Не из вредности

№11 от 13 марта 2014 года

 Ода к радости
 Ода к радости
Толкнув тяжелую дверь салона часов на знаменитой торговой улице столицы Италии с песенным названием Виа дель Корсо, тут же услышал ставшее таким привычным за короткие дни римских каникул мелодичное «Бонджорно!». Конечно, бонджорно, сеньорита, и вам доброго утра. Тем более, что оно не может быть не добрым, когда ты слышишь это прекрасное приветствие-пожелание уже раз в двадцатый за последние полчаса…
Казалось бы, ну что этой симпатичной итальянке до заезжего туриста из далекой Беларуси, который мало того, что вряд ли купит вот эти часы стоимостью с его годовую зарплату, так и на чаевые, как пить дать, не расщедрится? Что она получит от того, что, поинтересовавшись, говорю ли я по-английски, начинает мне рассказывать о представленных в салоне марках и моделях? И вообще, откуда в них эта приветливость? Откуда лучезарные улыбки и доброжелательность? Подумалось, что не иначе как с молоком матери, оливковым маслом и жарким солнцем передается тутошним людям это несравненное итальянское радушие.
Не угадал! Молоко здесь ни при чем — через пару минут выяснилось, что милая девушка-продавец оказалась вовсе не итальянской сеньоритой, а самой что ни на есть моей землячкой. Алена приехала в Рим из Витебска, и вот уже более десяти лет живет и работает в Вечном городе. Конечно, мама ей тоже в детстве говорила о том, что с людьми нужно здороваться. Но «бонджорно» каждому покупателю — это все же не результат маминого воспитания, как призналась Алена, а неукоснительное требование работодателя. Клиент магазина, купит он что-либо или нет, обязан почувствовать себя здесь своим, желанным и единственным. И тот из персонала, кто не соответствует этим требованиям, работать за прилавком не будет — хозяин терпеть такого сотрудника не станет ни минуты.
И как ни удивительно, но подобная жесткость и даже жестокость по отношению к работникам себя оправдывают. Итальянцы, как и мы, тоже вечно недовольны зарплатами, и как минимум трижды в разных местах города я натыкался на митингующих с профсоюзными флагами. Их тревожит, в какой компании пропадает днями сын или дочь. Они не всегда знают, что их ждет, если вдруг случится потерять работу. Более того, открою страшную тайну: итальянские женщины тоже страдают от известного синдрома! Но ни один клиент магазинов, ресторанов, музеев и даже микроскопических пиццерий этого никогда не почувствует — бонджорно, сеньор!
Когда на уровне самых высокопоставленных чиновников при подготовке к чемпионату мира по хоккею, который вот-вот начнется в Минске, заговорили о том, что белорусам, занятым в сфере услуг, следовало бы больше улыбаться, многие восприняли это пожелание с изрядной долей скептицизма. Трудно себе представить, как заставить Зину из соседнего магазина обнажить свои прелестные зубки — она ж сюда работу работать пришла, а не лыбу перед покупателем давить. Но сделать это необходимо. И не для заезжего дяди-туриста, который через две недели чемпионата уедет. А для нас самих! Ведь нам здесь оставаться, жить и ходить в магазины, рестораны и прочие объекты сервиса и услуг.
Пример в этом деле, конечно же, мог бы подать в первую очередь частный бизнес. Хозяину виднее и понятнее, что нужно изменить, чтобы его заведение заиграло новыми красками. И ему проще повлиять на сотрудника, который не пожелает выполнять требования работодателя. Но на сегодня в Минске существует лишь одна торговая сеть, кассиров в которой научили-таки выдавливать из себя «здрасьте»…
Не из вредности об этом нужно говорить, а потому, что сфере услуг пришло время меняться. Тысячи холеных и холодных дам, гордо называющих себя продавцами-консультантами в бесконечной веренице торговых центров, на мой взгляд, сегодня не просто не привлекают, но отпугивают покупателя. Если владелец такого «бутика» с помощью магазина всего лишь отмывает деньги и за прилавком стоит его жена или любовница, тогда все понятно. Но если он рассчитывает на рост продаж, на развитие бизнеса, тогда покупатель должен встречать в его магазине не надменного надсмотрщика за товаром, а друга и советчика, который не только поможет с выбором, но и настроение улучшит.
Как витебчанка Алена в сказочном Вечном городе, которая на прощанье произнесла мне по-белорусски: «Да пабачэння!». Арриведерчи, землячка! С удовольствием встретил бы тебя в Минске в роли тренера-инструктора для представителей белорусской торговли. Но что-то мне подсказывает, что и следующее наше свидание произойдет в Риме, городе, который своим отношением к миллионам посещающих его туристов заставляет их петь оды к обыкновенной человеческой радости…


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Технологии нынче развиваются умопомрачительными темпами. Еще десяток лет назад попискивающий на поясе пейджер казался нереально крутым гаджетом. Сегодня же само собой разумеющимся способом коммуникаций стал смартфон: всего несколько касаний пальцами — и вот тебе новости, и видео, и доступ ко всем электронным ящикам, и фото друга с Мальдив, и разговор с Нью-Йорком…

Был во времена оные популярным один анекдот про то, как Рабинович устроился начальником склада работать. Месяц трудится он в поте лица, второй, третий… Наконец, в бухгалтерии предприятия не выдержали и позвонили товарищу: «Уважаемый Рабинович, а почему вы за зарплатой не приходите?». «Шо? — удивился начальник склада. — А у вас тут еще и зарплату платят?!».

Уже три дня подряд по вечерам занимаюсь глупейшим, в общем-то, делом, которое прежде было абсолютно мне не свойственно — внимательно смотрю рекламу по телеку! И пришел к парадоксальному выводу: наверное, очень неслучайно именно в наших краях получило беспрецедентное развитие партизанское движение. Не выдать тайну, не сболтнуть лишнего, не проговориться — это у нас в крови. Даже у тех, кто по долгу службы и призванию должен рассказывать как можно больше.

Экспериментаторы из Великобритании уже давно стали притчей во языцех для всех, кто работает с новостями. Фраза «британские ученые выяснили» стала почти сто-процентным указанием на то, что сейчас мы узнаем об очередном ярком, но абсолютно бессмысленном открытии. Даже анекдоты родились!