на поездки в Мозырь, по 5 — в Витебск и Борисов.
Как и в любом новом деле, у карпула в Беларуси есть свои проблемы. Белорусы пока крайне мало информированы о возможностях такого решения транспортного вопроса. А среди тех, кто о нем знает, далеко не все готовы пожертвовать личным комфортом в салоне автомобиля, взяв попутчика. Играют свою роль и опасения — насколько безопасен такой метод передвижения?.. Причем этим вопросом задаются как водители, так и их будущие попутчики.
Некоторые пользователи сайта опасаются оставлять информацию о себе и тем самым только разжигают недоверие. «Если водитель называется каким-нибудь Васей Васиным и оставляет на сайте только непонятно какой электронный адрес, то вероятность того, что он найдет себе попутчиков, не очень высока», — отмечает Павел Козлов. Кроме того, у нас пока недостаточно развита культура карпула. Бывают случаи, когда люди ждут автомобиль на условленном месте встречи, а водитель не приезжает.
Вместе с тем перспективы развития этого нового транспортного явления в Беларуси есть. Главным его козырем является ценовой вопрос. У карпула нет цели извлечения прибыли, как правило, в стоимость поездки закладываются только расходы на топливо, которые делятся между ее участниками. По словам Павла Козлова, карпул-поездки по Минску сопоставимы со стоимостью проезда в общественном транспорте. А если удастся найти машину, скажем, из Уручья в Малиновку, то выйдет даже дешевле. Так что если человеку каждое утро надо добираться в другой конец города на учебу или работу, автомобильная кооперация  со своими соседями по району более чем оправдана.
Довольно выгоден карпул и при далеких поездках. К примеру, один из пользователей сайта предлагает доехать из Минска в Мозырь через Калинковичи всего за 23 тысячи белорусских рублей на человека. Сторонники такой совместной поездки отмечают и такие преимущества, как экономия времени, удобство и комфорт перемещения, а также расширение круга знакомств. К слову, в той же Европе уже немало супружеских пар, которые познакомились во время карпул-поездки.
Движущая сила карпула во всем мире — это осознание обществом проблем экологии и желание внести посильный вклад в минимизацию автомобильных выбросов в атмосферу. У нас, к сожалению, с экологической сознательностью пока туговато.  Однако уже сегодня на белорусском карпул-сайте встречаются единичные предложения водителей подвезти по тому или иному маршруту бесплатно. Надо думать, этими людьми движет желание сделать воздух чище, а мир лучше. Будем надеяться, это только начало...


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

На совещании у главы государства определен оптимальный вариант повышения пенсионного возраста — на 3 года. В Беларуси доля людей в возрасте старше пенсионного составляет почти 25 процентов, четверть всего населения! При этом в стране — порог выхода на пенсию один из самых низких в мире.

Инцидент, произошедший 2 марта в Витебске, вмиг прославил милиционера роты милиции железнодорожного отдела департамента охраны Сергея Баталко. Возвращаясь домой после службы, прапорщик переходил дорогу по зебре, а впереди него шел школьник. Две машины остановились, пропуская пешеходов. Но со стороны трамвайных путей несся автомобиль, который мальчик не увидел. К счастью, опасность вовремя заметил Сергей Баталко.

Сразу скажу: никогда ничего не заказывала в зарубежных интернет-магазинах. Сколько бы меня ни склоняли, ни убеждали, что там все тип-топ, не верю. Ну как можно заказать одежду без примерки, без того, чтобы ее «пощупать»? Или технику — какая там может быть гарантия? Но правды ради стоит сказать, что новость о снижении беспошлинного ввоза с 200 до 22 евро меня взбудоражила.

Когда я задаю себе, обычному человеку среднего возраста, вопрос, хочу ли я лично повышения пенсионного порога, то мой честный ответ — конечно же, нет. Следом второй вопрос, надо ли его повышать. Скрепя сердце отвечаю — да, надо. А если уж быть честной до конца, то мое мнение — это нужно было сделать вчера. И пусть в меня бросят камень. Не сомневаюсь, что так и будет, потому что всегда есть «оппоненты», которые предпочитают пращу аргументам, и те, для кого привычнее поза страуса с головой в песке (мол, тогда проблема обойдет стороной). Не пора ли отложить в сторону метательные орудия и отряхнуть песок? А если без аллегорий, то почему бы не сделать попытку разобраться в демографических, социальных и экономических предпосылках для решения самого острого вопроса, волнующего всех и каждого?