150 золотых маршрутов моей Беларуси

№20 от 15 мая 2014 года

В поисках сокровищ: Будслав
В поисках сокровищ: Будслав

Как любят говорить закоренелые путешественники, «иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». Поэтому сегодня вместе с вами отправляемся по маршруту «Будслав» следующего направления: Княгинин — Кривичи — Мостовики — Полесье — Будслав — Долгиново — Мильча — Камено — Сервачь. Мы узнаем, как возле стен храма выкопали силосную траншею, где хранится уникальный деревянный алтарь 1643 г., для чего взорвали величайший памятник истории — Борисов камень с надписями XII века.
С кольцевой дороги сворачиваем на Р58, это мядельское направление.

Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.

 

Легенда маршрута от автора проекта «Гармонь на перроне»
Среди экспонатов моего этнографического музея есть старая гармошка. Она еще в довольно приличном состоянии. И, вполне возможно, могла бы отыграть небольшую свадебку в любой из наших милых деревень. В придачу к гармошке от ее хозяйки я услышал трогательную историю о судьбе этого инструмента.
«Когда-то наша деревня, — начала свой рассказ женщина, — была многолюдной. Детей — не пройти. Всегда к осени справляли по две-три, а то и больше свадеб. Гуляли всей деревней. Лишнего достатка не было, но коли рядилось веселье, то выносили все запасы из коморок и погребов. Старшие знали бесконечное количество обрядовых песен, частушек. Те из детворы, что были постарше, обязательно участвовали в подобных мероприятиях. Так и передавалась добрая традиция наших предков подрастающему поколению. Теперь смотрю на нашу, можно сказать, умирающую деревню и плачу иногда». Моя собеседница замолчала. Я не посмел ее торопить.
Старенькая скамейка у полуразвалившегося забора, громадный цветущий куст жасмина и руки хозяйки, лежащие на коленях, на переднике, расшитом по кромке белыми и красными цветами. «Так вот, — продолжала она. Гармонист жил в нашей деревне. Душа-парень, балагур, все песни знал и свадьбу любую играл без передыху. Где только силы брал? Девчата влюблялись в него сразу. Но он ответил взаимностью только одной. Полусиротой росла эта девушка. Отца ее медведь на лесоповале задрал. Красивая, статная, всегда приветливая, пришлась она по сердцу гармонисту. Сыграли свадьбу, и сразу же грянула война. На вокзале собрались и стар, и млад. Слез было море. Но была и музыка. Играл наш весельчак. Как никогда, наверное, нужна была его песня. Передал парень гармонь жене и попросил встретить его с ней на этом вокзале. Если этому быть, он непременно вернется домой живым и невредимым. Ближе к концу войны молодая солдатка получила похоронку. Но девушка упорно продолжала ждать своего супруга и верить в то, что он все-таки вернется. Поезда с фронта приходили по несколько раз в неделю. Всегда на перроне проезжающие и встречающие видели девушку с гармошкой, внимательно всматривающуюся в лица бойцов. Уже больше года как мирная жизнь брала свое. Отстраивались сожженные селения, загремели послевоенные свадьбы. А солдатка все ходила и ходила на вокзал с гармошкой, встречая и провожая поезда. И всегда домой возвращалась одна. Сердобольные соседки стали уговаривать девушку смириться с судьбой — прошло времени достаточно и нужно найти силы жить дальше. И вот однажды горемыка оставила свою ношу на скамейке перрона и вернулась домой без нее. Плакала всю ночь. Корила себя за поступок малодушный. И вдруг к концу бессонной ночи она слышит, как кто-то играет, приближаясь к дому. Узнала знакомые звуки инструмента и мелодию, которую играл ее любимый перед отправкой на фронт. Открыла дверь и упала в беспамятстве в сильные руки вернувшегося супруга. За столом солдат рассказывал, как прошел он страшные дороги войны, как был ранен, как его выхаживали на далекой чужбине добрые люди. Как вышел он поздней ночью на перрон и сразу увидел свою двухрядку, на которой беспризорные мальчишки пытались что-то сыграть. Они-то и поведали бойцу о женщине, которая уже больше года после войны приходила сюда постоянно с гармошкой в руках. И что только вчера она оставила на скамейке ее и ушла в слезах, часто оборачиваясь. Это были моя сестра и ее муж».
«Береги ее, — прощаясь, сказала женщина. — И расскажи людям историю их любви». И уже как будто не мне, а всем тем, кого она когда-то любила и помнила: «Пусть хоть эта история останется о нашей некогда многолюдной и наперекор всем невзгодам счастливой деревне».

Деревня Княгинин

Здесь в 1772 г. в стиле народного зодчества из дерева построена Троицкая церковь. Достойно проведено обновление храма. Мастера попытались даже сохранить цветовое решение. Стоит увидеть великолепное здание железнодорожной станции 1905 г. Эти милые вокзальчики поистине украшают нашу добрую провинцию. В центре деревни на кладбище стоит часовня в стиле модерн (XIX в.). Местные жители превратили ее в мусорку.

Г.п. Кривичи


Здесь с 1776 года по 1832-й действовал деревянный монастырь тринитариев (тринитарии — католический нищенствующий монашеский орден). В 1796 г. из кирпича в стиле барокко при монастыре построен костел св. апостола Андрея. Жилой корпус монастыря примыкает к храму. В 1887 г. из кирпича в ретроспективно-русском стиле построена Троицкая церковь. До 1990 г. она была закрыта.

Деревня Мостовики


Недалеко от Мостовиков у дороги на д.Старые Габы сохранились руины церкви, построенной из кирпича в ретроспективно-русском стиле. Присматривать за храмом некому, так как возле него нет жилых домов. Он расположен немного в сторонке. Зато буквально у стен церкви под наклоном выкопана огромная силосная траншея, от которой исходит страшное зловоние. Грязные стоки с дождями, весенними потоками струятся в рядом протекающую речку.

Деревня Полесье


В этих краях находилась усадьба пана Аскерко «Будслав» (XVIII в). Уцелело боковое каменное крыло, пристроенное в 1908 г. к одноэтажному деревянному усадебному дому. Сам дом сгорел во время Второй мировой войны. От него остались только руины балюстрады (ограждение). От усадьбы осталось четыре пилона из кирпича от въездной брамы.

Деревня Долгиново

 

В 1870 г. из кирпича в ретроспективно-русском стиле построена Троицкая церковь. Выразительные черты храма хорошо запоминаются. Несмотря на то что церковь возведена в довольно распространенном стиле, у нее есть отличительная черта — красивые купольные объемы. Завораживает гармоничная пропорция храма. Стоит заглянуть на еврейское кладбище. Оно ограждено, в довольно приличном состоянии. Можно полюбоваться мацейвами — каменными надгробными плитами. Каждый камень уникален по-своему, смотрится как произведение искусства. Сохранились две синагоги 1900 г. и хозпостройка, которая, возможно, относится к  синагогальному двору. Сегодня с памятниками обращаются непорядочно. Их облепили пристройками, в которых держат домашнюю скотину. В 1853 г. из кирпича в классическом стиле построен костел св. Станислава. Местные жители деревни утверждают, что эта святыня никогда не закрывалась. Рядом с храмом находится плебания 1853 г. В Долгиново жил и учился наш знаменитый писатель  Змитрок Бядуля (настоящие имя и фамилия — Самуил Ефимович Плавник).

Деревня Сервачь

 

Здесь была усадьба Козел-Поклевских. От нее сохранились два флигеля, деревянный амбар, кузница, а также спиртзавод из красного кирпича. Он стоит на берегу реки. В этих краях родились участники восстания 1863-1864 Ян и Винцент Козел-Поклевские. Они были соратниками К. Калиновского. 

Деревня Мильча


В 1865 г. в ретроспективно-русском стиле построена церковь Рождества Богородицы. До 1990 г. храм был закрыт. Сегодня церковь с любовью восстановили, покрасили и перекрыли. Люди с уважением отнеслись к святыне.

Деревня Камено


Здесь находится величайший памятник истории — камень «Воротишин крест». Так называемые Борисовы камни с выбитым на них крестами и различными надписями XII в. По какой причине они появились на нашей земле, пока неизвестно. Один из таких валунов в 1930 г. взорвали и пустили на строительство дороги Минск — Москва. Сегодня сохранились три таких уникальных памятника истории — в Полоцке (возле Софийского собора), в а/г. Друя и Камено. Хотелось бы, чтобы кто-нибудь расшифровал надписи на камнях. Они видны под определенным наклоном солнечных лучей. Отсюда в 1857 г. отправилась по реке Вилия научная экспедиция историка-этнографа графа Константина Тышкевича. Об этом говорит мемориальный камень. 

Агрогородок Будслав


Здесь орденом монастыря бернардинцев построен каменный храм (1633-1643 гг.). Местечко вначале называлось Буда, а затем оно было переименовано в Славно. В результате чего и получилось название — Будслав. Современный вид храма, который мы сегодня видим, существует со времен его перестройки (1767 г.). Великолепную базилику (особый ранг храма) в стиле барокко возвели  итальянский зодчий Иосиф Фонтана и виленский архитектор Константин Пенса. Особого внимания заслуживает роспись храма. Она объемная. Создается впечатление, что стоят колонны. Но это всего лишь иллюзия. В часовне св. Варвары, созданной на основе храма 1643 г., хранится бесценный экспонат — уникальный деревянный алтарь (1643 г.). В 1929 г. его реставрировали. Алтарь сделан в удаляющейся перспективе. Хотя в профиль он смотрится плоским. Есть информация, что это один из трех подобных алтарей в мире. В костеле хранится написанная в 1598 г. икона, подаренная папой римским Климентом XVIII. Недалеко находится плебания XIX в. (дом настоятеля костела). Его недавно отреставрировали, как и сам храм. Есть водяная мельница 1920 г. постройки. Полюбуйтесь зданием железнодорожного вокзала (XIX в.).
В 1992 году возобновилось паломничество к храму.

Следующий маршрут – «Мокраны»



Всего 2 комментария:

Вадим
15-05-2014
Я знал, что у нас много прекрасных мест, которые достойны, чтобы их посетить. Но я не подозревал, что их такое огромное количество! Спасибо за информацию и за такой проект!

Сергей
16-05-2014
Ваш проект "150 золотых маршрутов моей Беларуси" побудил меня пересмотреть свои взгляды (в лучшую сторону) на Беларусь как страну туристическую!


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.