Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



Страницы истории

№17 от 24 апреля 2014 года

Павел Сухой
Павел Сухой

Имя нашего земляка, выдающегося советского авиаконструктора Павла Осиповича Сухого увековечено прежде всего в названии его знаменитых на весь мир самолетов «Су». Но благодарную память о себе он заслужил не только в небе, но и на земле. Его имя носит крупнейший российский авиационный холдинг «Сухой», в 2004 году на карте Москвы появилась улица Авиаконструктора Сухого. Именем Павла Осиповича назван Гомельский государственный технический университет, улицы в Витебске, Гомеле, Лунинце, Глубоком.

...На въезде в г. Глубокое на Витебщине застыл необычный памятник — самолет Су-17. Почему он установлен именно у этого города, знают, к сожалению, далеко не все. 10 июля 1895 года в тогда еще местечке Глубоком Дисненского уезда родился будущий знаменитый авиаконструктор Павел Сухой. Долгое время считалось, что местом его рождения было одноименное село в Гомельской области, но найденные в архивах документы восстановили истину. Теперь известны даже имена крестных родителей и православного священника, крестившего младенца Павла. К слову, таинство крещения совершилось в глубокском Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, действующем по сей день.

Благодаря активным исследованиям последних лет, белорусским историкам и краеведам удалось восстановить многие ранее неизвестные страницы родословной Павла Сухого. Нет никакого сомнения, что он не просто родился и вырос на белорусской земле, здесь корни нескольких поколений его предков. Дед, Андрей Алексеевич, жил в деревне Пахомово Вилейского уезда Виленской губернии. Он был крепостным крестьянином, однако знал грамоту и в 1837 году был отправлен помещиком на учебу в Черниговскую школу пчеловодства. Отец, Осип Андреевич, закончил Молодечненскую учительскую семинарию, работал начальным учителем в народных училищах Виленской губернии. На первом месте работы, в Ганутском народном училище, познакомился со своей будущей женой Елизаветой Гисич. В семье родилось четыре девочки и мальчик — будущий авиаконструктор Павел Сухой.

Белорусский период жизни Павла Осиповича связан с тремя городами — Глубоким, Гомелем и Лунинцом. В Глубоком он родился и провел первые годы жизни. В 1899 году семья переехала в Гомель, где Осип Андреевич сперва заведовал школой для детей железнодорожников, затем железнодорожным училищем. Юный Павел с серебряной медалью закончил гомельскую гимназию, проявив особые успехи в математике и физике.
Именно в гимназические годы произошла его первая встреча с авиацией, оставившая в душе подростка неизгладимый след. Спустя много лет он рассказывал своей дочери Ирине, как однажды возвращался с ребятами из гимназии и над их головами пролетел аэроплан известного русского летчика Сергея Уточкина. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» — признавался Сухой. Вернувшись домой, юный гимназист смастерил модель самолета, но она не полетела. Однако начала свой
полет мечта...
Закончив гимназию, Павел Сухой уже точно знает — учиться он хочет в Московском Высшем техническом училище
(МВТУ), в котором преподает «отец русской авиации» профессор Н.Е.Жуковский. Однако вскоре занятия пришлось прервать. Идет Первая мировая война, Сухого призывают в армию. После окончания школы прапорщиков он в действующей армии, в артиллерии. Здесь, на фронте, будущий авиаконструктор в полной мере осознал, какую важную роль в войне играет авиация. Возможно, тогда и родилось у него осознанное желание сконструировать для родной страны лучшие самолеты, которые давали бы ей преимущество над любым противником.
С военной службы Сухой демобилизовался по состоянию здоровья. Продолжить учебу в МВТУ не удалось, занятия в это сложное для страны время были отменены. Он едет к родителям в Гомель, на какое-то время устраивается учителем математики в школе г. Лунинца на Брестчине. Лунинец стал третьим знаковым для Павла Осиповича белорусским городом. Здесь он встретил любовь всей жизни, свою будущую жену Софью Феликсовну Тенчинскую, преподававшую в школе французский язык. Свадьбу сыграли через несколько лет, у них родилось двое детей — дочь Ирина и сын Дмитрий. Этот брак был по-настоящему счастливым, семья стала для Павла Осиповича надежным тылом и отдушиной.
20-е годы... Разруха, голод, безденежье... Но Павел Осипович вернулся в Москву, чтобы закончить образование в МВТУ.

 

Руководивший его дипломным проектом
А. М. Туполев высоко оценил способности молодого инженера и пригласил его на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Мечта Павла Сухого конструировать самолеты для своей страны сбылась — благодаря его таланту, трудолюбию и упорству в достижении поставленной цели. Он прошел путь от рядового чертежника до генерального авиаконструктора, золотыми буквами вписав свое имя в историю отечественного самолетостроения. Наш выдающийся земляк — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Золотой медали А.Н.Туполева №1.
Павел Осипович Сухой является автором свыше 50 оригинальных типов самолетов. В 30-е годы на рекордных самолетах РД-2, РД-1, созданных его бригадой, экипажи В.Чкалова и М.Громова выполнили первые беспосадочные полеты в Америку через Северный полюс. В огненные 40-е, на первом этапе войны, врагу успешно противостояли его отличавшиеся «повышенной живучестью» Су-2. В послевоенные годы Павел Сухой и его конструкторское бюро стояли у истоков создания реактивной и сверхзвуковой авиации СССР. Су-7Б стал родоначальником семейства самолетов, на долгие годы составивших основу истребительно-бомбардировочной авиации Советского Союза. Су-15 — самый массовый сверхзвуковой перехватчик СССР, защищавший воздушные рубежи страны вплоть до начала 90-х годов. Основу российских ВВС до сих пор составляют штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики и разведчики Су-24, а Су-27 и огромное семейство сверхсовременных боевых машин, созданных на его базе, вызывают восхищение во всем мире.

Что говорить, авиаконструктором Павел Осипович был гениальным. А каким он был человеком? Об этом мы узнаем по сохранившимся воспоминаниям родных и коллег. Николай Григорьевич Зырин, проработавший вместе с авиаконструктором более 30 лет, его главными личными качествами называл скромность, благородство и доброжелательность. Несмотря на блестящую карьеру, Сухой был человеком очень скромным. Не стремился к почестям и богатству, не любил быть на виду, избегал банкетов, торжественных заседаний. Не курил и не переносил спиртного. Николай Зырин вспоминает случай, когда Павел Осипович, проболев десять дней, отказался получать зарплату, попросив секретаря: «Вера Ивановна, верните эти деньги и уточните с учетом моих нерабочих дней».
Павел Осипович был требователен к себе и своим подчиненным, конструкторов ценил по деловым качествам, не любил подхалимов. Все важные процессы старался контролировать лично, не довольствуясь докладами. Ежедневно бывал в отделе проектов, конструкторских бригадах, ходил в цеха. Работал авиаконструктор много, однако умел грамотно планировать свой день и распределять силы. Поэтому времени у него хватало не только на работу, но и на семью. Дочь Ирина Павловна Воскресенская писала в своих воспоминаниях: «Всю работу отец делал только на заводе, никогда не приносил домой. Дома у него не было не только своего кабинета, но даже и письменного стола. Отец всегда помнил, что жизнь у человека одна. Он любил и ценил ее. Очень любил природу, животных, часто гулял в лесу с внучками». Владел французским, английским, немецким языками. Со своим лечащим врачом общался
на латыни.
Умер Павел Осипович Сухой в 1975 году, на 80-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

У истоков жизни

На малой родине выдающегося авиаконструктора, в г. Глубоком, его именем названа средняя школа №1. На базе школы уже без малого 30 лет действует музей П.О.Сухого, бессменным руководителем которого является учитель истории Тереза Рабизо.
Начало музею было положено в 1984 году, когда Тереза Эдуардовна вместе со своими учениками организовала клуб «Поиск». Их целью было собрать всю возможную информацию о знаменитом земляке. Поскольку до начала 80-х о том, что он родился в Глубоком, никто в городе не знал, начинать пришлось буквально с нуля. «Первое время мы думали, что его отец, Осип Андреевич, в свое время работал учителем в нашей школе, которая является старейшей в городе. Впоследствии эта гипотеза не подтвердилась, однако наш энтузиазм это ничуть
не уменьшило», — признается моя собеседница.
В архивах и музеях России, Беларуси, Литвы были собраны уникальные материалы, налажены контакты с родственниками, коллегами Павла Осиповича. В 1985 году музей открыл свои двери для посетителей, и с тех пор пользуется большой популярностью как у белорусских, так и зарубежных гостей города. Среди экспонатов — личные вещи авиаконструктора, страницы его дневника, документы. «Иногда в прессе пишут, что Сухой сознательно скрывал место своего рождения, поскольку наше Глубокое до 1939 года было в составе Польши. Это неправда. У нас в музее хранится автобиография Павла Осиповича, написанная его рукой незадолго до Великой Отечественной войны, где в качестве места своего рождения он указывает Витебщину. Почему впоследствии с этим вопросом возникла путаница, сказать трудно», — отмечает Тереза Рабизо.
Настоящей «изюминкой» экспозиции является кабина и катапультное кресло самолета СУ-17, подаренные музею Барановичским авиаремонтным заводом. Кроме того, среди дорогих подарков — макеты самолетов Су-2, Су-7Б и Су-15 от российского холдинга «Сухой», современный высотно-компенсирующий костюм летчика с кислородной маской, переданный музею летно-испытательным институтом им. М.Громова (г. Жуковский, Московская область). А еще здесь можно увидеть уникальный фотоснимок, который хранил в своем рабочем столе Павел Осипович. Его московские коллеги решили, что на нем — панорамный вид Гомеля начала XX века. Но здесь, в Глубоком, сразу узнали на снимке свой город...
Сегодня на базе музея работают кружки юных экскурсоводов и авиамоделирования. Кто знает, может, среди детишек, которые старательно мастерят из картона свои первые Су, подрастает будущий авиаконструктор? Во всяком случае, среди выпускников школы уже есть ребята, которые связали свою жизнь с авиацией...

«Он рассказывал нам о Гомеле...»
Сегодня в Москве живут две внучки Павла Осиповича Сухого. Корреспондент «7 дней» разыскала одну из них — Марию Георгиевну Воскресенскую, и вот что она рассказала:
— Дедушка был человеком, который чтил свои корни, для которого всегда была важна его семья. Помню, он рассказывал нам о Гомеле, в котором вырос, вспоминал, как учился в гомельской гимназии. У него остались о том времени хорошие воспоминания, хотя жизнь у семьи в материальном плане была нелегкая. Вспоминал, как просил у матери молока, а молока они позволить себе не могли.
В силу большой занятости ему трудно было навещать места, где прошло его детство. Но он поддерживал связь с сестрой, которая осталась жить в Гомеле. Он вообще очень заботился о своей семье, родителях, помогал всем сестрам.
Я бывала в Беларуси уже не раз, и всегда с удовольствием принимаю приглашение. Впервые приехала в 1995 году, когда гомельскому университету присваивали имя Сухого. Мне очень нравится в Беларуси, чувствую себя как дома. Интересно было увидеть здание гимназии в Гомеле, где дедушка учился, собор в Глубоком, где его крестили, побывать в музее и школе, названных его именем. Приятно, что в Беларуси хранят о нем такую искреннюю память.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Огромное количество гаджетов, ставших реальностью сегодняшнего дня – смартфоны, Гугл, планшеты и электронные книги, 3D-печать, виртуальная реальность, – были предсказаны Станиславом Лемом в его произведениях, когда все это казалось несбыточными фантазиями.

Сказ про то, как белорусский князь крестоносцев бил

Жизнь – самый крутой сценарист и режиссер. Ее истории даже более удивительны, чем голливудские. Недавно одну такую услышала от создателя краеведческого музея Старосельской школы Витебского района Маргариты Юшкевич, открывшей нам, столичным гостям, настоящую музейную сокровищницу, под завязку заполненную историческими раритетами Придвинского края.

О таких говорят: человек поступка. Народный артист СССР и Беларуси Николай Еременко ничего не брал от жизни готовым. Каких усилий стоило ему строительство дороги своей судьбы, доподлинно известно лишь его измотанному нескончаемыми битвами сердцу...