Не из вредности

№9 от 27 февраля 2014 года

Позабыт, позаброшен
Позабыт, позаброшен
Ужасное чувство — ощущать себя Неуловимым Джо. Тем самым Джо из старого анекдота, который стал неуловимым оттого, что его никто не ловит. Ведь вот он — я, и не один, а с семьей! Вполне себе готовенький, тепленький, что называется, потребитель, обладающий постоянным доходом и растущими потребностями. Но складывается впечатление, что кроме пресловутого ЖКХ, которое все мечтает взять с меня 100% своих затрат (а не стоимости оказанных услуг), никому я в этой стране больше и не нужен.
Правда, а вы не замечали, что нас (я не говорю — граждан Беларуси, потому что в политическом контексте нас никто не игнорирует, я говорю о нас как потребителях) списали за ненадобностью? Мы никому не нужны. Ни промышленности, которая, как святую мантру, повторяет слова о том, что она экспортоориентированная. Ни сфере общественного питания, в которой сейчас главнейшая задача — ввести в меню десять национальных блюд для дорогих гостей чемпионата мира. Ни строителям жилья, которые смотрят на белорусов как на шушеру, мешающую продавать «метры» по нормальной цене нормальным пацанам с баблом из России… Мы не нужны даже собственным торговцам, кроме продовольственной розницы, иначе не наваривали бы на нас местные «бизнесмены» с рынков да торговых центров 300% прибыли!
А ведь нас — почти десять миллионов. Нас больше, чем всех жителей стран Балтии, вместе взятых. Больше финнов и шведов. В два раза больше ирландцев, словаков и датчан. Больше австрийцев. Почти столько же, сколько чехов и португальцев. Лишь чуть-чуть меньше греков… Но выйти на рынок Литвы — это круто! Пробиться к венграм — нереальный подвиг! А взять тепленьким своего, белорусского, десятимиллионного почти потребителя — отстой и неуважуха?
Понятно, что гигантам производства хочется оперировать гигантскими же объемами. Но 133 автобуса или 480 грузовых автомобилей, которые сделаны за январь в Беларуси, о чем сообщили днями в Национальном статистическом комитете, — это уже не гиганты, а средней руки мануфактуры. Я уж помолчу про количество выпущенных телевизоров или часов, особенно в сравнении с тем, сколько купили за это же время импортных телевизоров и часов сами же белорусы… В любом случае не эти «гиганты» в конечном итоге определят развитие белорусской экономики и уровень нашей жизни. Внутренний спрос — вот что должно стать движущей силой нашего прогресса.
В материале, опубликованном днями на сайте БЕЛТА, один умный человек сравнил количество фестивалей, ярмарок, кирмашей — так называемых дней-событий — в Чехии и в Беларуси. У них — 41 тысяча в нынешнем году, у нас — 300. И практически все «ивенты» Чехии направлены на внутреннего туриста. Логика проста: если будет интересно чеху — подтянутся гости и из соседних стран…
Накануне Нового года купил в вильнюсском «Эрмитаже» искусственную елку и пару гирлянд-дождиков. Хорошая цена, в два раза ниже, чем в ГУМе, чего ж не взять? Уже дома, наряжая древо к празднику, рассмотрел этикетки — елка сделана в Вильнюсе, дождики — в Каунасе. Не в Китае и даже не в РФ, как значится на елках в белорусских магазинах. Ведь белорусским производителям я, как покупатель елок, неинтересен…
А как вам такой факт — ужин на двоих (очень сытный, вкусный и с отличным разливным темным пивом) в ресторанчике рядом с Острой брамой обошелся мне три дня назад в 50 литов. Попробуйте вдвоем зайти в минские рестораны и разгуляться на 200 тысяч… Для меня нет ничего удивительного, что наши сверхдорогие заведения (которые, кроме понтов, не имеют никакого основания называться элитными — у них нет ни мишленовских звезд, ни отзывов на Трипэдвайзере) нынче посещают лишь метросексуалы, вылупившиеся из офисного планктона: семьи этим существам не нужны, средства тратить не на кого, отчего ж не посидеть в компании себе подобных?
В той же Литве и той же Чехии, в Дании и Португалии выходят местные версии крупнейших международных изданий — и «Вог», и «Нэшнл джиогрэфик», и «Икономист», и десятки других журналов на национальных языках. В Беларуси единственным примером такого рода может служить «Авто Бильд», которого что-то давно уже не видел в киосках.
Неперспективный рынок?
Не из вредности об этом нужно говорить, а из обыкновенного расчета. Именно ориентация на внутренний спрос помогла Польше преодолеть последствия шоковой терапии. Внутренний спрос помог нашим западным соседям с минимальными последствиями пережить экономический кризис. На внутренний спрос сейчас переориентируется Китай. А мы…
Днями был сюжет в «Зоне Икс» по телеку — задержана предпринимательница из Минска за страшное преступление. Дама зарегистрировала фирму в России, потом покупала печенье на заводах «Минскхлебпрома» и сдавала в столичные магазины. Огромные деньги заработала! Знаете, как ей это удалось? Потому что как российской предпринимательнице ей печенюшки продавали в два раза дешевле, чем местным! А реализовывала она печенье по нашим ценам.
Этот сюжет и есть квинтэссенция отношения ко мне как к местному потребителю.
Я понимаю, что и ресторан, и елка, и журнал, и гостиница, и печенье с пивом — это сфера мелкого и среднего бизнеса, а не национальных гигантов экономики. Но пока эта сфера будет проскальзывать, пока в нашей стране нас же не будут считать за потребителей, до тех пор мы будем ездить за услугами и покупками за рубеж. И даже «Джили» купим в московском салоне. А сами будем с упоением ждать нового чемпионата мира — вот там настоящий потребитель!


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Технологии нынче развиваются умопомрачительными темпами. Еще десяток лет назад попискивающий на поясе пейджер казался нереально крутым гаджетом. Сегодня же само собой разумеющимся способом коммуникаций стал смартфон: всего несколько касаний пальцами — и вот тебе новости, и видео, и доступ ко всем электронным ящикам, и фото друга с Мальдив, и разговор с Нью-Йорком…

Был во времена оные популярным один анекдот про то, как Рабинович устроился начальником склада работать. Месяц трудится он в поте лица, второй, третий… Наконец, в бухгалтерии предприятия не выдержали и позвонили товарищу: «Уважаемый Рабинович, а почему вы за зарплатой не приходите?». «Шо? — удивился начальник склада. — А у вас тут еще и зарплату платят?!».

Уже три дня подряд по вечерам занимаюсь глупейшим, в общем-то, делом, которое прежде было абсолютно мне не свойственно — внимательно смотрю рекламу по телеку! И пришел к парадоксальному выводу: наверное, очень неслучайно именно в наших краях получило беспрецедентное развитие партизанское движение. Не выдать тайну, не сболтнуть лишнего, не проговориться — это у нас в крови. Даже у тех, кто по долгу службы и призванию должен рассказывать как можно больше.

Экспериментаторы из Великобритании уже давно стали притчей во языцех для всех, кто работает с новостями. Фраза «британские ученые выяснили» стала почти сто-процентным указанием на то, что сейчас мы узнаем об очередном ярком, но абсолютно бессмысленном открытии. Даже анекдоты родились!