Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Награды
>>>
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Репортаж «7 дней»
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№18 от 02 мая 2014 года

В поисках сокровищ: ГРОЗОВО
В поисках сокровищ: ГРОЗОВО

Путешествие — занятие непредсказуемое. Порой мы, расписавшие недели и месяцы от и до, даже не представляем, куда завтра может занести нас ветер. Сегодня вместе с вами отправляемся по маршруту «Грозово» следующего направления: Борок — Слуцк — Покрашево — Замостье — Сунаи — Комсомольская — Грозово — Дунаево — Хотляны. Мы узнаем, как из церкви хотели сделать электростанцию, где французы разобрали храм на дрова, почему несчастный отец решил продать имение. 
С кольцевой дороги сворачиваем на трассу Р23, это слуцкое направление.

Деревня Борок

До 1964 г. у этого села было другое название — Басловичи (Басловцы). В 1912 г. в неорусском стиле началось строительство Покровской церкви. Несмотря на то, что, возможно, это и был типовой проект, увидеть церковь такой же конструкции можно еще только в агрогородке Зембин (Борисовский район). Храм возводился очень болезненно. Строительству помешали не только Первая мировая война, но и местные жители. Им не понравилось, что купол церкви перекрыт. В 1930 г. на народном собрании было решено сделать из церкви электростанцию. Кресты сняли, а книги отправили на переработку на книжную фабрику. Но идея провалилась. Вместо электростанции появился обыкновенный зерносклад. До 1990 г. храм не действовал. Затем начались восстановительные работы, которые и сейчас продолжаются. 

Город Слуцк

Это селение известно еще с ХII в. Здесь можно увидеть деревянный собор св. Михаила Архангела. Построен он в конце XVII в. в стиле народного зодчества с чертами барокко. В 1812 г. французы разобрали храм на дрова. Затем его, конечно, восстановили. И в 1990 г. храм стал собором. В старой части города сохранились мужская гимназия 1852 г., дом дворянского собрания на улице Ленина, 171 (внешне он похож на компактный усадебный дом). Недалеко находится почтовая станция XIX в. Там же расположено и коммерческое училище XIX в. Обязательно стоит посмотреть памятник Софии Слуцкой, последней княгини города Слуцка, святой, чтимой белорусской православной церковью. Можно посмотреть еврейское кладбище, а также браму-часовню, расположенную на христианском кладбище.

Деревня Покрашево

От чьей усадьбы существующие здесь постройки остались, пока никто не знает. Но все они сохранились в хорошем состоянии и достойны нашего внимания. Это и главный корпус бровара 1911 г. (там варили пиво, производили водку), и складские помещения, и хозпостройка, которая, возможно, была усадебным домом. Должным образом отреставрировано здание бывшей водяной мельницы. В нее вмонтированы крылья как у ветряка. Новые декоративные элементы не нарушают основного характера строения. Напротив, они придают мельнице шарм. Рядышком с красавицей расположен парк валунов. В небольшой роще на окраине деревни бьет источник в честь иконы Божией Матери Остробрамской. Сюда люди приезжают за чудодейственной водой.

Деревня Замостье

Здесь в 1620 г. местным зодчим Андреем Самуилом Винкой-Ратомским  был построен каменный костел св. Варвары в стиле ренессанса. При храме существовала миссия иезуитов. В
1865 г. переосвящен в церковь. После 1917 г. использовался как хозпостройка. В 1990 г. восстановлен и передан католикам. Храм имеет сложную планировку. Ценен тем, что возводили его непрофессиональные зодчие. Явно отсутствуют стилевые черты. Благодаря конструктивным элементам просматривается оборонительный характер этого уникального строения.

Деревня Сунаи

Здесь частично сохранились дом усадьбы Иодко «Пуково» (XIX в.), здание амбара, конюшни, руины оранжереи, а также фантастическое строение, которое одни историки и архитекторы считают коптильней, а другие — баней. Владимир Цвирко больше склоняется к первому варианту. Вполне возможно, что на нижнем этаже располагались топочные печи, а наверху была камера, куда вешали, например, гусей и поросят. Таких строений в Беларуси — единицы. Жаль, что они разрушаются у нас прямо на глазах.

Деревня Комсомольская

В 1964 г. деревню Пуково переименовали в Комсомольскую. На средства помещика Иодко здесь в 1858 году строится церковь св. Георгия в стиле эклектики, без куполов. Внешне в ней угадываются черты готики, ренессанса. Несмотря на давление московской школы, храм хотя бы намеком возводился в католическом стиле. В 30-е гг. его закрыли и сделали склад. Сегодня у церкви нет крыши. «Тутэйшыя» обещают, что обязательно поговорят с местными властями, попытаются совместными силами восстановить храм. Это можно сделать. Но только прямо сейчас. Ведь каждый год примерно по 2 см верхней части строения уходит. 
Деревня Грозово

Здесь сохранился усадебный дом Мержеевских в стиле классицизма (XVIII в.). Под зданием, по всему периметру, находились огромные сводчатые подвалы. До 1975 г. в этом доме располагалась школа. До недавнего времени здание было брошено на произвол судьбы. Сегодня в результате восстановительных работ исчезли живописные руины маслобойни (помещение, где сбивают масло), а также боковая пристройка возле торца здания, возможно, помещение оранжереи.

Деревня Дунаево

Когда-то здесь располагалась усадьба белорусского общественно-политического деятеля Эдварда Войниловича «Лопухи». Сохранилось деревянное строение амбара. В 1903 г. Эдвард продал это имение, чтобы построить в Минске костел Святого Симеона и Святой Елены (Красный костел). Храм был возведен в честь его дочери и сына, так рано ушедших из жизни. Тяжело больной девочке этот костел привиделся во сне. Перед смертью она попросила построить святыню, в которой люди могли бы славить Спасителя. 

Деревня Хотляны

В 1897 г. в центре деревни из дерева в неорусском стиле была построена Покровская церковь. Храм подобной конструкции был единственным в Беларуси. Сегодня, к сожалению, его увидеть невозможно. В 2013 г. старинная церковь сгорела дотла. Говорят, что ее сожгли. Возможно, это могли сделать сатанисты. В определенные религиозные праздники они поджигают деревянные храмы. Давайте сделаем все необходимое, чтобы сохранить деревянные храмы, которые у нас остались, и окажем посильную помощь в восстановлении хотлянской святыни.

Легенда маршрута от автора проекта
«Кулон в ладони»
1935 г. Красивый вечер с обворожительным закатом. Озеро, отдавая тепло берегу, плескалось у ног ласково и спокойно. К утру стало немножко прохладнее. Молодая пара, всю ночь пробывшая вместе, развела костер. Они быстро согрелись и уснули. Детский крик сквозь сон первой услышала девушка. Растолкав юношу, она бросилась на зов утопающей. Парень проснулся не сразу, но как только понял, что происходит, немедля последовал за своей любимой. Доплыв до ребенка, девушка ухватила его одной рукой и повернула назад к берегу. Когда парень оказался рядом, ребенок уже был без сознания. И девушка, передав дитя в более крепкие руки, попросила скорее плыть к берегу. Выбравшись на сушу и откачав девочку, которая начала подавать признаки жизни, молодой человек повернулся к воде и понял, что озеро, отпустив одну жертву, тут же отняло жизнь у другой. Он нырял до изнеможения. А когда полуживой выбрался на песок, стал громко кричать и плакать от бессилия перед таким несчастьем. Люди, сбежавшиеся на его крики, увидели молодого парня на грани помешательства с полностью поседевшей головой. Время лечит многое. Но не все.
1943 г. Поле боя изрыто траншеями, изуродовано воронками, усеяно исковерканным железом и искалеченными человеческими телами. Хрупкая девочка, еще совсем юная, где перебежками, где ползком вытаскивает из непрерывного огня бойцов. Какие сутки она была на этом страшном поле и какой по счету был этот солдат, она уже не помнит. Но врезалось ей в память именно то, что этот солдат в бреду шептал только одно имя: «Мария, Мария». И голова его была полностью седой, хотя сам был еще так молод.
Однажды девушка посетила полевой госпиталь и нашла этого солдата. Когда подошла к его кровати поправить подушку, из-за воротника ее гимнастерки показался на цепочке маленький кулон. На него обратил внимание боец. Было видно, как его это взволновало. Он стал расспрашивать, откуда у девушки это украшение.
Присев рядом с кроватью раненого, спасительница вкратце поведала историю. Произошло все это с ней в 1935 г. «Тогда мне было десять лет, — рассказывает она. — Я была сорвиголова. И так как наш дом стоял совсем недалеко от озера, любила по утрам прямо с кровати без разрешения родителей бегать на озеро купаться. Тогда было красивое утро. Бросилась с берега в воду. Не заметила, как заплыла далеко. Вода была холодная. Случились судороги. Перестала чувствовать ноги. Стала звать на помощь. Спустя какое-то время увидела, как ко мне плывет девушка. Я потеряла сознание. Смутно помню, как кто-то тормошил меня на берегу. Пришла в себя дома. Позже мама мне рассказывала, что в моей зажатой ладони она нашла кулон с обрывком цепочки. Скорее всего, это принадлежало моей спасительнице. К несчастью, она тогда утонула. С тех пор кулон мой оберег».
Тут же последовал рассказ солдата. Оказалось, что это он и его Мария спасли тогда девчушку. И это он подарил Марии этот кулон. Еще долго говорил боец, вспоминая то утро.
«А знаешь, — тихо сказал он, — ведь спасая тогда тебя, получается, что моя Мария спасла от смерти и меня».
После войны солдат приезжал в гости к девушке. К тому времени у нее уже была семья: муж и несколько детей. Первую девочку назвали Марией. А солдата пригласили стать ее крестным отцом.



Всего 3 комментария:

Ольга
03-05-2014
Рядом с Хотлянами - моя деревня Любяча! Здесь прошли мое детство и юность. Мы даже не подозревали, что рядом с нашей деревней такие красивые и исторически значимые места. Благодаря Вашему проекту, теперь я знаю, в каких замечательных местах прошли мое детство и юность. Обязательно проедем весь маршрут "Грозово" Спасибо!

Сергей
03-05-2014
При отсутствии должной информации все это уходит в прошлое. Вы собиратели и хранители того, что завтра может исчезнуть. "Грозово" - пример.

Антон
04-05-2014
В 2013 году Хотляны осиротели. На сегодняшний день это никто и не вспомнил. Благодаря маршруту "Грозово" мы уже знаем, что возрождается святыня. Обязательно посетим стройку и внесем посильную помощь.


Еще
В рубрике


У лесе, у зялёнай імжы
Затуленыя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны Хрысьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнячы рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.
Рыгор Барадулiн


Целина Розалия Леонарда Боженцкая (в девичестве – Хлюдинская) была причислена к лику блаженных в 2007 году. У этой женщины удивительная судьба: о ней знают во всем мире, но она не известна своим соотечественникам-белорусам. Родилась Целина в 1833 году в семье состоятельных землевладельцев, живших тогда в имении под Оршей.

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.