Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Специальный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Компетентно

№6 от 06 февраля 2014 года

Как вырастить ребенка Человеком?
Как вырастить ребенка Человеком?

В круглом столе «Как вырастить ребенка Человеком?« принимают участие профессиональные психологи, сотрудники Академии последипломного образования — декан, доктор психологических наук, профессор Владимир Янчук, заведующий кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент Валерий Пархомович и старший преподаватель Елена Осипова.

Часть 2.
— Сегодняшние реалии таковы, что времени на воспитание детей у работающих родителей катастрофически не хватает. На что нужно обращать внимание в первую очередь? Как не упустить главное?
Владимир Янчук: С детьми нужно прежде всего разговаривать, выстраивая полноценный диалог. Проблема во взаимоотношениях возникает тогда, когда они становятся монологичными. Диалог на самом деле вещь тонкая. Чтобы вести диалог, надо принимать другого, уважать в нем личность, даже если это еще ребенок. Разговаривать друг с другом, обогащать друг друга, причем делать это в дружелюбной, а не назидательной форме. Одна из важных задач современного родителя — учить ребенка отстаивать свое мнение, но не какими-то эмоциональными «штучками», а здраво, аргументировано. Для диалога необходимо интересоваться миром ребенка, его интересами, переживаниями. А для его понимания надо читать его книги, обсуждая их, надо знать его игры, по возможности участвуя в них, надо учить решению многих задач, с которыми он сталкивается в своей жизни, а, следовательно, знать те проблемы, которые встают перед ребенком в его детской, а не взрослой жизни.
Серьезный момент, на который я хотел бы обратить внимание родителей, — это наличие или отсутствие в вашем общении вопросов со стороны ребенка. Если он задает вопросы, это показатель того, что у вас живые отношения, вас воспринимают как эксперта. Перестал — это плохой знак. Значит, вы потеряли представление о том, что он думает, что происходит у него во внутреннем мире и куда вообще его «понесет».
Валерий Пархомович: К сожалению, мы часто не умеем общаться с детьми, мы их не выслушиваем. Или слушаем вполуха, или не слушаем вообще, задаем вопросы невпопад. Дети улавливают формальность нашего общения с ними и могут замкнуться.

Кроме того, зачастую родители ту информацию, которой с ними делится ребенок в доверительной беседе, потом используют против него. Вспоминают в конфликтной ситуации о неуспешности ребенка, выносят на всеобщее обозрение его интимные проблемы. Дети после таких ловушек приходят к выводу — лучше вообще ничего не рассказывать родителям, это опасно. Сейчас мама меня пожалеет, а через неделю этим же будет попрекать. В таких ситуациях высок риск утратить доверие ребенка.
Кроме того, в процессе воспитания мы используем много двойных посланий. Говорим о том, что лгать нехорошо, и тут же намеренно просим обманывать: папе скажи то, не говори бабушке это. Или сначала внушаем: ты взрослый, ты должен принимать самостоятельные решения... И через минуту начинаем ему эту ответственность «кастрировать»: куда пошел, что делаешь?.. А двойные послания дезориентируют ребенка, он может ощущать, что стал объектом манипуляций. И со временем нередко начинает сам использовать манипулятивные схемы взаимодействия.
Елена Осипова: А темы разговора? «Ты поел?». «Уроки сделал?» А где разговор о жизни? Передача собственного опыта? Но вообще я бы во главу угла поставила даже не общение. А то, что дети прежде всего воспитываются на примере родителей. Если родители друг другу говорят правду, ребенку гораздо легче научиться говорить правду. Если родители ведут нравственный образ жизни, тогда и ребенок растет моральным и нравственным. А если в семье проявляются двойные стандарты, папа говорит сыну «не кради», а сам с работы тащит доску... Тогда трудно понять, как на самом деле вести себя в жизни. Так что мораль проста — будь сам таким, каким ты хочешь, чтобы был твой ребенок.

Владимир Янчук:  По-моему, когда мы говорим о какой-то идеальной модели: правильное поведение, говорить правду и т.д., мы на самом деле оказываем ребенку медвежью услугу. Мы загоняем его в какую-то эталонную рамку. А на самом деле первично что? Учить отвечать за собственные действия и выборы в соответствии с принятыми в обществе ценностями и нормами. И не случайно, говоря словами Владимира Маяковского, «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха — Что такое хорошо и что такое плохо?». Родители должны отвечать на эти и многие другие вопросы, объясняя, почему и к каким последствиям может привести тот или иной выбор. А выбирать ребенок должен сам, ощущая на собственном опыте последствия своего выбора. Мы должны формировать социально и лично ответственных людей.
Вообще, основная функция родителя — «окультурить» ребенка. Передать систему ценностей, вооружить способами взаимодействия с этим миром. Родителям я бы посоветовал уделять как можно больше времени детским «почему?», больше объяснять суть явлений, процессов, обоснованность тех же запретов. Не просто «не делай это», а «не делай это, потому что...». В развитых европейских странах ребенка учат пониманию, к примеру, проблем детей с ограниченными возможностями. Например, какие сложности испытывает  человек без руки. Причем дают это прочувствовать, привязав руку к туловищу и предложив выполнить в таком состоянии несколько каждодневных дел. А главным является смещение фокусов внимания с недостатков или ограничений на достоинства человека. Входя в жизнь, ребенок нуждается в ответах на многочисленные «почему», и потому большая ошибка, когда родитель начинает от них отмахиваться. 
Елена Осипова: Нельзя не коснуться и такой проблемы, как виртуализация мира наших детей. Каждый родитель сам определяет время, которое ребенок проводит за компьютером, и контент, к которому тот имеет доступ, тут трудно давать какие-то общие советы. Главное, в чем должны быть уверены родители, — что виртуальный мир не заменяет ребенку мир реальный. На любом возрастном этапе есть задачи, которые нужно реализовать. Нужно накопить определенный опыт в общении, отыграть в социуме те или иные ролевые игры, выработать навыки, без которых в дальнейшей жизни будет очень нелегко.
Владимир Янчук: Надо сказать, именно в виртуализации кроется одна из причин возникающего несоприкосновения миров родителей и ребенка, о котором мы говорили выше. Правильно поступают те родители, которые не ограничиваются «карательной» функцией контроля за тем, сколько времени проводит ребенок за компьютером, а стараются сами идти в ногу со временем, не теряя в глазах ребенка экспертные  позиции. И, конечно, как правильно отметила моя коллега, нельзя забывать о том, какие опасности несет в себе излишняя виртуализация мира наших детей. В компьютерных играх алгоритмы всегда однозначные. Делай это — будет это, делай то — будет то. В жизни этих алгоритмов, однозначных кнопок «да» и «нет» не бывает. Меня огорчает, что начало появляться все больше людей, живущих в этом двумерном пространстве. Либо плюс, либо минус. Либо правильно, либо неправильно. Либо черное, либо белое. А жизнь — она многоцветная, радужная... и гармония жизни заключается именно во владении навыками созидания взаимоотношений, собственного дома, который должен быть наполнен людьми, вместе строящими собственное благо!
Валерий Пархомович: Знаете, есть такое выражение: сколько людей, столько путей к Богу. Подводя некий итог нашего круглого стола «Как вырастить ребенка Человеком?», я бы перефразировал это выражение: сколько людей, столько путей к Человеку. Главное — не загонять ребенка в узкие рамки своих представлений о том, каким человеком он должен вырасти. Не загонять его
кнутами в рай! 
Владимир Янчук: Это так. Задача родителя — прежде всего дать своему ребенку возможность найти себя в мире людей и возможностей, оптимально соответствующих его индивидуальности. Не зацикливать на чем-то изначально, не решать все за него. Грамотный родитель должен предоставить ребенку свободу, вооружив его всеми необходимыми знаниями и ценностями.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Уплата дорожного сбора не будет завязана на прохождение технического осмотра.

О научно-технологическом превосходстве страны судят по ее достижениям в освоении околоземного и звездного пространства.

«Не нужно недооценивать молодое поколение. Сейчас документалистика приобретает особый статус, интерес к ней растет. И такое явление, как видеоблогинг, на мой взгляд, не что иное, как еще одно новое проявление документалистики».

Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, приказной педагогики. Основной закон этого подхода – любить детей, понимать их, восполняться оптимизмом к ним.