150 золотых маршрутов моей Беларуси

№28 от 07 июля 2014 года

В поисках сокровищ: Вязынь
В поисках сокровищ: Вязынь
 Так часто в жизни случается. То, что для одних  является привычным, в глазах других читается как открытие. Сегодня вместе с вами отправляемся по маршруту «Вязынь» следующего направления: Луковец – Илья – Вязынь – Ободовцы – Старинки – Матьковцы – Стайки – Ольковичи. Мы узнаем, на какую хитрость пошел молодой шляхтич, тоскуя по своей возлюбленной, в каком храме принимали присягу будущие участники восстания 1862-1863 гг., где умирают уникальные деревянные верстаки?
С кольцевой дороги сворачиваем на Р58, это мядельское направление.


Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.

 

Деревня Луковец

От усадьбы Боровских (XIX в.) сохранились несколько строений, которые сегодня находятся в плачевном состоянии. Хотя тот же амбар-ледовня и просто амбар могли бы послужить великолепными декорациями для фильмов, в основе которых лежал бы захватывающий исторический сценарий.  Строение хорошенькой  голубой часовни, расположенное в углу каменной ограды усадьбы, — это уникальный образец из богатой серии часовен. Существует такая легенда, что изначально в ней стояла скульптурка Матери Божьей и лицом она была очень похожа на возлюбленную молодого шляхтича из этой усадьбы. Однако паничу не позволили взять ее в жены: она была крестьянкой. И  спустя какое-то время скульптуру с лицом любимой девушки  заменили на стандартную.

Деревня Илья

Здесь в 1905 г. из кирпича в ретроспективно-русском стиле была построена церковь Святого Ильи. Стоит заглянуть на еврейское кладбище. В 1907 г. из кирпича и гранитных блоков в неороманском стиле здесь  был построен костел Сердца Иисуса. Храм действовал еще в 20-е годы, а после войны святыню использовали как склад, свозили туда стройматериалы. Одно время костел и вовсе пустовал. Отреставрирован в 1990 г. Напротив храма сохранилось одноэтажное здание гостиницы в стиле классицизма (XIX в.). В ней частенько в прежние времена останавливались заезжие гости.

Деревня Вязынь

До недавнего времени деревянная церковь в русском стиле, построенная в 1863 году, использовалась как клуб. Сегодня эта Покровская церковь возвращена верующим. Не проходите мимо католического кладбища, которое расположено рядом с храмом. Там есть достойные внимания надгробные часовенки. От усадьбы Гецевичей (пер. пол. XIX в.) сохранилась конюшня 1848 г. постройки. В 1741 г. при финансировании Ю. Мнишека был возведен в стиле барокко костел Рождества Девы Марии. В этом храме принимали присягу будущие участники восстания 1862–1863 гг. В 1866 г. — это православная церковь. А в 1920-е — святыня отреставрирована и возвращена католикам.

Деревня Ободовцы

От усадьбы Богдановичей (XIX в.) остались часовня-усыпальница, винокурня и множество хозпостроек. Не торопитесь, погуляйте по столь милым местам, романтику которым придают полуразрушенные строения,  с вековой историей. Территория вокруг сохранившихся построек благоустроена. Они живописно вписываются в старый парк.

Деревня Старинки

Здесь расположен еще один усадебный дом Богдановичей. Построен он  из кирпича и бутового камня (XIX в.) и находится в прекрасном состоянии. Чуть-чуть хозяйских рук, и дом оживет и вздохнет с надеждой. От усадьбы также остались конюшня и коровник. В одном из строений тихо умирают деревянные верстаки. Наверное, когда-то на этих станках занимались со школьниками. На уроках труда ребят обучали настоящему мужскому делу, например, сделать самому табуретку. Этот усадебный дом выкуплен.

Деревня Матьковцы

В этих местах находится усадьба Богдановичей (XIX в.). В терпимом состоянии остались каменное здание водяной мельницы, построенной в 1901 г. из красного кирпича и полевого камня, а также хозпостройки. Рядом протекает речушка, которая, стоит полагать, раньше была полноводной.

Деревня Стайки

И в этой деревне расположена усадьба Богдановичей (XVIII в.). Впечатляет добротное здание спиртзавода из красного кирпича и разноцветного полевого камня. Оно просто роскошное, громадное. Лишь немного от времени обветшала крыша. Делать бы из таких строений кинотеатры, гостиницы. Они бы вечно нам служили.

Деревня Ольковичи
 

В 1897 г. из качественного кирпича построен Благовещенский костел. Когда подходишь к стене храма, очень хочется потрогать кирпич. Настолько у него четкие грани. На долю храма выпало немало потрясений. В 1950-е святыня была закрыта, в 69-м – горела ее крыша, а в 1989 г. храм восстановлен и возвращен католикам. Раньше недалеко от костела находилась деревянная колокольня. Возможно, при восстановлении костела ее разобрали и сложили из оставшихся бревен  крепенькое здание хозпостройки. Внутри храм очень красивый: просто захватывает дух! Впечатляют большие окна с витражами.
Есть рядом в Остюковичах еще и усадьба Тукалло ( XVIII в.). К сожалению, сам усадебный дом не уцелел. Зато в терпимом состоянии сохранились здание крахмальни, амбар, въездные ворота (брама),  коровник, придорожная часовенка, парк с прудами.

Легенда маршрута от автора проекта
«Зеленые волки. Продолжение»
Домашние никогда не видели его таким испуганным. С бледным лицом, как-то крадучись, он очень тихо и медленно опустился на лаву, стоящую у двери. Потом молча взял ковш, попил воды из дубовой кадки и стал без слов странно водить руками в воздухе, пытаясь объяснить, что с ним произошло намедни. Охота не удалась. День, цепляясь за верхушки сосен, торопился на покой. Он повернул домой, как вдруг его слух, натренированный за долгие годы охоты в лесах, не услышал шума, а уловил только движение недалеко от себя, слева. Его сразу насторожило, что никакой зверь, обитающий в этих краях, не был так осторожен и ловок в движениях. Это был кто-то неизвестный ему, прослывшему лучшим добытчиком и следопытом. Укрывшись за стволом упавшей после урагана лиственницы, он стал ждать. Первыми появились волки. Следом шло некое существо: или человек, или… он не мог определить, кто это был на двух ногах. Однако в движениях, в бесшумной поступи, в  манере уворачиваться от нависающих ветвей угадывались повадки зверя.
Но что его еще больше поразило, что волки, идущие впереди этого существа, были зеленые. Он потерял всякий контроль над собой. И под ногой предательски хрустнула сухая ветка. И как будто остановилось время. Замерли волки. Остановилось существо. И охотник почему-то поднялся без ружья, во весь рост. И тоже онемел от неизвестного, до сей поры непривычного для него страха. Даже, кажется, замер вечер в кронах деревьев, и день остановился, чтобы посмотреть на эту встречу.
Первым задвигалось существо. Оно медленно выпрямилось и отбросило рукой с головы капюшон то ли из травы, то ли из почерневшей материи. Это была девушка. Светлые волосы были редкого цвета — седыми или очень белыми. И глаза. Огромные темные глаза смотрели прямо в душу, прямо в его страшно бьющееся сердце. Сколько они так стояли друг напротив друга, сказать трудно. Но через какое-то время волки оскалились и медленно пошли на охотника. Движением руки девушка остановила их. Потом еле заметно покачала головой из стороны в строну и сказала тихо: «Не делай им ничего плохого. Если хочешь, мы встретимся там, где встречаются реки». Он сразу понял, где это. Она опять накинула капюшон на голову и ступила первая. Они исчезли так же внезапно, как и появились.
Весть облетела ближайшие селения мгновенно: в лесу зеленые волки. Сразу вспомнили, что когда-то один из местных юношей, бывший на заработках, издалека привез себе в жены девушку. И она рассказывала, что у нее на родине жила легенда о зеленых волках, что однажды ее хозяйку сожгли в доме, а ее маленькую внучку спасли эти волки.
Больше всех заинтересовался этим происшествием здешний помещик, заядлый любитель всяких редких трофеев. Был вызван свидетель странной встречи в лесу. После беседы с ним помещик объявил приличное вознаграждение за добычу живыми или мертвыми волков с таким редким окрасом. Последовало несколько масштабных облав. Было поставлено огромное количество капканов, ловчих удавок. Но все напрасно.
Тогда хозяин поместья предложил охотнику заняться поисками зеленых волков на следующем условии: если не добудет трофей, он вернет назад земельный надел, который был подарен его отцу за героизм, проявленный в сражениях с французами. Как гласит легенда, дальше события разворачивались мгновенно. К следующей ночи из деревни исчезает охотник. Но так как за ним следили слуги помещика, то их хозяин узнает, куда ушел беглец.
Немедля организована новая облава. На место событий прибывает сам организатор. На краю болота, в окружение взята ветхая изба, в которой прятались девушка, охотник и зеленые волки. Было предложено всем сдаться. Из избы раздались выстрелы.  Помещик дает распоряжение сжечь прибежище беглецов. Под светлым чистым небом, над бескрайним лесным морем поднимается черный смрадный столб дыма. Огнем человек опять пытается удовлетворить глупость и жадность! Никто не вышел из избы…
На пожарище нашли только два трупа — девушки и охотника. В углу — подкоп, заполненный водой. Не веря глазам шептались присутствующие: «Утонули. Как есть утонули…». За полночь. А в помещичьей усадьбе светло как днем. Столы ломаются от изысканных блюд, танцы, — и вдруг все замирает, затихает. И только волчий вой, раздирающий душу, доносится из парка. Рядом, буквально за стенами усадебного дома…



Всего 3 комментария:

Михаил
13-07-2014
Освящение Вязынской церкви Литовские епархиальные ведомости, 1900 год, 318-319. 2 июля, в воскресение, совершилось скромное, но отрадное для каждого православного христианина торжество — освящение новопостроенной в м. Вязыне приходской православной церкви. Лет 200 тому назад был основан Вязынский православный приход, и с того времени существовала там непрерывно одна и та же православная деревянная церковь. От двухвекового существования эта церковь пришла в последние годы в такую ветхость, что совершение службы в ней стало даже небезопасным. Настоятель вязынской церкви священник Иоанн Имшенник, батюшка, полный энергии, всею душею отдался делу сооружения нового храма, о чем было сказано в прешедствующем № Лит. Еп. Ведомостей. По недостатку средств посторойка прерывалась иногда на продолжительное время, но о.Иоанн не падал духом; он обратился с воззванием к благотворителям, и нашлись добрые люди, которые присылали свою лепту на доброе дело. Отец Иоанн Кронштадтский пожертвовал 300 р., г-жа Лялина из Москвы прислала церковных принадлежностей на сумму около 400 р., господин виленский, ковенский и гродненский генерал-губернатор, генерал-адъютант Троцкий пожертвовал 100 р., генерал Погорелов, состоявший членом комитета по посторойке церкви и своими личными трудами, и личными пожертвованиями много содействовавший успеху постройки, собрал среди своих знакомых в г. Вильне 200 р.; помещик имения Вязынь г. Гецевич пожертвовал часть строительного материала на церковь; последовали также небольшие пожертвования и от других лиц. В общем весь оборотный капитал достиг 8.000 р., и на эти деньги выстроена хозяйственным способом деревянная церковь, хотя небольших размеров, но весьма красивой архитектуры, с красивыми орнаментами, окрашенная извне и извнутри масляной краскою, вмещающая около 800 человек. Освящение новосозданного храма совершено соборне девятью священнослужителями, с диаконом, при пении стройного хора из народных учителей, псаломщиков и воспитанников разных учебных заведений, прибывших на сельский праздник. С церковной кафедры произнесено было несколько речей; в них, между прочим, констатировалась заслуга о. Иоанна Имшенника, совершившего, как выразился один из ораторов, «истинно великий подвиг создания благолепного храма на сборные людные гроши». Вязынский волостной старшина, преподнося от имени крестьянского общества о. Иоанну в дар икону Богоматери, сказал одушевленную речь; преподнесена также о. Иоанну икона от попечителей Вязынской церкви. По окончании церковного торжества о. Иоанн пригласил к себе на дом почётных гостей, прибывших на освящеие храма; радушный хозяин предложил своим гостям, которых собралось свыше 30 лиц, во главе с вилейским уездным исправником, обильную трапезу. За трапезою произнесено много здравиц и сказано много речей. Отвечая на все приветствия глубокою благодарностию, отмечая этой благодарностию всех лиц — и присутствовавших, и отсутствовавших, так или иначе содействовавших построению новоосвященного храма, о. Иоанн, между прочим, выразил свою глубокую признательность помещику имения Вязынь г. Гецевичу (присутствовавшему) за его участливое отношение к делу сооружения в м. Вязыни новой церкви. Конечно, такое просвещённое отношение помещика-католика к духовным нуждам окружающего его крестьянства достойно внимания и подражания.

Светлана
14-07-2014
Наверное, в основном, мы путешествуем с газетой "7 дней" сидя на диване. А не организовать ли Вам, Владимир, с замечательным коллективом газеты экскурсионное бюро? За идею для меня первая поездка - бесплатно!

Сергей
14-07-2014
Прочитав Вашу легенду, очень захотелось, чтобы однажды отыскали зеленых волков где-нибудь в Полесских болотах. А может и не надо, а то вдруг найдутся любители редких трофеев.


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.