Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Тема номера
>>>
Давайте обсудим
>>>



Есть проблема

№51 от 19 декабря 2013 года

Запутавшиеся во льне
Запутавшиеся во льне

Критическая ситуация в стратегической области.

Качественный лен во всем мире пользуется спросом. В Европе остались только три страны, которые работают с ним в промышленных объемах: Франция, Голландия и Бельгия. Причем именно французы являются лидерами — они выращивают и перерабатывают 80% всего европейского льна. А вот по посевным площадям лидируют страны СНГ, где сегодня сосредоточено более 60% мировых площадей этой культуры. Беларусь — одна из немногих стран, которая занимается выращиванием и переработкой льна в промышленных масштабах. Государство из года в год уделяет огромное внимание и оказывает реальную, конкретную поддержку льняной отрасли, являющейся одной из стратегических отраслей экономики страны.
Однако, как показали проведенные Комитетом госконтроля в текущем году контрольно-аналитические мероприятия по вопросу выполнения поручений главы государства, касающихся развития льняной отрасли, а также реализации Комплексного бизнес-плана развития льняной отрасли Республики Беларусь в 2013—2015 годах, ситуация в льняной отрасли сложилась критическая.

Не по-хозяйски
О выполнении поручений главы государства.
Как сообщили нашему изданию в Комитете госконтроля, в текущем году не выполнены поручения главы государства о подъеме льнотресты до 25 сентября, ее заготовке средним номером 1,5 и доведении удельного веса длинного льноволокна в общем объеме до 50%. Льнотреста была поднята лишь на 29,6 тыс. га (55,1% от необходимого объема). В целом на указанную дату было заготовлено льнотресты 71,4 тыс. тонн средним номером 1,19. Уборка данной культуры была закончена только 21 октября. Всего на площади 53 тыс. га заготовлено 132,2 тыс. тонн средним номером 1,09.
Комитетом установлены приписки по посевным и уборочным площадям льна, нарушения технологического регламента по его возделыванию, некачественная уборка и искажения оперативной отчетности по подъему льнотресты.
Дорога ложка к обеду
О проблемах, связанных с реконструкцией льнозаводов.
Намеченные комплексным бизнес-планом на текущий год мероприятия по вводу в эксплуатацию на пяти льнозаводах республики высокотехнологичных линий по выработке длинного и короткого льноволокна оказались проваленными.
Так, в ОАО «Гомельлен» (ф-л «Кормянский льнозавод»), ОАО «Кореличи-лен» и ОАО «Слуцкий льнозавод» высокопроизводительные линии, собранные с использованием импортных машинокомплектов ОАО «Калинковичский РМЗ», должны были выйти на проектную мощность уже к 1 октября, а в ОАО «Ляховичский льнозавод» и ОАО «Ореховский льнозавод» на указанную дату линии должны были быть введены в эксплуатацию.
Однако по состоянию на 31 октября была смонтирована такая линия только в филиале «Кормянский льнозавод» ОАО «Гомельлен». Оставшееся оборудование четырех линий стоимостью 164,8 млрд руб. вот уже больше года находится на складах временного хранения в ОАО «Калинковичский РМЗ», которое определено инжиниринговой компанией по производству, поставке, наладке данных линий и сопутствующего оборудования, включая системы вентиляции, аспирации, пневмотранспорта.
Даже смонтированная на Кормянском льнозаводе линия не введена в эксплуатацию, поскольку не было завершено строительство новой котельной, без которой нет гарантий качественного ведения технологического процесса. Абсурдность ситуации заключается в том, что еще в мае 2011 года было известно, что оборудование старой котельной устарело и требует замены. Однако недальновидность руководства льнозавода и отсутствие контроля со стороны облисполкома и Минсельхозпрода привели к тому, что возведение новой котельной включили во вторую очередь строительства, которое началось только в сентябре текущего года, после того как построили производственный корпус и установили линию.
Ход реконструкции в ОАО «Ляховичский льнозавод» вообще не поддается разумному объяснению. Так, в апреле 2012 года под бизнес-план указанного льнозавода ОАО «Белагропромбанк» выделен кредит на сумму 41,2 млрд руб., которые были направлены ОАО «Калинковичский РМЗ» для закупки бельгийского машинокомплекта. На тот момент руководством ОАО «Ляховичский льнозавод» по согласованию с Минсельхозпродом планировалось установить линию по переработке льна в неиспользуемом производственном корпусе. Однако только после поступления оборудования на ОАО «Калинковичский РМЗ» выяснилось, что размеры корпуса не позволяют разместить линию — не хватает 27 м по длине и 1,6 м — по высоте. До настоящего времени конкретных мер по решению данной проблемы не принято.
В ОАО «Кореличи-лен» готовность производственного корпуса для размещения технологической линии по состоянию на 31 октября составляет около 50%, а в ОАО «Ореховский льнозавод» — немногим более 2%.
В ОАО «Слуцкий льнозавод» модернизация вообще не проводится, а перспективы ее начала не просматриваются, поскольку даже на проектно-сметную документацию отсутствуют средства.
Учитывая эти факты, приходится констатировать, что находится под угрозой срыва выполнение поручения премьер-министра обеспечить до 1 января 2014 года проведение строительства, реконструкции (модернизации), а также установки технологических линий на льнозаводах и их вывода на проектную мощность уже в первом полугодии. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена непродуманными управленческими решениями и несогласованностью действий Минсельхозпрода, облисполкомов и ОАО «Белагропромбанк», а также отсутствием финансирования, в результате чего неэффективно использовано 164,8 млрд руб., направленных на закупку импортного оборудования.
Все эти проблемы, в первую очередь, связаны со сложным финансовым положением льнозаводов, в результате чего у них отсутствует возможность получения банковских кредитов.
Сдерживающим фактором дальнейшей модернизации является также отсутствие оборотных средств и у ОАО «Калинковичский РМЗ», которое из-за отсутствия тщательного анализа на этапе планирования фактически загнано в долговую яму.
Так, чтобы в полном объеме рассчитаться с поставщиком бельгийского оборудования за пятый машинокомплект, предназначенный к установке в ОАО «Слуцкий льнозавод», и частично доукомплектовать все линии, кроме кредитных средств, полученных от льнозаводов на покупку четырех линий, указанное общество направило 51,5 млрд руб. собственных средств.
Кроме того, для завершения полной сборки оставшихся линий ОАО «Калинковичский РМЗ» необходимо дополнительно 14,2 млрд руб.
Разорвать порочный круг
О проблемах погашения обязательств льнозаводов перед бюджетом.
Сегодня сложилась ситуация, когда льнозаводам не хватает получаемой выручки от реализации продукции, что не позволяет им самостоятельно, без государственной поддержки исполнять обязательства по долгам, а также осуществлять модернизацию, для завершения которой необходимо еще 290,2 млрд руб. Дело в том, что по состоянию на 25 октября совокупная задолженность льнозаводов страны по бюджетным ссудам, займам, кредитам и гарантиям правительства составляет 121 млрд руб.
Следует отметить, что, согласно постановлению правительства, за счет средств республиканского бюджета льнозаводам возмещается часть процентов в размере половины ставки рефинансирования после их уплаты банку, а с 24 августа — за счет местных бюджетов путем перечисления денежных средств на специальные банковские счета. Вместе с тем в связи с тяжелым финансовым положением большинство заводов такой государственной поддержкой воспользоваться не могут. В настоящее время сумма просроченных процентов по кредитам, полученным в рамках указанного постановления Совета Министров, составляет 49,1 млрд руб. Более того, не достигается главная цель оказываемой льнозаводам государственной поддержки — улучшение финансового состояния, поскольку «одной рукой ее даем, а другой забираем».
Систематическое неисполнение предприятиями концерна «Беллегпром» (РУПТП «Оршанский льнокомбинат» и ОАО «Гронитекс») обязательств перед льнозаводами за поставленное сырье усугубляет их и без того тяжелое финансовое положение (по состоянию на 1 октября задолженность перед льнозаводами составляла 7,5 млрд руб., в том числе просроченная — 5,5 млрд руб.).
По результатам проверки Комитет госконтроля считает целесообразным:
— рассмотрение правительством совместно с заинтересованными сторонами вопроса изменения механизма оказания льнозаводам государственной поддержки путем замены возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами на их компенсацию;
— в целях дальнейшего эффективного развития льняной отрасли Министерству финансов и Национальному банку проработать вопрос списания долгов акционерных обществ, ведущих первичную переработку льна, перед бюджетом или увеличить государственную долю в уставных фондах указанных обществ;
— с учетом намеченных планов по дальнейшему вводу в эксплуатацию линий по переработке льна принять меры по изысканию финансирования;
— совместно с ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» проработать вопрос выдачи льготных кредитов ОАО «Калинковичский РМЗ» для завершения изготовления льнолиний;
— поручить концерну «Беллегпром» обеспечить своевременность оплаты предприятиями концерна поставленного льнозаводами волокна.
Кроме того, Комитет госконтроля рекомендует привлечь к ответственности председателей Брестского, Витебского, Гродненского и Минского облисполкомов за срыв сроков ввода в эксплуатацию высокопроизводительных линий по переработке льна, а Гомельского облисполкома — за необеспечение выхода линии на проектную мощность.

Тамара МЕДВЕДЕВА



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Пять лет назад на пике популярности был американский сериал «Во все тяжкие». Сценаристы рассказали зрителям историю о школьном учителе химии, который узнает, что болен раком легких.

С каждым годом в  стране растет количество велосипедов, вместе с тем, к сожалению, повышается и количество их краж.

Проблема гибели животных на дороге (как диких, так и домашних) уже не раз поднималась в СМИ. Тем не менее решение этого вопроса видится неопределенным и туманным.

«Мы сделаем хорошую скидку», «подарим Мексику почти даром», «горящая путевка в Барселону за 3000 рублей».