150 золотых маршрутов моей Беларуси

№10 от 06 марта 2014 года

В поисках сокровищ: ИВЕНЕЦ
В поисках сокровищ: ИВЕНЕЦ

 Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко

Продолжаем вместе колесить по исторически значимым уголкам нашей родины.
Делимся своими находками, наблюдениями, эмоциями. Сегодня отправляемся по маршруту «Ивенец» следующего направления: Раков — Душково — Пережеры — Киевец — Падневичи — Пряльники — Лютино — Вялое — Ивенец. Мы узнаем, где находилась мекка для династий гончаров и какие их изделия выставлялись в Петербурге при царском дворе, как усыпальницу переделали под храм, где похоронен знаменитыйбелорусский драматург Винцент Дунин-Марцинкевич.
Если двигаемся из Минска, то направляемся по Гродненской трассе М7, Раковское направление.

Агрогородок Раков

На католическом кладбище расположена часовня-надмогилье местной помещицы Марии Любецкой и ее дочери Кристины. Также здесь находится часовня святой Анны, построенная из кирпича в классическом стиле в 1862 г. Рядом с ней стоит стройная брама-колокольня. В 1904 г. из желтого кирпича, привезенного из Литвы, в стиле неоготики возведен костел Богоматери Руженцовой. Большой вклад в строительство храма внесли «тутэйшыя» хозяева усадеб Любецкие, Булгаки, Здзеховские. После Великой Отечественной войны культовое здание использовалось для хознужд и только в 1990 г. было возвращено католикам. Невозможно не остановиться на пару минут возле цокольного этажа, сохранившегося от почтовой станции ХІХ в. Не мешало бы почистить «сиротку» от мусора, который сбрасывают туда живущие возле него люди. Не менее ценное строение — гончарная ХІХ в. Известно, что особую славу городу-музею принесли гончары, работая здесь еще с ХVI в. Уникальное здание стоило бы восстановить, а еще лучше — передать в собственность современному гончарному мастеру или сделать музей народного промысла. В терпимом состоянии находится еврейское кладбище. В ХІХ в. евреи составляли половину почти трехтысячного населения Ракова. Самое старое захоронение датируется 1642 г. Советуем побывать на городище. Если стоять лицом к костелу, то оно находится с правой стороны, немного вглубь за домами. Как униатский храм при монастыре в 1793 г. в стиле барокко построена Спасо-Преображенская церковь. В 1866 г. превращена в православную церковь. Перед храмом красуется двухъярусная брама-колокольня.  

Деревня Душково

От усадьбы Булгаков сохранились деревянный амбар, ледовня (погреб, где хранились сыры, мясо и др.), православная часовня 1803 г., четыре часовни ХІХ в., живописные холмы вокруг имения. От часовен открывается великолепный вид на окружающий ландшафт — холмики, лес, дорога-змейка. Если стоять спиной к часовням, то прямо через улицу деревни виден то ли усадебный дом, то ли дом управляющего ХІХ в. Он находится в замечательном состоянии. Рядом — пару старых лиственниц, сохранившихся от панского парка.

Деревня Пережеры

В 1930 г. из кирпича на обочине дороги построена часовня. Пожалуй, более идеального места, чтобы побыть наедине с Богом, не придумать. Местные жители, как могут, присматривают за часовней. Например, недавно ее покрасили.

Деревня Киевец

В 1919 г. на средства помещика Пожаритского построена церковь Святой Троицы. Рядом с храмом находятся руины брамы, от которой уцелели два каменных пилона. Их сохранили люди, которые не безразличны ко дню вчерашнему. Они защитили сооружения от разрушения, надежно перекрыв их сверху.

Деревня Падневичи

Не доезжая до деревни, с правой стороны, на возвышении, в обрамлении сосен и берез, в ретроспективно-русском стиле из бутового камня в 1852 году построена часовня как родовая усыпальница помещиков Жабровских. Рядом находятся могила главного «дудара беларускага» Винцента Дунина-Марцинкевича, а также часовня-надмогилье А. Наборовской 1850 г., восстановленная в начале ХХI в. Это яркий пример того, как нужно уметь обращаться с материалом и профессионально подходить к реставрационным работам. 

Деревня Пряльники

Здесь в 1805 г. в стиле классицизма была построена часовня-усыпальница владельцев имения. Жаль, никто ничего про них не знает. Так сложилось исторически, что в 1866 г. усыпальница была переделана под православный храм, в 1920 — под католический, в конце ХХ в. — вновь православная церковь святого Николая.  Менялась купольная система, снимались и ставились кресты, по-иному выглядела входная композиция. Сохранилось круглое подвальное помещение, где находились все захоронения. Правда, расположенные вокруг опорного столба крипты взломаны, ничего не осталось и от плит, которые их закрывали. Хотелось бы, чтобы реставрационные работы, проводимые сегодня в храме, дошли и до подвальных помещений.

Деревня Лютино

В 1,5 км к востоку от деревни Лютино терпеливо ждет внимания и заботы усадьба Зелей ХІХ в. От некогда зажиточного величественного дома с мощной подвальной системой, где стояли бочонки с пивом, хранились сыры и колбасы, остались руины, впечатляющие и сегодня, и хозяйственная часть старинных построек — настоящая находка для археологов. Часто так случается, что, например, обычная ледовня при раскопках хранит больше информации, чем все остальное поместье. Настораживает самодельный шлагбаум, перекрывающий въезд к руинам. Вряд ли у усадьбы появился заботливый хозяин. Ведь ничего не поменялось. Территория как была неухоженной, так и осталась. Не разберут ли сегодня-завтра остатки стен на стройматериалы, посчитав чужое своим, — сложный вопрос.

Деревня Вялое

Малоизвестное, малопосещаемое, малоизучаемое место на исторической карте нашей страны. Это еще одно владение Тышкевичей — дворец в руинах, пуща, река. Если ехать от Ивенца мимо Белого костела, то за деревней Рудня есть указатель направо — ныне не действующий санаторий «Лесное». За заброшенным зданием санатория метрах в ста можно увидеть величественные руины дворца. Даже его остатки производят сильное впечатление.   

Городской поселок Ивенец

От православной усадьбы ХІХ в. остались руины усадебного дома, амбар, конюшня, придорожная часовня. Все объекты расположены рядом, возле парка. Сегодня на территории усадьбы сделано что-то наподобие музея либо мастерской кузнеца, собраны старые предметы. Одним словом, место ухоженное. Белый костел святого Михаила Архангела возведен в 1741 г. При нем сохранился корпус монастыря францисканцев. В 1868 г. храм стал Троицкой церковью, в 1918 г. возвращен католикам, в 1945—1948 гг. был закрыт, в 1990 г. возвращен верующим. Архитектура — рококо или виленское барокко. Это особое течение в архитектуре. Сакральные сооружения виленского барокко отличаются ажурностью, легкостью, пластичностью главных фасадов и ярусных башен. Красный костел святого Алексея построен в 1905 г. С 1976 г.  использовался как хранилище государственной библиотеки, в 1990 г. возвращен католикам. Стиль — неоготика. Интересно побродить по старинным улочкам города-музея. Также стоит посетить музей традиционной культуры в купеческом доме. Ивенец — центр гончарного ремесла с ХVI в. У ивенецкой керамики был свой фирменный стиль нанесения рисунка — влажной пигментированной глиной по сырому необожженному горшку. Про штучные изделия знали даже в Европе. В Петербурге они выставлялись при царском дворе.

Легенда маршрута
«Коленопреклоненная»
У одного молодого панича при тяжелых родах умерла очень красивая жена. Ребенка удалось спасти. Добрые люди помогли поднять на ноги девочку. Через какое-то время в усадебном доме уже бегало и щебетало ангельское созданьице, лицом очень похожее на свою мать. Печаль утраты стала потихонечку отступать. Народ стал поговаривать, что в соседнем поместье живет невеста на выданье. Недурна собой, с образованием. Стали сватать вдовца. При случае молодые люди познакомились. Симпатии были взаимные. И вскоре они стали встречаться. Дорога из одного поместья в другое была дальняя, пролегала через старый сосновый бор. Панич запрягал коней в бричку и навещал свою знакомую. Домой — заполночь, а то и к самому утру. И вот однажды, поздно возвращаясь через лес, краем глаза заметил молодой человек, как на обочине дороги женщина в белом платье молится, стоя на коленях. Лицо ее он не смог разглядеть. Панич остановил коней. Вернулся к тому месту, где только что увидел незнакомку, а ее и след простыл. Решил, что показалось. А спустя какое-то время и вовсе забыл про этот случай. Но однажды все повторилось. В силуэте призрака панич стал узнавать свою жену. Заказал молебен по усопшей, и молитву на этом месте священник прочитал. Но привидение не исчезало. Стал поговаривать народ в имении, что сердце материнское с того света чует недоброе в будущем браке отца девочки. Чтобы угодить усопшей, панич должен порвать новое знакомство, а на месте явления его жены поставить часовню со скульптурой коленопреклоненной Матери Божьей. Послушался. И вскоре в лесу на обочине дороги была построена часовня, заказана скульптура. Но установить ее не удалось. Пришел 1812 год... Так как помещик был на стороне Наполеона, царское правительство конфисковало его поместье. И он был вынужден вместе с дочерью и отступающими французскими войсками покинуть родину. Спустя какое-то время дошли издалека слухи: они построили дом, живут вдвоем, дочь занимается музыкой и стала совсем похожа на свою умершую мать.
Если ехать быстро и смотреть по сторонам, то можно и не заметить на обочине дороги скромную часовню. И по сей день она без креста и без скульптуры коленопреклоненной...  



Всего 1 комментария:

Алла
12-03-2014
С большим интересом всей семьей продолжаем читать и путешествовать по нашей исторической Беларуси вместе с авторским проектом Владимира Цвирко! Каждый маршрут по своему увлекателен, познавателен.Очень тронула легенда маршрута "Коленопреклоненная". Можно путешествовать даже по карте и без навигатора! Ждем следующих выпусков газеты с этим замечательным авторским проектом и новыми маршрутами, по которым обязательно попутешествуем!


Еще
В рубрике

По мнению местных историков, это поселение возникло еще в XIII веке. Но первое письменное упоминание про Германовичи датируется 1563 годом. Имение это было собственностью Сапег. В 1739 году бискуп Юзеф Сапега продал его за 12 тыс. талеров инфлянскому пану, у которого под опекой был очень смышленый паренек Игнат Ширин. Когда он вырос и разбогател, в 1782 году выкупил имение. С того времени и до 1939 года оно было собственностью рода Шириных.

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничали представители рода Жаб, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.

Один из пунктов нашего сегодняшнего маршрута – деревня Далёкие. В ней, в самом центре, протекает ручей под названием Кровавый.


Деревня Опса принадлежала когда-то Плятерам. Род этот большой и древний, но наиболее яркая его представительница – Эмилия Плятер. Графиня, революционерка, собирательница белорусского фольклора, участница ноябрьского восстания 1830 года, в ходе которого сначала организовала и возглавила небольшой партизанский отряд, а затем была командиром роты польских пехотинцев в звании капитана – небывалый случай для армии той поры. Ближе к концу восстания Эмилия, которой едва исполнилось двадцать пять лет, неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Имя и необычная судьба графин