Не из вредности

№10 от 06 марта 2014 года

Профанация профи
Профанация профи
Собственно, проблема истинного профессионализма актуальна сегодня для любой сферы деятельности — мы постоянно ворчим и на качество подготовки медиков, и на профнепригодность школьных учителей, и на хамство продавцов, и на неадекватность охраны в супермаркетах… Но всегда была при этом одна область, опыт работы в которой почти автоматически обозначал высокую степень мастерства, умения и навыков — управление автотранспортом. За шоферами, получающими зарплату за то, что крутят баранку, даже закрепилось гордое звание — водитель-профессионал. Наверное, чтобы лучше отличать их от нас, водителей-любителей.
Вот только профессионалы, как бы это помягче сказать, уже не те. И всякий колесящий каждый божий день по улицам Минска может подтвердить: обезьяна с гранатой — уже давно не женщина за рулем, а самый что ни на есть мужчинистый мужчина, управляющий такси или маршруткой: «уксус» или «Ашот»…
Страшная авария случилась на прошлой неделе на трассе Минск — Микашевичи. «Форд Фокус» влетел в остановившийся на полосе движения грузовик «Ивеко Дэйли» — водитель-пенсионер и женщина-пассажирка погибли на месте, еще одна пассажирка — в реанимации. ГАИ по привычке отметила изношенность протектора на легковом автомобиле, как будто этот факт и стал причиной аварии. Мертвые сраму не имут, и погибшему водителю уже все равно, что будут говорить о нем после того, что случилось. Но нам, оставшимся на дорогах, важна точность. А правда заключается в том, что при плюсовой температуре на сухом асфальте «Фокус» легко управляется и на резине с изношенным протектором. То, что пенсионер отвлекся от дороги, не заметил возникшую преграду — факт. Но то, что причиной аварии стал отрыв колеса у грузовика — тоже вещь очевидная. А эта поломка не из разряда внезапно вышедшей из строя электроники, это прямое свидетельство плохого технического состояния грузового авто, принадлежащего одному из минских госпредприятий. Ни водитель-профи, который отвечает за состояние своего автомобиля, ни технические службы предприятия не проконтролировали в должной степени исправность «Ивеко», отправляющегося в рейс. Зато перегрузить авто сверх любых нормативов могли запросто. И именно в этой плоскости, как мне кажется, лежит наибольшая вина во всем случившемся на слуцкой трассе.
Еще более вопиющий факт обнаружился в Бресте — кто-то выложил в интернет запись видеорегистратора о том, как на улице 28 июля два автобуса стали сначала подрезать друг друга, выталкивая на встречную полосу, а затем «обиженный» водила решил «поучить» обидчика. И, обогнав, резко затормозил у того перед носом. В салонах обоих автобусов при этом было полно пассажиров…
Всем памятен ролик, взорвавший Байнет несколько недель назад, — водитель городского автобуса выложил в сеть записи нескольких десятков аварий, которые он совершил всего за год. Маршрутным «МАЗом» он безжалостно бил любую легковушку, оказавшуюся на его пути, при этом оправдываясь тем, что резкое торможение могло бы привести к травмам среди пассажиров. Интересно, что нашлось у горе-профессионала и множество защитников, которые рассуждали о необходимости «учить» всякого, кто подрезает или резко перестраивается.
К чести руководителей автотранспортных предприятий и ГАИ, эти случаи не остались без их внимания — с брестскими водителями пообещали разобраться, а минский «учитель» был лишен прав на два года и уволен из автопарка.
Но сколько «учителей» продолжает колесить по нашим дорогам, уверенных в своем профессионализме?
Об этой проблеме нужно говорить не из вредности, а потому, что она — ежедневная и абсолютная опасность, которая каждый день поджидает нас в пути. Водители-профессионалы, управляющие по большей части многотонными грузовиками и автобусами, демонстрируют потрясающий непрофессионализм как в собственных навыках, так и в психологической подготовке к этому виду деятельности. А ведь зарплаты за эту работу впечатляют: шофер бетономешалки-миксера зарабатывает на уровне министра, водитель городского автобуса — до восьми миллионов, «ашот» на маршрутке официально привозит пять-шесть миллионов и примерно столько же попадает в его карман мимо кассы. За такие деньги отбор в водители должен быть более строгим и качественным, чтобы за руль попадали лишь самые достойные.
Как, например, мой хороший товарищ, уже не первый десяток лет абсолютно безаварийно (тьфу, тьфу! — стучу по дереву) перевозящий по стране грузы. Он никогда и никого не «учит». Он просто знает, что ему нужно вовремя завершить рейс и вернуться домой, к жене и сыну. А все остальное к профессионализму отношения не имеет.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Технологии нынче развиваются умопомрачительными темпами. Еще десяток лет назад попискивающий на поясе пейджер казался нереально крутым гаджетом. Сегодня же само собой разумеющимся способом коммуникаций стал смартфон: всего несколько касаний пальцами — и вот тебе новости, и видео, и доступ ко всем электронным ящикам, и фото друга с Мальдив, и разговор с Нью-Йорком…

Был во времена оные популярным один анекдот про то, как Рабинович устроился начальником склада работать. Месяц трудится он в поте лица, второй, третий… Наконец, в бухгалтерии предприятия не выдержали и позвонили товарищу: «Уважаемый Рабинович, а почему вы за зарплатой не приходите?». «Шо? — удивился начальник склада. — А у вас тут еще и зарплату платят?!».

Уже три дня подряд по вечерам занимаюсь глупейшим, в общем-то, делом, которое прежде было абсолютно мне не свойственно — внимательно смотрю рекламу по телеку! И пришел к парадоксальному выводу: наверное, очень неслучайно именно в наших краях получило беспрецедентное развитие партизанское движение. Не выдать тайну, не сболтнуть лишнего, не проговориться — это у нас в крови. Даже у тех, кто по долгу службы и призванию должен рассказывать как можно больше.

Экспериментаторы из Великобритании уже давно стали притчей во языцех для всех, кто работает с новостями. Фраза «британские ученые выяснили» стала почти сто-процентным указанием на то, что сейчас мы узнаем об очередном ярком, но абсолютно бессмысленном открытии. Даже анекдоты родились!