Компетентно

№25 от 19 июня 2014 года

Новый импульс — новые преимущества
Новый импульс — новые преимущества


Экономики России и Беларуси исторически взаимосвязаны и взаимозависимы. И сегодня нас всех интересует, как будет проходить развитие Союзного государства в свете формирования Евразийского экономического союза? О тонкостях экономической интеграции мы побеседовали с председателем правления ОО «Центр изучения внешней политики и безопасности», доцентом кафедры международных отношений БГУ, кандидатом исторических наук Андреем Русаковичем.


— Не грозит ли нам потеря самостоятельности экономической политики, неконкурентоспособность отдельных национально значимых производств в рамках интеграционных обязательств?
— В Евразийском экономическом союзе, который будет создан, предполагаются координация и согласование макроэкономических показателей государств-участников. Например, стороны договариваются об общих параметрах финансовой политики, уровне инфляции, роста экспорта по отдельным сегментам рынка. И я бы не ставил вопрос о потере самостоятельности экономической политики государств-участников. В любом случае она, как и внешняя политика, будет носить самостоятельный характер, насколько это возможно в условиях глобализации и интеграции. В то же время данный уровень интеграции позволяет Беларуси, России, Казахстану на внешних рынках выступать как единый экономический блок.
Что же касается отдельных национально значимых производств, то, на мой взгляд, тенденция их развития определена в Республике Беларусь уже давно и заключается в модернизации и создании конкурентоспособной продукции. Для этого необходимо снижать издержки, внедрять новые технологии, повышать производительность труда, проводить грамотную маркетинговую политику продвижения товаров на внутреннем рынке Единого экономического пространства и на внешних рынках. Это вполне осуществимо, тем более что для этого созданы реальные условия, например, цены на энергоносители в Беларуси ниже, чем в других государствах. Другое дело, что менеджмент предприятий не должен постоянно ссылаться на так называемые объективные обстоятельства, необходимо реально работать, выдвигать и продвигать новые идеи. Конечно, влияние мирового финансово-экономического кризиса представляет определенную проблему для экономики, как и экономические санкции Европейского союза.
— Какую нужно проводить экономическую политику Беларуси в рамках Союзного государства?  Каким образом осуществляется защита от внутренних и внешних, например санкций Запада и США, угроз экономической сферы?
— Что касается экономических санкций, то я не говорил бы об их серьезности в отношении влияния на экономику Беларуси и России. Другое дело, что существует комплекс причин, которые ограничивают деловую активность западных партнеров на белорусском и российском рынке. Например, в Беларуси в течение последних десятилетий происходил процесс изменения условий экономической деятельности, в том числе иностранных инвесторов, менялась правовая база, периодически осуществлялась перерегистрация предприятий и т.д. В принципе это нормально для экономической системы, которая находится в процессе трансформации.
Также необходимо отметить, что основная роль в осуществлении экономической политики в Беларуси отводится государственным предприятиям, в то же время зарубежные частные инвесторы видят эту картину по-другому. У нас не сформирован полноценный фондовый рынок, не развит такой важный для инвесторов момент, как право частной собственности на землю, нестабильна правовая база хозяйствования — в понимании западных инвесторов все это видится как серьезное препятствие для ведения бизнеса. Как представляется, нужно проводить такую экономическую политику, которая эффективна для участников различных форм собственности и привлекательна для внешних инвесторов.
— Не окажется ли союзное строительство для России не таким интересным «проектом», как отношения с Китаем по оси Москва — Пекин, ведь в этом случае ключевым партнером для РФ становится Казахстан. И что может сделать Беларусь, чтобы не потерять свою уникальность для России?
— Подписание Россией договора с Китаем о поставке газа — это непростой проект. Пекин с момента распада биполярной системы международных отношений ведет самостоятельную игру и рассматривает себя как важного участника мировых экономических и политических процессов. Для Китая в настоящее время экономически важнее США и ЕС, а также те страны, в которые перспективно вложение инвестиций, в том числе из-за низкой стоимости рабочей силы, — это Африка, Латинская Америка. Ключевым партнером для России в Центральной Азии будет Казахстан. Что касается Беларуси, она не потеряет своей уникальности для РФ в любом случае, учитывая геополитическое положение, исторические связи, сложившийся уровень интеграции. Ведь наряду с развитием отношений на межгосударственном уровне Беларусь проводит политику налаживания и развития сотрудничества с регионами России.
— Как вы прокомментируете подписание Договора о Евразийском экономическом союзе? Как именно будет создаваться единый рынок?
Договор подписан, и до января 2015 года национальные парламенты государств-участников должны его ратифицировать. У каждого государства своя процедура ратификации. Как представляется, реализация Договора об Евразийском экономическом союзе сможет придать новый импульс Союзному государству Беларуси и России. Здесь хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Как правило, участие в таких интеграционных объединениях предоставляет дополнительные преимущества для всех участников — это сложение потенциалов экономик, их дополняемость, распределение вложений по секторам, единый рынок для движения капиталов, услуг, рабочей силы и т.д. Это всегда плюс. Но тут встает вопрос согласования макроэкономической политики.
Во-первых, Белорусская экономическая модель отличается от российской, то есть российская экономика носит сырьевой характер, основным экспортным товаром являются природные ресурсы — нефть, газ и др. Беларусь с советских времен сохраняет свою сложно-техническую структуру, которая этими природными ресурсами «питается» — это промышленность и сельское хозяйство. Сложно пока говорить об инновационном потенциале Беларуси, однако это также перспективное направление развития экономики.
Во-вторых, российская экономика базируется в основном на частной форме собственности, а в Беларуси ставка делается на развитие государственного сегмента. Экономические условия у нас различны: та же монетарная политика у россиян более жесткая, у нас уровень инфляции выше, чем в России, и в определенные периоды это способствует экспорту товаров, но не содействует накоплению капитала, ведет к размыванию основных фондов, снижению реальных доходов населения, потере доверия к национальной валюте и т.д. Все эти моменты нужно согласовывать.
Важной также является проблема наращивания экономики в целом и ее модернизации, так как Евразийскому экономическому союзу на внешних рынках придется конкурировать с ЕС, США, Китаем, Турцией, Японией, другими государствами и экономическими объединениями. Безусловно, это сложный и непростой процесс. На мой взгляд, срок, в течение которого должна проявиться экономическая эффективность нового объединения, где-то около десяти лет.
— В дальнейшем количество участников ЕЭС будет расти, присоединятся новые государства. К каким результатам может привести увеличение количества участников ЕЭС в будущем?
— Увеличение участников ЕЭС, конечно, прогнозируется. Кандидаты уже определены — это Армения и Кыргызстан. Другой вопрос, что экономические объединения всегда выигрывают от присоединения экономически развитых государств. Но у той же Армении есть немалые проблемы — недостаточно развита экономика, нет общей границы с другими участниками союза, существуют нерешенные вопросы в отношениях с соседями — Азербайджаном и Турцией. Не совсем понятно, как через Армению можно выстроить экономические коридоры для выхода Евразийского экономического союза на рынки других регионов. Однако как геополитическое решение — это правильно, политический и экономический эффект от создания площадки ЕЭС на Кавказе в любом случае будет.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Среди медработников организаций, которые борются с туберкулезом, в 2017 году впервые не выявлено ни одного случая проф- заболевания.

Отечественная служба онкологии ежегодно регистрирует рост количества пациентов с диагнозом «злокачественная опухоль».

За 2016 год охотугодья хозяйств системы БООР посетили 1 548 иностранных охотников, проведено 649 охотничьих туров. Доходы при этом составили почти 600 тыс. евро. В 2017 году наблюдался рост: 1 737 иностранных охотников, 718 охотничьих туров, доходы составили почти 700 тыс. евро. За год к нам приезжают до 2 тыс. иностранных охотников из таких стран,как Польша, Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Эстония.

Людей в города влекут различные блага цивилизации, важнейшие из которых – водопровод и канализация.