Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Давайте обсудим
>>>
Награды
>>>



Экономика

№52 от 26 декабря 2013 года

Великолепная пятерка?
Великолепная пятерка?
На минувшей неделе правительство в очередной раз вернулось к теме, которая давно уже не дает ему покоя. Если быть точным, то на заседании президиума Совета Министров первый вице-премьер Владимир Семашко доложил о том, какая работа проделана в нынешнем году по всем пяти важнейшим интеграционным промышленным проектам, которые реализуются с Российской Федерацией. Речь идет о проектах открытых акционерных обществ «МАЗ», «Интеграл», «МЗКТ», «Пеленг», «Гродно Азот». Все они, по мнению правительства, являются приоритетными для развития данных организаций в части привлечения иностранных инвестиций, сохранения позиций на внутреннем и российском рынках, а также продвижения конкурентоспособной продукции на мировые рынки.
В общем-то, надо отдать должное правительству, которое продвигает эти проекты с завидной настойчивостью. Впрочем, объяснить такую настойчивость не трудно. Ведь Беларусь рассчитывает в 2014 году получить до 4,5 млрд долларов от приватизации объектов госсобственности стратегическими инвесторами. Понятно, что такую сумму не выручишь, предлагая к приватизации глубоко убыточные предприятия или недостроенные склады. Вот и приходится основной упор делать на проекты с участием флагманов белорусской индустрии. А они продвигаются далеко не просто.
В данном контексте не станем вновь повторять подробности эпопеи с объединением МАЗа и КамАЗа. О них и без того говорено и написано много, и скорый финиш нам обещали неоднократно. Правда, конец, который делу венец, всякий раз отодвигался на неопределенный срок. Тем не менее, на заседании президиума Совмина первый вице-премьер оптимистично заявил, что холдинг МАЗ-КамАЗ может быть создан уже в первой половине 2014 года.
Среди преимуществ от создания данного холдинга Владимир Семашко отметил, прежде всего, открытие рынка. «При создании структуры МАЗ получит доступ к той большой сбытовой структуре, которая есть у КамАЗа», — заверил он. Кроме того, в настоящее время номенклатурный ряд продукции белорусской и российской компаний очень схожий, за счет чего предприятия, по мнению первого вице-премьера, несут неоправданные расходы на НИОКР, подготовку производства, что, соответственно, сказывается на себестоимости продукции. «При объединении усилий, проведении единой технической политики мы сэкономим большие деньги», — уверен Владимир Семашко. Еще один плюс для белорусской стороны, по его мнению, заключается в том, что объединение с российским КамАЗом позволит через «Росбелавто» задействовать холдинг «Автокомпоненты», что станет стимулом для развития отечественных предприятий.
Положительный эффект ожидается и от реализации проекта белорусского ОАО «Интеграл» и российского ОАО «Росэлектроника». Преимущества проекта, по словам Владимира Семашко, будут заключаться в том, что будет получен доступ на рынок спецтехники Российской Федерации, которая сегодня является основным рынком для «Интеграла». Кроме того, поставки продукции будут осуществляться напрямую без посредников, что позволит предприятию сэкономить средства.
Достигнута также договоренность о продаже пакета акций ОАО  «Минский завод колесных тягачей» российскому инвестору по результатам проведения дополнительной эмиссии акций, размещаемых по рыночной стоимости. Полученные средства предприятие планирует направить на модернизацию и техническое переоснащение. Реализация проекта планируется в 2014 году. Сторонами определен порядок развития перспективного модельного ряда двух предприятий, совместного создания нового поколения гидромеханических трансмиссий с финансированием данного проекта за счет средств бюджета Союзного государства.
Различные возможные варианты сотрудничества проработаны также в ходе переговорного процесса о порядке и условиях реализации проекта по интеграции ОАО «Пеленг» в структуру Федерального космического агентства России. Завершить реализацию этого проекта планируется в 2014 году.
Наконец, инвестора для ОАО «Гродно Азот» выберут исходя из наличия у него сырьевого ресурса. Дело в том, что в настоящее время прорабатываются перспективы двустороннего сотрудничества в рамках реализации инвестиционного проекта «Строительство азотного комплекса» в ОАО «Гродно Азот» стоимостью около 1 млрд долларов. Основным сырьем для нового производства является природный газ, который сегодня импортируется из России. Соответственно выбор инвестора планируется осуществлять исходя из основного условия — наличия у него сырьевого ресурса (природного газа) и возможности обеспечения в полном объеме ОАО «Гродно Азот», включая новый азотный комплекс. Сейчас рассматриваются инвестпредложения от нескольких российских компаний, в том числе «Газпрома». Однако пока окончательное решение о стратегическом партнере для гродненского предприятия не принято.
В общем, если верить правительству, то реализация пяти интеграционных промышленных проектов с Россией явится несомненным благом и для наших предприятий, и для страны в целом. Наверное, это действительно так. Но все же не следует забывать о подводных камнях, которые есть в каждом из этих проектов. Например, при слиянии МАЗа и КамАЗа речь идет о возможном сокращении производственной компетенции белорусского предприятия. МЗКТ, в свою очередь, придется крепко позаботиться  том, чтобы не растерять как минимум традиционные рынки сбыта своей продукции. Вопросы можно продолжить. Однако ясно одно: все последствия реализации «великолепной пятерки» названных проектов необходимо заранее точно просчитать и обязательно учесть при подписании итоговых документов. Чтобы потом не пришлось кусать себе локти.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.