Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Здоровье
>>>
Тема номера
>>>



Компетентно

№30 от 24 июля 2014 года

Правила дорожного уважения
Правила дорожного уважения

Вокруг каждого нового рейтинга автошкол, составляемого ГАИ, постоянно разгораются горячие споры. Курсанты жалуются, что их по-прежнему усиленно натаскивают лишь на экзамены в Госавтоинспкции, а не учат ездить в реальных условиях, заставляют брать дополнительные часы, нервные инструкторы могут прикрикнуть и матом загнуть. Почему сегодня так сильно хромает уровень подготовки водителей? Поднимется ли стоимость обучения в автошколах до 20 миллионов? Об этом и многом другом в интервью газете «7 дней» рассказал директор одной из автошкол Александр Овсянников.

Сорок часов – много или мало?

— Сотрудники «Белтехосмотра» после очередной проверки автошкол отмечают, что  главная ошибка мастеров производственного обучения заключается в том, что они готовят курсантов лишь к сдаче экзамена в ГАИ: гараж, эстакада... И так по кругу.
— Есть формальные требования проведения экзамена. При их соблюдении видно, насколько человек адекватен. То есть, как он ощущает себя за рулем, как ориентируется по зеркалам, как реагирует на различные дорожные ситуации и др. Поверьте, в автошколе показывают основные элементы, которые должен уметь ученик, — поворот налево, разворот и т. д. Этого довольно. А вот чтобы сделать из молодого водителя профессионала, по моему мнению, понадобится как минимум полгода ежедневной езды. Хотя бы из дома на работу и обратно. Только тогда человек приобретает опыт. В программе подготовки водителя, утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, где четко прописано, что должен делать курсант на каждом занятии, этого не предусмотрено. Даже если попробовать растянуть обучение на полгода, представьте, как, во-первых, вырастет стоимость обучения. А во-вторых, не всем это надо. Иногда приходят люди, которые уже хорошо управляют машиной, не имея при этом водительского удостоверения.
— Сорок часов, которые сегодня выделены для практики, достаточно?
— Не думаю, что стоит их увеличивать. Количество часов, предусмотренное по программе, рассчитано на среднестатистического человека. Но кому-то этих 40 часов хватает, а кому-то их мало. Все люди разные. Кому-то быстрее дается теория, а кому-то нужно меньше занятий, чтобы освоить практику.
— Как вы считаете, в автошколах должны учить ездить в экстремальных условиях? Например, в Скандинавии будущие автомобилисты вообще обязаны откататься по скользкой дороге, чтобы почувствовать машину.
— Раньше в программе был предусмотрен такой элемент автодрома, как вождение на скользком покрытии. Однако затем законодатели решили, что он не эффективен, и его убрали. В Скандинавии без этого навыка никуда, поскольку это напрямую обусловлено погодными условиями. Если же взять нашу прошлую зиму, то мы снега практически и не видели. Несмотря на  то что статистика по ДТП, когда выпадает первый снег, увеличивается,  и, как правило, все ДТП мелкие. Молодой водитель ведет себя аккуратно на дороге, лишний раз перестраховывается.
Инструктор без тормозов 
— Правда ли, что у нас существует проблема подготовки преподавателей автошкол?
— Есть такое. Откуда она появилась? В определенный момент автошколы начали расти как грибы после дождя. Соответственно, они начали испытывать кадровый голод и на работу брать всех подряд.
— Сложно ли стать инструктором по вождению?
— Требования, которые сегодня предъявляются к инструктору законодательством, небольшие. Во-первых, он должен иметь либо среднее специальное, либо высшее образование. Во-вторых, стаж по водительскому удостоверению соответствующей категории должен быть не менее трех лет. В-третьих, пройти двухнедельные курсы повышения квалификации. На мой взгляд, образование здесь играет не главную роль. Диплом можно купить и в переходе московского метро. Куда важнее обращать внимание на склад характера, на определенный темперамент инструктора. Например, анализируя, я для себя решил, что, пожалуй, лучше всего с этой работой справится флегматик. Он не закипает в случае экстремальной ситуации. А голос повышает только в крайнем случае. Толковый инструктор получится из человека с педагогическим образованием.
— Часто можно услышать о конфликтах с инструкторами: грубят, ругаются матом, отправляют кататься рядом, пока сами решают свои дела, или же вообще не выходят в рейс, а по документам урок состоялся. По этой причине с 1 января 2015 г. все автошколы страны должны оснастить учебные автомобили приборами видеорегистрации. Не с этим ли связана новость, что стоимость обучения в автошколах может подняться до 20 миллионов рублей?
— С этим в первую очередь. Не берусь прогнозировать стоимость. Но наша автошкольная система, повторюсь, испытывает определенный кадровый голод. Профессия инструктора, скажем прямо, не са-
мая высокооплачиваемая. Без повышения уровня зарплаты удержать сотрудников будет невозможно. Кому охота, чтобы его восемь часов подряд снимали. Как только инструктор выйдет из машины, допустим, поздороваться с коллегой, он тут же нарушит требования законодательства. Не каждый согласится работать в таких условиях.
Следующий момент. Все записи с видеорегистратора должны храниться на протяжении месяца с момента выпуска курсанта. И хорошо если он все сдает в срок, а есть такие, которые зависают и на полгода. И мы вынуждены будем хранить информацию по таким хвостам. Для этого необходимо закупить сервер для хранения видео. Плюс нанять специалистов, способных все это обслуживать. Это влетит автошколам в копеечку.
— Увеличение стоимости в будущем не обернется бумом курсантов сегодня?
— В принципе, такое возможно. Хотя до нововведения осталось не так уж много времени. Сегодня наплыва, который подразумевает увеличение потока в 2—3 раза, не наблюдается. Летом обычно спад. Осенью наборы в автошколы стандартно большие. Посадить в учебный класс более 30 курсантов невозможно.
Мужики, расслабьтесь!
— Некоторые выступают за то, чтобы человека,  трижды не выдержавшего экзамен в ГАИ, отправлять на повторный курс обучения. Такая практика существует в Германии и во Франции.
— Отчасти я с таким подходом согласен. Сегодня за повторный экзамен в Государственной автоинспекции придется заплатить смешные деньги  —  15 тысяч белорусских рублей. В то время как дополнительное занятие по вождению в среднем обойдется в 200—250 тысяч. Поэтому некоторым проще за эти деньги 10 раз попробовать свои силы в ГАИ. Срабатывает любимое — «авось проскочу». А чем больше времени проходит, тем тяжелее потом сдать. Как исправить ситуацию? Есть два варианта: либо существенно увеличить стоимость экзамена, тысяч так до 300, либо отправлять на дополнительное обучение.
 — В прессе регулярно появляются сообщения о ДТП, совершенных по вине неопытных водителей. Может, стоит взять пример с западных стран. Там существует двухбазовое обучение: есть временное и постоянное водительское удостоверение. Постоянное удостоверение выдается через определенный период практики вождения  (от 6 мес. до 2 лет).
— Допустим, по статистике, по вине водителей со стажем до одного года совершается 20–30% ДТП. Тогда скажите, а на ком лежит вина в остальных 70–80%? Считаю, что необходимо адресно работать с каждой категорией водителей по минимизации количеств аварий. Если брать во внимание работу с молодыми водителями, совершившими ДТП, то в принципе у нас та же самая двухбазовая ступень, только немного видоизмененная.
— А как вы относитесь к женщинам за рулем?
— Положительно. Хотя, конечно, есть исключения. Но они есть как среди мужчин, так и среди женщин. На мой взгляд, те, кто говорят, что даме не место за рулем, пожалуй, сами не совсем уверенно управляют автомобилем. Возможно, мужчин напрягает чрезмерная женская осторожность. Сегодня вообще пошла такая тенденция: 60% наших курсантов — женщины. Хотя еще лет 20–30 лет назад такое вообще невозможно было представить.
— А правда ли, что девушки более осторожные  водители?
— Пожалуй, да. У них больше развито чувство самосохранения.
— Как оцениваете уровень культуры наших людей на дороге?
— Уровень культуры у нас достаточно высокий. Это проявляется и в том, что водители пропускают друг друга, говорят «спасибо». Десять лет назад такое не практиковалось. Конечно, иногда на дороге встречается откровенное хамство. Но это, скорее, вопиющий случай, нежели закономерность.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Среди медработников организаций, которые борются с туберкулезом, в 2017 году впервые не выявлено ни одного случая проф- заболевания.

Отечественная служба онкологии ежегодно регистрирует рост количества пациентов с диагнозом «злокачественная опухоль».

За 2016 год охотугодья хозяйств системы БООР посетили 1 548 иностранных охотников, проведено 649 охотничьих туров. Доходы при этом составили почти 600 тыс. евро. В 2017 году наблюдался рост: 1 737 иностранных охотников, 718 охотничьих туров, доходы составили почти 700 тыс. евро. За год к нам приезжают до 2 тыс. иностранных охотников из таких стран,как Польша, Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Эстония.

Людей в города влекут различные блага цивилизации, важнейшие из которых – водопровод и канализация.