Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>



История одной фотографии

№51 от 19 декабря 2013 года

Леди изящество
Леди изящество

Черно-белый снимок. 1976 год. Белорусское государственное хореографическое училище. Три 17-летние грации — Марина Мельникова, Инесса Душкевич, Полина Медведева. Утонченные и нежные, как фарфоровые статуэтки, они приковывают к себе взгляды. Мы попытались разыскать их. Но увы, пообщаться лично удалось лишь с народной артисткой Беларуси Инессой Душкевич. Полина Медведева, российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ, сегодня живет в Москве. Марина Мельникова — в Германии.  

Крещение балетом
Однажды английская пресса напишет о ней: «Она могла бы украсить любую труппу мира». Хрупкая с виду, народная артистка Беларуси Инесса Душкевич (центральная фигура на фото) необычно сильная и волевая женщина, способная творить на сцене и работать над собой, делиться своим даром с другими и быть прекрасным человеком в жизни.
Она исполнила все ведущие партии, которые только можно было станцевать на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета — Кармен, Джульетта, Жизель, Сильфида, Китри, Ева…Еще в советское время стала лауреатом V Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве и лауреатом премии Ленинского комсомола Беларуси. Чуть позже — народной артисткой и лауреатом Государственной премии страны. Она объехала чуть ли не весь земной шар. Белорусской Улановой, как любила ее называть  пресса, стоя рукоплескали во Франции, в Испании, Италии, Португалии, Германии, Греции, Таиланде… Удостоена премии «Жизнь в искусстве».
Вся ее биография — это сплошь трудолюбие, невероятная работоспособность, желание танцевать так, как никто в жизни еще не танцевал. В балет Инессу привели родители, потому что видели, как девочка постоянно танцует, поет, как-то проявляет себя таким образом. Потенциальные возможности рассмотрели и друзья родителей, которые были связаны с искусством. Это по их совету ее отправили заниматься в балетную студию «Мечта» при Белорусском совете профсоюзов. Не смогла не заметить талант и первый руководитель Раиса Львовна Череховская, которая порекомендовала Инессу в хореографический колледж, называвшийся тогда училищем. На дворе был 1969 год.
— Кроме меня, в семье больше никто не танцевал. Просто мама была очень артистической натурой. Она любила петь, как и ее мама. Наверное, передался слух из поколения в поколение, — рассказывает Инесса Анатольевна.
Раньше в колледж принимали после трех классов, с 10 лет. Теперь же берут после начальной школы, после 4-х классов. Занятия и тогда, и сейчас — каждый день, шесть раз в неделю. Полтора часа — только одна классика.
— Конечно, было сложно. Но не думаю, что я была единственной, которой было тяжело, — вспоминает Инесса Душкевич. — И это несмотря на то, что у меня были хорошие физические данные. Просто профессия сама по себе очень серьезная и сложная, настолько нужно было научиться терпеть, превозмогая боль, желание «не хочу», усталость. Но только так и формируется характер.
Хрупкая сила танца
Инесса Душкевич не скрывает, что ей с педагогами крупно повезло. И благодаря им ее талант креп и расцветал с каждым годом. Первый преподаватель — воспитанница петербургской школы Эллина Николаевна Синева.
— У нее я училась пять лет. Помню, как на третьем году обучения наш класс участвовал во всесоюзном конкурсе хореографических училищ, который проходил в Киеве. Там я впервые танцевала на большой сцене Киевской оперы. Выступала с номером «Подснежник», который поставила для меня Эллина Николаевна из фортепианного цикла Чайковского «Времена года». Это была потрясающая закалка характера. Дело в том, что Киевская опера славится огромным покатом. Луч света в глаза. Тебе 13 лет. И ты должна показать все, на что способна.
Посчастливилось Инессе Душкевич учиться у настоящих «икон» балета. Например, у заслуженной артистки Беларуси Нины Федоровны Млодинской.
— Она около 19 лет была солисткой Мариинского театра, ученица Агриппины Вагановой, Елизаветы Гердт, Ольги Преображенской. Нина Федоровна — мастер лирического плана. Прекрасны в ее исполнении Мария, Раймонда, Одетта, Жизель. Она видела Ольгу Спесивцеву, Галину Уланову. Судьба распорядилась так, что, когда началась война, Нина Федоровна уехала в Свердловск. А потом в Минск: после войны формировалась труппа театра. Позже стала педагогом хореографического училища. Она также продолжала танцевать ведущие партии, но уже на сцене Белорусского театра оперы и балета. С ней было интересно работать. Потому что из нас она лепила балерин.
Все свои переживания, достижения, победы Инесса Анатольевна записывала в личный дневник. У нее их было несколько.
— Иногда я ставила себе плюсики в дневник. Например, за то, что сегодня запомнила вот эту комбинацию и повторила ее без ошибок. Так я отмечала свои маленькие достижения, которые для окружающих были не столь заметны. Просто для себя я ставила какие-то планки и постепенно добивалась их.
Однажды в личном дневнике Инесса Душкевич сделала вот такую запись: «Хочу танцевать так, как никто в жизни еще не танцевал…».
— Вы уже тогда понимали свою избранность?
— Ничего не понимала. Это было желание, — признается собеседница. — Многие дети хотят стать балеринами, особенно девочки. Меня, наверное, настолько внутри переполняла музыка, и когда я слышала классику, то мне изо всех сил хотелось ей соответствовать, великой и бесконечной. Как мы можем до нее дотянуться, если у нас есть такой материал, как тело? Конечно, через танец. Поэтому под этими словами я имела в виду дотянуться до музыки, как никто еще раньше этого не делал. Может, это сейчас звучит наивно, но таким было мое детское восприятие прекрасного. Балерина должна соответствовать вибрациям музыки.
Спектакль – живой организм

Ежедневные изнуряющие репетиции, профессиональные травмы, жесткая диета… В мире балета нет места для слабых духом. Народной славы и признания заслуживают единицы. Кто-то не выдерживает колоссальных нагрузок, ограничений, кому-то приблизиться к мечте не позволяет состояние здоровья.
— Когда я была маленькой, мой первый педагог говорила маме: «Кормите Инночку на убой». Потому что у меня не хватало сил. Я была худенькая, словно подснежник, — вспоминает с улыбкой на лице народная артистка. — Есть особенно не хотелось. А чем старше ты становишься, это удел практически всех девушек, начинаешь формироваться, поправляться. С весом у многих были проблемы на последних годах учебы. Приходилось себя ограничивать. Помню, как однажды пришла после лета в училище и поняла, что за своим рационом все-таки нужно следить (смеется). И внимательно относиться к питанию. Главное правило — не переедать. Есть можно все, но при этом соблюдать количество. Балеринам ведь тоже хочется и мороженого, и печенья, и конфет шоколадных. 
— О сплошной зависти и интригах в балетном мире слагают легенды. Одна из них  — подрезанные ленточки на пуантах.
— Когда мы учились, понятия зависти не было. Мы настолько были заняты учебой, профессией, что завидовать друг другу не оставалось времени. К тому же у каждого были свои планки, — признается Инесса Душкевич.
— Можете назвать свой любимый спектакль?
— Сложно. Потому что сравниваю спектакли с детьми. Выносить его непросто. Сначала в него долго вживаешься, потом растешь, работаешь над техникой, над образом, над чистотой исполнения. Спектакль не должен быть плоским. Напротив, он должен быть многогранным. Часто такое бывает: готовя спектакль, всегда думаешь, что именно это самый любимый спектакль, потому что полностью ему отдаешься.
Чувство легкости
Простому зрителю может показаться, что все, что ни делает балерина на сцене, — это сплошная импровизация. Однако это очередное заблуждение.
— Если брать, например, великую Уланову, на сцене она была просто потрясающа. Было полное ощущение того, что она живет на сцене, что все это происходит сиюминутно. Но у нее каждый жест, каждый взгляд был настолько выверен, что из тысячи возможных вариантов она находила самый точный. Вот это и есть ощущение полной импровизации на сцене, за которой кроется благодарный труд, каждодневные репетиции. Я также должна была досконально знать всю технику. Чтобы мне мое тело не мешало, а помогало. Ведь тело танцовщицы должно быть послушным, как инструмент. Чтобы освободить выход для эмоций, для ощущения музыки.
Для балерин, да и вообще для актеров, сцена — своеобразный заменитель свободы. Ведь создавая любой образ, проживаешь новую жизнь. Когда человек с головой уходит в творчество, он попадает в другое измерение.
— Он не хочет есть, не чувствует усталости. Эти моменты очень ценны, — объясняет Инесса Анатольевна. — В эти моменты музыкант и инструмент сливаются воедино. Вот тогда на сцене достигается свобода.
В 38 лет Инесса Душкевич ушла из театра.
— После 20 лет полагается пенсия и заслуженный отдых. Но и после сорока балетная карьера не заканчивается. Например, известные балерины танцевали гораздо дольше. Та же Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова. Они выходили в спектаклях, пока хватало сил и здоровья. Майя Михайловна выходит на сцену еще и сейчас… Но это совершенно уникальный случай. Просто после 20 лет работы в театре у меня родился сын. Поэтому я решила, что пора переключаться. Ведь появилась другая жизнь. И эта другая жизнь была также важна для меня.
Сегодня Инесса Душкевич — художественный руководитель в Белорусской государственной хореографической гимназии-колледже.
— Говорят, что балерины стали выше ростом, амбициознее, даже классику танцуют по-другому…
— Раньше и мода, и эстетика были другими. И Галина Уланова, и Майя Плисецкая, и Пьерина Леньяни (итальянская балерина) были невысокого роста. Просто они смотрелись высокими, заполняя всю сцену своей энергетикой. Сейчас нормальный рост для балерины — метр семьдесят. Берут с хорошими данными, худых. Раньше Агриппина Ваганова не разрешала высоко поднимать ноги. Считалось, что это некрасиво с эстетической точки зрения. Теперь же наоборот. По физическим данным мы приближаемся к гимнастике, — отмечает народная артистка.
Бывших балерин не бывает. Инесса Анатольевна прекрасно выглядит. Все так же грациозна, подтянута, с осиной талией.
— Секрета никакого нет. Профессия дает балеринам молодость. Диету не соблюдаю. Привычка не переедать осталась. Не хочется распускаться. Хочется поддерживать себя в форме, не опускать планку.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Не так давно, в начале июня, в редакцию обратился молодой человек, Максим, строитель — его бригада участвует сейчас в ремонте Республиканского центра олимпийской подготовки по шахматам и шашкам. При ремонте в здании им была обнаружена старая армейская фотография, датированная 22 мая 1945 года.

На строительство Минского тракторного, союзные власти денег старались не жалеть. Во многом поэтому планы по развертыванию в Минске выпуска тракторов были осуществлены в минимально возможные сроки.

Фотокорреспондент БЕЛТА и ТАСС Владимир Лупейко всю войну снимал на фотокамеру жизнь и борьбу белорусских партизан.

... Двадцать восьмого декабря 1995 года. Время для страны не простое, поскольку после обретения независимости жизнь еще предстоит перестроить на новый лад, преодолев немало трудностей и проблем.