Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Давайте обсудим
>>>
Тема номера
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>



Имена

№28 от 07 июля 2014 года

 Инженер века
 Инженер века

За все в жизни нужно платить. Ведь деньги, слава и успех всегда пахнут. И самое страшное для любого таланта — родиться в эпоху, когда нужно делать выбор между профессиональными интересами и совестью. Никакие высшие достижения в науке, никакие заслуги перед человечеством не идут в зачет, когда ты связал свою судьбу с дьяволом. Даже если это было вызвано профессиональной необходимостью.


Закончившаяся Вторая мировая война подарила всем искреннюю радость. Всем казалось, что самое страшное позади и все это в последний раз, наконец-то люди поумнеют и не будут повторять ошибки свои и своих предшественников. Для всех и каждого вернулась возможность заняться любимой работой. Все строили планы на будущее. И он — великий Порше — не был в этой бесконечной толпе исключением. Он все еще хотел так много сделать, и вдруг этот нелепый арест...
Порше ожидал от жизни чего угодно, но только не ареста. У него было все: почет, уважение, всемирная слава. А что осталось в камере французской тюрьмы? И к чему ведут дело эти французы?
А все было очень и очень серьезно. Фердинанда Порше хотели объявить военным преступником. Знал ли французский офицер, ведущий расследование о мнимых и реальных преступлениях своего подследственного, что перед ним сидела легенда ХХ века? И известный конструктор прославился прежде всего не как создатель военной техники, а как автомобилестроитель. По всемирному рейтингу два его автомобиля вошли в звездную пятерку столетия.
Детские «почемучки»

Дом жестянщика Антона Порше вызывал любопытство у немногочисленных жителей небольшого городка Мафферсдорфа. У него на чердаке творилось нечто невообразимое: то шел дым, то были видны странные огни. Но хозяин дома к этому не имел никакого отношения — все это было проделками его сына Фердинанда. Он нашел где-то книги по электротехнике и упорно старался совместить теоретическое изучение с практическим.
Отец считал увлечение сына детскими причудами и пустой тратой времени. Он видел жизненный путь сына как продолжение своего. Но заниматься починкой кастрюль и сковородок Фердинанд упорно отказывался. Электричество было его страстью, и настойчивость принесла свои плоды — вскоре в доме Порше загорелся электрический свет.
Начало карьеры

В конструкторском бюро фирмы Lohner, производившей королевские экипажи, были удивлены появлением у них молодого человека, который сразу же заявил, что желает работать у них конструктором. Ни образования, ни опыта конструкторской работы у него не было. Но его приняли с условием, что он должен пойти учиться в Венский политехнический университет. Так началась конструкторская карьера Фердинанда Порше.
В конце ХIХ века возникло повальное увлечение экипажами на электрической тяге. Фирма Lohner начала производство электромобилей. Именно здесь и пригодились знания Порше в электротехнике. Он первым отказался от цепных и ременных передач и разместил моторы прямо в ступицах передних колес. До него этого никто не делал. Электромоторы каждый мощностью до 2,5 лошадиных сил питались от аккумуляторов, и электромобиль развивал скорость до 50 километров в час.
Радости владельцев фирмы не было предела. Но неутомимый Порше был недоволен. Он установил небольшой двигатель внутреннего сгорания и соединил его с генератором. Теперь электромоторы в ступицах колес питал ток генератора — так появился первый в мире гибридный автомобиль. «Лонер-Порше» завоевал Гран-при на парижской Всемирной выставке в 1900 году. О Порше заговорили.
Признание

В 1905 году Фердинанду Порше присудили австрийскую премию за заслуги в развитии автомобильного дела. А вскоре компания Austro-Daimler предложила ему должность технического директора и главного конструктора. Порше проектировал новую модель трактора, усовершенствовал знаменитые «мерседесы», двигатели для аэропланов. Век пара и конной тяги сменился веком электричества и бензиновых моторов.
Это было время полетов первых аэропланов и автогонок. Весь мир увлекся скоростью. Вскоре экзотическое увлечение горстки богатых энтузиастов превратилось в зрелищный вид спорта и прибыльный бизнес.
…Все было готово к старту пробега имени Генриха Прусского. Сверкающие свежей краской автомобили, в том числе новенький «Аустер Даймлер», привлекали к себе внимание всех зрителей. Необычной была обтекаемая форма нового авто. А за рулем сидел сам Фердинанд Порше: гонщик, конструктор и технический директор фирмы Daimler .
Он волновался больше всех. Механиком у него был молодой хорват Иосип Броз Тито. Спустя годы весь мир узнает его как многолетнего лидера Югославии — одного из деятелей не только европейской, но и мировой политики. Но тогда все было буднично и просто — молодой Тито послушно выполнял все указания Порше.
Моторы резко взревели, и началась гонка. «Аустер-Даймлер» — среди лидеров, на отдельных участках он развивал скорость до 140 километров в час. Порше пришел к финишу первым, но славы пилота для него было мало. Главным было — самому на практике испытать возможности автомобиля. Но участие в гонках — это еще и полезные знакомства, обмен идеями. Молодые и азартные Луи Рено, Этторе Бугатти к тому времени уже открыли свои собственные конструкторские бюро. Пора этим заняться и Порше. Но…
Страсть конструктора
 Началась Первая мировая война. Фирма Austro-Daimler  перешла на выпуск военной техники. Порше был вынужден отложить исполнение всех своих задумок до лучших времен и заняться военными заказами. Пришлось конструировать моторы для самолетов, мотоциклы, тягачи. Но сразу после войны он вернулся к работе над гоночными автомобилями. Богатые спонсоры ждали острых ощущений и быстроты болидов. И скорости автомобилей Порше росли головокружительными темпами.
В 1938 году гоночная машина «Автоюнион» достигла рекордной скорости 436 километров в час. Но все это было потом, а в самом расцвете сил Фердинанда Порше постигло горе.
Семья


 

Осенью 1920 года скончалась любимая жена, и в 45 лет он стал вдовцом. Они были счастливой парой. Сначала родилась дочь Луиза, затем сын Фердинанд. Близкие называли младшего Порше Ферри. Дети очень любили отца. Для них он был непререкаемым авторитетом. Как-то юный Ферри решился попросить отца: «Я умею водить машину, я хочу быть гонщиком, я хочу победить. Но мне нужно, чтобы ты сделал для меня машину». Ответ отца удивил сына: «Хорошо, я помогу тебе, но строить ты будешь ее сам».


После школы Ферри шел к отцу, и они вместе строили маленький автомобиль. В итоге получился великолепный рождественский подарок. Юный Порше был в восторге.
После смерти жены Порше занял пост технического директора компании Daimler и вместе с семьей переехал в Штутгарт. Результат его работы на новой должности не замедлил сказаться — его новый автомобиль занял первое место в одном из престижных соревнований того времени — гонке «Тарго Флорио». Техническая академия в Штутгарте присвоила ему степень доктора технических наук.
Поездка в СССР
В СССР Порше пригласили по прямому указанию Сталина. Принимали его в Советском Союзе как мировую звезду автомобильного дела. Программа была весьма насыщенной. Организовали поездки в крупные индустриальные центры страны. Показали завод АМО в Москве и Сталинградский тракторный. Под конец поездки Порше откровенно устал от художественной самодеятельности, бесконечных митингов, застолий и встреч с передовиками производства. Было это в 1932 году.
Низкий технический уровень заводов в СССР ужаснул Порше. Его удивило полное отсутствие асфальтированных шоссейных дорог. Поездка конструктора закончились тем, что ему предложили занять почти наркомовский пост генерального конструктора по автомобилям, танкам и моторам. Но обязательным условием с советской стороны для работы Порше в Союзе был переезд со всей семьей и своим конструкторским бюро. Он отказался, сославшись на плохое знание русского языка.
Предвоенные годы
Вернувшись в Германию, Порше открыл собственное независимое конструкторское бюро. Сбылась его мечта, теперь он сам мог решать, чем ему заниматься. Но внутриполитическая обстановка того времени мало способствовала творчеству. Миллионы безработных, на улицах — отряды фашиствующих молодчиков, беспорядки, забастовки, крах экономики. Спрос на автомобили резко упал.
Всеобщий энтузиазм после выборов 1933 года передался и Порше. Его, как и многих, манили новые начинания фюрера. Особенно план строительства современных дорог — автобанов. Порше видел Германию, покрытую сетью прекрасных трасс. Поначалу он не просто верил, а был влюбленным в Гитлера. Разочарование придет к нему намного позже, когда что-либо изменить будет уже невозможно.
Германии нужен был простой и дешевый автомобиль, доступный для широких слоев населения. Для Порше эта идея оказалась поистине судьбоносной. После встречи Гитлера с Порше фюрер произнес исторические слова: «В лице неприметного доктора Порше Германия имеет выдающегося технического гения». Эти слова припомнят Порше еще многие. Но все это будет потом.
Порше пользовался благосклонностью Гитлера, многие считали его любимцем фюрера. Но встречался он с ним только исключительно по вопросам своей работы и в интересах своего дела — инженерный прагматизм брал свое. Поддержка Гитлера помогла Фердинанду Порше осуществить его инженерные идеи.
Народный автомобиль

Выпуск народного автомобиля пришелся Гитлеру кстати. Он получил возможность еще раз выступить в роли доброго вождя нации. Внешний вид автомобиля, предложенный Порше, в целом понравился рейхсканцлеру. Но он предложил немного изменить форму задней части. Уверенной рукой неудавшегося художника фюрер написал: «Мне нравится». И расписался. Так Порше получил зеленый свет для реализации своей мечты. И вместе с этим попал в полную зависимость от своего высокого покровителя. Порше с огромным воодушевлением принялся за работу.
Фердинанд Порше сразу пошел ва-банк. Инновационный прорыв того времени состоял в том, что конструктор расположил двигатель в задней части машины. Планы по выпуску народного автомобиля были грандиозными — миллион машин в год. Опыта производства такого количества машин Порше не имел и по этой причине отправился за океан к Генри Форду.
В Америке и Германии
В 1936 году Генри Форд провел гостя по цехам. Показал свою гордость — конвейер сборочного цеха. Порше интересовало буквально все. Единомышленники и конкуренты, они  всегда пристально следили за успехами друг друга.
Поездка Порше в Детройт оказалась продуктивной. Из Америки он привез не только передовые технологии, но и группу специалистов. Завод в Германии стали строить в местечке Фаллерслебен. Но денег, вложенных в проект, оказалось мало. Власти, не долго думая, создали финансовую пирамиду — гражданин рейха, пожелавший приобрести автомобиль, должен был еженедельно платить пять марок. Достижение суммы в 990 марок гарантировало приобретение новой машины. Собрано было 110 миллионов марок. Но нацистская пропаганда обманула немцев — собранные деньги пошли на войну, которую Гитлер развязал в Европе. Многие молодые немцы, мечтавшие о собственном автомобиле, сели за руль армейского вездехода или танка.
Война
Как и в Первую мировую, с началом Второй мировой войны Порше пришлось конструировать военную технику. По поручению властей он возглавил комиссию министерства вооружений по проектированию танков. Но на этом посту он чувствовал себя неуверенно, ведь он не был специалистом в этой области.
К тому же Гитлер постоянно вмешивался, выдвигал все новые жесткие требования к военной технике. Работать в такой обстановке было нелегко. И все же Порше сделал немало — «тигр» и «пантера», самоходные артиллерийские установки, одна из которых была названа в его честь «Фердинандом».
Гитлер, приверженец гигантомании, потребовал создать новый супермощный танк. Порше спорить с фюрером не стал, убедить его, что при большой массе и огромных габаритах танк окажется небоеспособным, было невозможно.
К этому времени у Порше не осталось никаких иллюзий относительно Гитлера. Он стал относиться ко всему как сторонний наблюдатель. Но требование выполнил. Так появился знаменитый «мышонок» — самый большой танк Второй мировой войны. Но в серию он не пошел. Боевая масса его составляла 180 тонн, толщина брони двадцать сантиметров. Танк был способен функционировать на глубине до восьми метров.
Порше был безучастен к речам фюрера. Для него главным всегда была инженерная победа. В конце 1944 года война пришла и на территорию Германии. Авиация союзников превратила военные заводы Штутгарта в руины. Здание фирмы Порше было разрушено, архивы сгорели, а семья осталась без крова. Захватив с собой уцелевшее оборудование и документы, Порше выехал в Австрию. Там, в маленьком городке Гмюнд, он намеревался продолжить работу над созданием автомобиля. Но все его планы рухнули.
После войны

 

Французские оккупационные власти арестовали Фердинанда Порше как военного преступника. Он был отправлен работать на завод фирмы Renault. В 1948 году, после 22 месяцев, проведенных в заключении, Порше вернулся домой в Австрию. Гитлера больше нет, он свободен. Порше писал: «Я не нашел автомобиля, о котором мечтал. Поэтому решил создать его сам. Теперь я, наконец, смогу осуществить  проект спортивной машины». Но после тюрьмы он серьезно сдал. У него была только одна мысль — лишь бы хватило сил и времени. Всего через год купе и кабриолет «Порше-356» были представлены на Женевском автосалоне. Мечта сбылась. Но через год его не стало. Дело отца сначала продолжил сын, а затем и внуки.

Евгений НИКОЛАЕНКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

О таких говорят: человек поступка. Народный артист СССР и Беларуси Николай Еременко ничего не брал от жизни готовым. Каких усилий стоило ему строительство дороги своей судьбы, доподлинно известно лишь его измотанному нескончаемыми битвами сердцу...

«Белорусский соловей» — так называют Змитрока Бядулю, чье творчество навсегда вошло в сокровищницу национальной литературы.

Времена бывают прозаические и поэтические. В любом случае мы их не выбираем, но они выбирают нас. Народного писателя Кондрата Крапиву литературоведы часто называют белорусским Мольером. Хотя между французским комедиографом Жаном-Батистом Покленом и Кондратом Кодратьевичем Атраховичем лежит череда эпох в драматургии. О самых значимых днях жизненного пути белорусского классика нам рассказала его внучка, заведующая кафедрой моделирования костюма Института современных знаний им. А.М. Широкова кандидат искусствоведения Елена Атрахович.

Киноискусство, театр, музыка и литература не имеют национальностей и границ. Считаю, что мне в жизни необычайно повезло: моим современником являлся Владимир Георгиевич Мулявин.