На заметку

№21 от 22 мая 2014 года

Сила традиций,или Как не «выбросить» на свадьбе семейное счастье
Сила традиций,или Как не «выбросить» на свадьбе семейное счастье

(Продолжение. Начало в №20).

О наработанном веками опыте и традициях наших предков, связанных со свадебными торжествами, мы беседуем с этнокультурологом Оксаной Котович. 
— Что вам, как специалисту в области народных традиций, «режет глаз» на современных свадьбах?
— Обязательной традицией на свадьбе всегда было благословение молодых хлебом-солью перед тем, как все сядут за праздничный стол. К сожалению, этот обряд претерпел в наши дни значительные изменения, исказившие его суть. Хлеб-соль, принимаемый из рук родителей, — это как фундамент супружеской жизни, который закладывается здесь и сейчас, стоя у порога! И поэтому хлеб никогда не ломали, не кусали, выясняя таким образом, кто в семье будет главным, и не убирали потом подальше с глаз, как это делается сейчас. Молодожены целовали хлеб, после чего он занимал свое почетное место на свадебном столе, прямо перед ними. Всю дальнейшую церемонию хлеб-соль служили для молодых одним из оберегов, своеобразной защитой от любых недобрых взглядов и помыслов. Ведь соль — кристалл, который «стирает» негативную информацию, не зря в народе говорили: «Соль таму у вочы, хто дабра нам не хоча».
Определять главу семьи посредством ломания и выгрызания хлеба на свадьбе точно не стоит!  В белорусской семье главой всегда был мужчина, хозяин. В Могилевской области в деревне Бастиновичи это слово звучит как «хадзяiн». Там нет слова муж, отец, там женатого мужчину называют «хадзяiн». Когда мы снова безоговорочно передадим полномочия в семье мужчине, тогда и семьи будут более прочные.
«Почетный свидетель» — так с советских лет называют друга и подругу жениха и невесты. Традиционно же они носили совсем другие, более колоритные и красивые названия, которые бы стоило вернуть на наши свадьбы. На Минщине их называли шафер и шаферка, на Гомельщине — маршалок и маршалка, Витебщине — подженишок и подневестица, Гродненщине, Брестчине — дружбант и дружбантка, на Полесье — дружки. К сожалению, об этом не знает сегодня не то что молодежь, но и люди более старшего поколения. Однажды на свадьбе я спросила у отца жениха — кто у нас шафер? Отец напрягся, покраснел, долго перебирал в голове всех гостей, а потом ответил: «Гостя с такой фамилией у нас нет»...
Еще одна странность современных свадеб, опять же, «родом» из советских времен: рядом с невестой все торжество находится друг жениха, рядом с женихом — подруга невесты. Смысл такой «расстановки» совершенно непонятен. Я как-то задала этот вопрос молодым людям, в ответ услышала — друг защищает невесту. Защищает от кого, от жениха?! Традиционно на белорусских свадьбах рядом с невестой находилась ее подруга, а рядом с женихом — друг, и это было понятно. Привести этот момент на свадьбах в соответствие надо даже не ради традиций, а просто ради здравого смысла. Кому невеста на ушко шепнет, что надо поправить платье, кого попросит принести воды, с кем пошушукается о своем? Ну не с другом же жениха, которого она видит, может, первый раз в жизни!
Мы плавно подошли к не менее важным, а может быть, и самым ответственным свадебным чинам — свату и свахе. Традиционно сватами на свадьбе были крестные отцы жениха и невесты вместе со своими женами, а свахами — крестные матери с мужьями, итого четыре пары. Наличие у крестных родителей пары было доказательством того, что они достойны быть сватами на свадьбе. Если же, скажем, крестная мать овдовела, развелась или по какой-то причине не могла присутствовать на свадьбе вместе с мужем, то на их место выбирали счастливую супружескую пару, воспитывающую детей, которая вместо них выполняла функции сватов. Сегодня же в этой роли на свадьбе зачастую выступают чужие друг другу люди, что совершенно не соответствует традиции. Свата выбирают со стороны жениха, а сваху — со стороны невесты. И когда потом по ходу свадьбы им по традиции начинают кричать «Горько!», то совершенно непонятно, что должен символизировать поцелуй этих еще вчера незнакомых людей, на что напутствовать?
Отличительным знаком свата и свахи на свадьбе традиционно был белорусский рушник. Узел у свата располагался справа, у свахи — слева, и когда они — супружеская пара — становились рядом, повязанные рушники повторяли контуры крыши дома, радугу, арку счастья. Сегодня пару сватов перевязывают ленточками, на которых одинаково, слева направо написано «Сват» и «Сваха». И когда они становятся рядом, ленты образуют две параллельные линии. По-моему, символизм очевиден...
Сегодня в наших магазинах в достаточно широком ассортименте есть замечательные белорусские рушники. И что мешает нам вернуться к исконной традиции использовать их в свадебной церемонии, а потом сохранять на добрую память? На одном таком рушнике молодые стоят в загсе и храме, на другом выносят хлеб-соль, встречая молодых на пороге, и так далее. У нас на антресолях лежит все, что угодно, кроме коробки с рушниками после свадьбы сына или дочери. А как было бы замечательно, если бы через 20-25 лет уже их дети достали такую коробочку и с этими рушниками устроили собственную свадьбу, в надежде, что и внуки повторят действия дедов. Вот бы и появилась в семье своя традиция, свои святыни-рушники, память и гордость за свою семью, родителей, предков.
В то же время сват, вернувшись со свадьбы, с удовольствием сохранит повязанный ему рушник, в отличие от мятой-перемятой ленточки. Как-то на свадьбе в Столинском районе я наблюдала свата, на груди у которого было повязано 8 рушников. Он шел по деревне как генерал! Когда его спросили: «Почему на тебе столько рушников?», он с гордостью стал перебирать их один за одним: «Это моя крестница Татьянка, это моя Маринка, это Катя...». Возможно ли такое при использовании примитивных ленточек с надписью «Сват»? Конечно, нет.
— Белорусские рушники начинают переживать на свадьбах свое «второе рождение», и это замечательно. А вот некоторые свадебные народные традиции нами потеряны, похоже, окончательно. На ваш взгляд, что из забытого стоило бы вернуть?
— На одной из свадеб отец жениха, удовлетворенно оглядев накрытый пышный стол, признался мне: «А вот когда меня женили, я всю свадьбу сидел на кожухе! Тем самым родители желали нам богатства, плодородия, рождения детей…». Действительно, это была одна из традиций на свадьбе, символизм здесь вполне понятен, все мы помним в том числе и легенду о золотом руне. Я спросила, почему же он сыну не постелил кожух? Мужчина походил-походил, потом пошел в гардероб, взял свою дорогую дубленку и постелил ее на стулья для жениха и невесты... Что мешает нам вернуть эту традицию и пожелать на свадьбе молодым найти свое «золотое руно»?!
— Вы не первый год сотрудничаете со столичным Домом бракосочетаний, консультируя будущих молодоженов и их родителей. По вашим наблюдениям, растет ли интерес к народным традициям?
— Однозначно растет, и в первую очередь у людей образованных, читающих, думающих. К слову, наша книга «Золотые правила народной культуры» (авторы Котович О.В., Крук И.И.) за 8 лет переиздавалась 19 раз, поскольку раскупается очень быстро. Люди хотят вернуться не к косе и сохе, а к истокам традиций, основанных прежде всего на логике в обрядовых действиях. В свое время в 1917-м разрушали до основания старый мир, чтобы построить новый. Строили, меняли, порой переворачивали с ног на голову, а потом задумались — что-то не то... Незнание своих традиции, прерванная во многих местах цепочка «из поколения в поколение» привела к тому, что пустующую нишу стали заполнять не тем, чем надо. Американскими тортами, которые надо резать молодоженам (никогда в жизни молодые на белорусской свадьбе нож в руки не брали, «каб не рэзалiся»!). Американскими лимузинами с пустыми консервными банками на хвосте (в славянской традиции пустая, треснувшая, щербатая посуда выбрасывалась, ту же пустую бутылку тут же убирали со стола, а звенели на свадебном кортеже колокольчики). Молодоженов сегодня осыпают рисом, как это принято у китайцев (неужели белорусское жито, от слова «жизнь», хуже?). Наши традиции, в том числе связанные со свадьбой, всегда логически и рационально обоснованы, и этим они ценны. Так зачем заимствовать чужое, когда есть свое?!

Как украсить свадебный кортеж?

— Наши предки свадебный кортеж, состоящий из подвод или саней, украшали цветами и бубенцами. Колокольчики не только защищали от недобрых сил, но и предупреждали людей о приближающемся свадебном кортеже. Переходить дорогу свадьбе было большим грехом, мы это правило уже забыли. Так что встречающиеся сегодня надписи на машинах «Осторожно, свадьба!» — это из серии «в каждой шутке есть доля правды». Так что цветы, кольца, колокольчики на современных свадебных кортежах — это хорошо. В целом в украшении автомобилей стоит придерживаться бело-красной гаммы, традиционной для белорусских свадеб.
Паре лебедей на капоте автомобиля не место, по ходу движениях их может разбросать в разные стороны, и пара, которая всегда символизировала единение, «разлетается». Совсем необоснованно и присутствие на капоте автомобиля куклы, к чему там этот символ? Знаете, как-то в Риге я видела свадебный кортеж, который запомнился мне на всю жизнь. По главному проспекту двигалось двенадцать автомобилей, украшенных гирляндами из дубовых листьев и красных ленточек. Дуб — символ вечности, красный цвет — цвет-оберег. Достойно и красиво.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Начинается сезон традиционных зимних развлечений: пришло время вставать на коньки и получать удовольствие от катания как на крытых, так и на открытых катках.

Республиканский конкурс профессионального мастерства вновь собрал лучших работников Белпочты.

Современный ребенок проводит большую часть своего времени в школе и за выполнением домашних заданий.

Скоро прозвенят последние школьные звонки, и юное поколение с чистой совестью подбросит ранцы в воздух: «Ура, свобода!».