Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
150 золотых маршрутов моей Беларуси
>>>
Тема номера
>>>
Давайте обсудим
>>>



Тема номера

№50 от 12 декабря 2013 года

Разговор по существу
Разговор по существу

На республиканских совещаниях, проведение которых станет регулярным, будут обсуждаться наиболее злободневные и значимые для людей вопросы развития экономики и общества на среднесрочную перспективу. Об этом глава государства Александр Лукашенко заявил 10 декабря, проводя первое такое совещание, посвященное решению проблемных вопросов в строительной отрасли и совершенствованию работы с руководящими кадрами, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.
Мероприятие прошло во Дворце Независимости. На него было приглашено более 250 участников, в том числе высшие должностные лица страны, члены правительства, руководители местной вертикали власти.

Глава государства считает, что необходимо чаще, как минимум раз в полгода, собираться в таком составе, чтобы на системной основе давать сигналы всему обществу о возникающих проблемах и путях их решения. Александр Лукашенко поручил правительству совместно с Администрацией Президента внести предложения по отраслевой тематике для следующих совещаний. По мнению главы государства, первоочередного рассмотрения требуют проблемы ЖКХ и развитие агропромышленного комплекса.
Что касается нынешнего совещания, то в повестке дня было два актуальных вопроса: о проблемах развития строительной отрасли, а также необходимости совершенствования работы с руководящими кадрами.
В жилищном строительстве, по мнению Президента, сфокусированы серьезные проблемы всего строительного комплекса страны. На такое положение дел в отрасли, помимо объективных причин, повлияли, прежде всего, субъективные факторы, уверен Александр Лукашенко. «По сути, большинство проблем создали сами себе управленцы, проектировщики, строители и мы с вами. Чтобы преодолеть накопившийся ворох негатива, пришлось создавать межведомственную группу с широкими полномочиями. Подчеркиваю — межведомственную, потому что самым негативным образом на процессах, происходящих в строительстве, сказывались несогласованность действий, недисциплинированность, взаимные претензии различных структур и узкокорпоративные интересы», — сказал Президент.
Глава государства напомнил, что по его поручению в июне этого года проведена инвентаризация всех проблемных строек. «На сегодня из 380 домов, включенных в перечень проблемных, уже введено в эксплуатацию 200. До конца года, по заверениям местных органов власти, будет введено в эксплуатацию еще около 100 домов, и 80—85 долгостроев будут введены в 2014 году», — сказал Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул, что появление новых домов со сверхнормативными сроками строительства следует считать чрезвычайным происшествием и надо сделать все, чтобы таких случаев не возникало. Для того чтобы в дальнейшем случаи долгостроев были исключены, глава государства потребовал от правительства совместно с Верховным судом разработать и утвердить типовой договор, который должен заключаться между гражданами и застройщиками при строительстве жилья. В этом договоре в обязательном порядке следует предусмотреть жесткие обязательства сторон по финансированию, срокам и качеству строительства. «Все такие договоры должны находиться в буквальном смысле на столе у председателя райисполкома. Контроль за соблюдением их выполнения — сфера ответственности местной власти», — подчеркнул глава государства.
По его мнению, к финансовой состоятельности застройщиков, которые аккумулируют деньги физических лиц, должны предъявляться самые жесткие требования. «Только те организации, которые построили не менее 15% объекта (минимум — цоколь, первый, второй этажи), имеют право привлекать средства физических лиц для дальнейшего строительства жилья», — сказал Президент и потребовал обеспечить строгое соблюдение этого правила. Кроме того, Национальный банк должен обеспечить особый режим счетов, на которых накапливаются такие средства, и обязательно контролировать их целевое использование.
Продолжив, Александр Лукашенко затронул тему строительства жилья с господдержкой. Президент напомнил, что новое строительство жилья для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство или приобретение жилых помещений, будет осуществляться только по государственному заказу.
Касаясь темы планирования и обоснования инвестиций, Президент высказал мнение, что здесь много головотяпства. «Из-за отсутствия предварительной проработки технических и экономических аспектов строительства объектов их конечная стоимость зачастую возрастает в разы», — отметил Александр Лукашенко. По его мнению, за примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы деревообработку. Как считает глава государства, главная причина имеющихся там проблем — отсутствие предварительной детальной проработки обоснования инвестиций. В итоге изначально планировавшаяся модернизация отдельных технологических линий вылилась в строительство новых предприятий, а сумма необходимых на это средств возросла почти в четыре раза.

Президент поручил правительству, Комитету государственного контроля, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить введение обязательной предынвестиционной стадии. По мнению Александра Лукашенко, именно на этом этапе должны быть просчитаны целесообразность, техническая возможность, экономическая эффективность осуществления инвестиций. То есть надо четко продумывать, где строить и какая будет стоимость.
Глава государства подчеркнул, что до сих пор слишком большое количество площадок для строительства предоставляется застройщикам безвозмездно, якобы в целях снижения стоимости строительства. Однако на практике зачастую безвозмездное предоставление земли влечет не снижение цены на квадратный метр, а только увеличение прибыли застройщика. Поэтому, как подчеркнул Президент, многие предприятия идут на хитрости, граничащие с мошенничеством, только бы получить бесплатную землю. Но ведь льготное предоставление участков, как заметил глава государства, изначально закладывалось для стимулирования создания новых производств, а также удешевления жилищного строительства. Поэтому Александр Лукашенко потребовал, чтобы основным инструментом предоставления земельных участков был аукцион.
Президент также потребовал ввести в Беларуси контроль допуска организаций и специалистов на рынок строительных услуг. По его словам, медвежью услугу в том, что на строительном рынке появились маломощные и некомпетентные организации, оказала отмена лицензирования. В нынешнем году Госстройнадзор проверил 10,5 тыс. строящихся объектов, из которых дефекты, брак и нарушения выявлены на 6,5 тыс., или 62%. В этом плане глава государства упомянул международную практику, где существует жесткий контроль за допуском организаций на строительный рынок. В основу положен принцип подтверждения организацией наличия у нее компетентного персонала, систем контроля и управления качеством.
Большая доля критики была высказана и в адрес проектных организаций. «Вынужден констатировать, что в проектировании сегодня полный беспредел», — сказал Президент. По словам Александра Лукашенко, дошло до того, что вместо архитектурного проекта стали делать эскизные рисунки. В качестве характерного примера Президент привел ситуацию в ОАО «Борисовдрев», где к проектированию ряда важных объектов модернизации деревообработки были привлечены малочисленные частные организации «Теплосила» и «Унистел». Постоянные переделки, переносы сроков по 5—6 раз, отказы устранять замечания экспертизы привели к срыву выпуска проектной документации. «Хотя деньги были истребованы у заказчика немалые. Низкое качество и нарушения сроков проектирования привели к удорожанию проекта в 2,5 раза», — констатировал белорусский лидер.
Президент подчеркнул, что недостаточный контроль на всех стадиях строительного процесса вызывает у потребителей многочисленные нарекания к качеству строительной продукции. Александр Лукашенко потребовал от подразделений Госстандарта при проведении экспертизы проектной документации не пропускать ни малейшего отступления от требований законодательства. Задача этой службы — не допускать в проектировании неэффективных технических решений, архитектурных излишеств, завышения сметной стоимости.
Главное, на что обратил внимание Александр Лукашенко, — это то, что нельзя забывать о людях, которые и в жару, и в холод работают на стройках, так как их работа ответственная и крайне тяжелая.
«Конечно, в строительной отрасли накопилось немало проблем. В определенной степени они вызваны именно серьезными масштабами работ. Но я твердо убежден, что с проблемами мы можем справиться. Для этого надо умело мобилизовать людей и в верном направлении приложить усилия как строителей, так и управленцев. Именно с этой целью сегодня проводится столь представительное совещание», — подчеркнул Президент.
Премьер-министр Михаил Мясникович доложил об организации деятельности строительной отрасли, финансировании жилищного строительства и объектов Государственной инвестиционной программы.
В частности, по его мнению, необходимо ввести запрет на параллельное проектирование и строительство объектов, поскольку стремление строить с листа не ускоряет, а, наоборот, требует больше средств и времени на строительство объектов. Кроме того, необходимо повышать ответственность должностных лиц при предоставлении земельных участков.
Говоря о ценообразовании, Михаил Мясникович отметил, что правительством начата работа по переходу на ресурсный метод ценообразования в проектировании. До конца года планируется завершить основную работу, а в первом квартале осуществить апробацию с тем, чтобы уже со второго полугодия перейти на использование этого метода.
Михаил Мясникович считает, что темой завтрашнего дня является изменение порядка финансирования и расчетов в строительстве. Он выразил мнение, что к 2016 году по вновь начинаемым проектам следует перейти на расчеты за объект в целом, а в промышленном строительстве — по крупным законченным этапам. «Платить надо за сделанную работу. Строительство жилья по госзаказу — начало этой работы», — добавил он.
В декабре правительство совместно с Национальным банком выделит около Br100 млрд кредитных ресурсов на финансирование всех начатых в текущем году и подлежащих вводу в 2014 году жилых домов, по которым заключены кредитные договоры. На сегодняшний день таких договоров заключено по 8 жилым домам.
Говоря о проекте Государственной инвестиционной программы на 2014 год, премьер-министр отметил, что он сформирован в объеме Br5,7 трлн, или 107% к 2013 году. Однако, по его словам, это лишь 29% от заявленной потребности. Михаил Мясникович считает, что областным исполнительным комитетам необходимо жестко подойти к отбору проектов в региональные программы. Основным принципом должна стать готовность проектов, их актуальность и наличие финансирования.
Что касается жилищного строительства, то в 2014 году в стране планируется построить 2,5 млн кв.м жилья с господдержкой. За счет бюджетных средств будет возведено 400 тыс.кв.м арендного и социального жилья, а также жилья для отселения граждан из ветхих домов. Пристальное внимание по-прежнему будет уделяться строительству жилья для многодетных семей, которого планируется построить 0,5 млн кв.м. Будут расти и объемы строительства индивидуального жилья — 2,2 млн кв.м. Ввод жилья на условиях госзаказа планируется в объеме 800 тыс.кв.м, из них 120 тыс.кв.м — для военнослужащих.
Потребность в средствах на жилищное строительство в 2014 году составляет Br46,8 трлн, что почти на четверть выше 2013 года. На инфраструктуру будет выделено Br5,9 трлн, что также превышает показатели текущего года, при этом 60% средств выделяется из республиканского бюджета.
Правительство и Национальный банк будут стремиться решить в следующем году вопрос доступности кредитов для населения, сообщил Михаил Мясникович. Для тех, кто не пользуется господдержкой, но желает улучшить свои жилищные условия, из состоящих на учете нуждающихся, но не подпадающих под категорию льготников, планируется выделять кредиты под 16% годовых, в том числе для многодетных семей — 12%, а на селе — под 14% годовых.
Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон доложил о мерах по пресечению негативных проявлений в строительном комплексе. Были приняты меры по пресечению правонарушений в сфере строительства и устранения причин и условий, способствующих их совершению, в том числе в рамках уголовного законодательства. Он отметил, что внимание было сосредоточено прежде всего на объектах, которые финансируются за счет бюджетных средств и являются наиболее притягательными для противоправных устремлений, а также на вопросах жилищного строительства — наиболее резонансных и волнующих население.
Так, за 11 месяцев этого года в стройотрасли органами финансовых расследований выявлено 103 преступления экономической направленности, 19 уголовных дел уже рассматриваются судами, и фигурантам этих дел грозят реальные сроки. По остальным выявленным фактам ведется предварительное расследование, под стражей находится восемь человек. Другими правоохранительными структурами выявлено еще 340 преступлений. По результатам проверок Комитета госконтроля  в доход государства изъято более Br80 млрд., предотвращено необоснованных расходов почти на Br200 млрд.
О предложениях по стабильному функционированию строительного комплекса Минска и Минской области, а также о завершении строительства жилья со сверхнормативными сроками доложили мэр Минска Николай Ладутько и председатель Минского облисполкома Семен Шапиро.
Александр Лукашенко пригласил к обсуждению проблемных вопросов и руководителей предприятий, непосредственно работающих в строительстве. Выступили директор ОАО «Институт «Минскгражданпроект» Олег Быковский, генеральный директор ОАО «Красносельск-стройматериалы» Валентин Веретило и генеральный директор ОАО «Строительный трест № 8» Михаил Водчиц.
Подводя итог сказанному, Александр Лукашенко подчеркнул, что все, что прозвучало на совещании, а также проработки правительства, специалистов должны быть прописаны в законе, декрете, указах, если это необходимо, и с 1 января 2014 года по этому закону и нормативно-правовым актам должна жить вся строительная отрасль.
Александр Лукашенко также поручил в каждой области в течение зимы провести совещание — учебу по строительству. Ответственность за это возложена на премьер-министра и главу Администрации Президента.
Президент обратил внимание на еще один аспект, который не был затронут на совещании, а именно о соотношении чиновников и трудящихся в строительных организациях. «Мы знаем мировую практику. В первом полугодии это соотношение должно быть выдержано. У нас на одного рабочего — 10 бездельников в некоторых строительных организациях, а их должно быть на сотню рабочих — 10—15. 15 — в среднем в мире, нам 13 хватит. На 100 человек с лопатой должно быть 10—13 инженерно-технических и прочих работников. Это железно должно быть выдержано в течение первого полугодия! Вот тогда вы найдете и специалистов на строительные объекты, каменщиков, плиточников и прочих», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Вторая часть совещания была посвящена совершенствованию работы с руководящими кадрами. Глава государства подчеркнул, что деятельность госаппарата должна быть абсолютно прозрачной для общества, а на госслужбу должны привлекаться наиболее авторитетные, талантливые, творчески мыслящие люди.
По словам главы государства, выстроенная в Беларуси система работы с кадрами себя оправдала. Среди руководителей всех уровней немало настоящих управленцев, профессионалов своего дела, искренне любящих Родину и стремящихся сделать ее лучше. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня выдвигают новые, более высокие требования к госаппарату.
Александр Лукашенко поинтересовался у присутствующих, какие у них предложения, как привлечь на госслужбу наиболее авторитетных, талантливых, творчески мыслящих людей. По его словам, некоторые связывают решение этой проблемы с подъемом госслужащим зарплаты. «Вы помните, какую негативную реакцию в обществе вызвало повышение зарплаты партийным работникам в самом начале 90-х. Так оправдана ли сейчас, при не самой простой ситуации в экономике, постановка вопроса о дальнейшем повышении оплаты труда госслужащих?» — отметил глава государства.
«С другой стороны, практически во всех странах — и на Западе, и в Азии, и у наших соседей — государство дает своим служащим достойную зарплату, рассматривая ее и как способ привлечь высококлассных специалистов, и как эффективную меру против коррупции. Так что как бы ни было сложно, мы не можем отмахнуться от этой проблемы. Она существует», — сказал Президент.
Он напомнил, что в середине года была проведена оптимизация численности госаппарата, и вся экономия направлена на повышение заработной платы. «Уверен, что правительство эти деньги не изъяло. Правда, мне докладывают, что ее реальный рост не оправдал чьих-то ожиданий. Но дальнейшее зависит только от состояния дел в экономике, а значит, от эффективности нашей работы», — отметил глава государства.
Александр Лукашенко считает, что деятельность госаппарата должна быть абсолютно прозрачной для общества. В то же время Президент заметил, что критика должна быть конструктивной и не превращаться в огульное критиканство.
Глава государства поставил перед присутствующими на совещании ряд принципиальных вопросов, в частности, является ли непривлекательность государственной службы на руководящих должностях системной проблемой или отдельными недоработками на местах, насколько существующая система отбора и проверки кандидатов на руководящие должности в госаппарате позволяет отсеять нечистых на руку людей. Александр Лукашенко потребовал доложить, как сказалась проведенная оптимизация госаппарата на его работе, стало ли лучше, и если нет, то по каким причинам. Он отметил, что прежде всего хотел бы услышать мнение людей с мест. Глава государства поинтересовался предложениями по решению названных наболевших вопросов в проекте указа «О совершенствовании работы с руководящими кадрами».
Глава Администрации Президента Андрей Кобяков доложил о состоянии работы с руководящими кадрами в системе государственных органов и мерах по ее совершенствованию. По его словам, существует ряд проблем, которые требуют решения, и с этой целью Администрацией Президента совместно с правительством и другими госорганами подготовлен соответствующий проект указа. Изменения, в частности, будут касаться работы с кадровым резервом, принятия дополнительных мер по недопущению «пересаживания из кресла в кресло» скомпрометировавших себя руководителей. Нормативно закрепляются ограничения по дальнейшему трудоустройству на другую руководящую работу лиц, освобожденных от должностей по дискредитирующим обстоятельствам.
Касаясь прошедшей в госорганах оптимизации на 25%, глава Администрации отметил, что, как показывают социологические опросы, часть госслужащих считает, что оптимизация пока не оправдала их ожиданий. Обязанности между работниками в должной мере не перераспределены, а на оставшихся сотрудников автоматически переложен ряд функций. «Но оптимизация — это не только сокращение штата, а, прежде всего, необходимость дебюрократизации аппарата. Здесь у всех госорганов есть большие резервы для совершенствования работы», — считает он.
Генеральный прокурор Александр Конюк доложил о деятельности по противодействию коррупции. По его словам, за десять месяцев нынешнего года в Беларуси зарегистрировано на 30% больше коррупционных преступлений, чем в прошлом году. «Но к этой цифре надо спокойно относиться, потому что коррупционные преступления являются наиболее латентными. И эти 30% связаны лишь с тем, что увеличилась раскрываемость, повысилась активность правоохранительных органов», — считает генпрокурор. Вместе с тем он отметил, что существующий в Беларуси перечень коррупционных преступлений не в полной мере соответствует реальному положению дел, в нем значатся составы преступлений, которые не являются коррупционными по своей сути. Поэтому в ближайшее время этот перечень планируется пересмотреть.
Ряд предложений по совершенствованию кадровой работы на местах внесли представители местной вертикали власти. Председатель Могилевского облисполкома предложил дать большую самостоятельность местным органам власти для распоряжения заработанными сверх плана средствами, которые можно было бы в том числе использовать на цели материального стимулирования труда госслужащих.
Вице-премьер Анатолий Тозик рассказал о проблемах повышения качества подбора и эффективности работы руководящих кадров. В числе прочего Анатолий Тозик отметил, что, кроме материальных условий очень важен статус, престиж государственной службы и отношение общества к госслужащим. «Человек, идя на госслужбу, должен понимать, что это судьбоносное решение. Госслужба — это не золотые горы, а тяжкий ежедневный труд. Однако человек должен знать и быть уверен, что если он будет соответствовать профессиональным моральным и другим критериям госслужащего, то государство о нем позаботится», — считает вице-премьер.
Александр Лукашенко поинтересовался причинами прихода на госслужбу у одного из молодых руководителей — помощника Президента Кирилла Рудого. Тот признался, что соответствующее решение было мотивировано стремлением к достижению результата и самореализации.
Министр обороны Юрий Жадобин также привел пример, когда на первый план выходят нематериальные стимулы. «У нас есть прекрасные лейтенанты, которые пришли служить именно оттого, что это смысл их жизни. Вот из этих «пацанов» и будут генералы», — считает министр.
Министр образования Сергей Маскевич предложил в спецфондах Президента по поддержке одаренной и талантливой молодежи «отдельно зафиксировать тех, кто проявляет высокую общественную активность», чтобы в дальнейшем они имели определенную государственную поддержку для поступления на госслужбу.
Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Гусаков также высказался за создание системы отбора потенциальных кандидатов для работы на госслужбе, начиная еще со школы: «Есть люди, которые по своим склонностям и способностям к этому предрасположены. Полагаю, что для подбора толковых людей для госслужбы надо организовать отбор, начиная с этапа школы, лицея или гимназии».
Александр Лукашенко подвел итог совещанию и высказался по наиболее волнующим темам.
Отдельно глава государства упомянул о необходимости борьбы с бюрократизмом и коррупцией. «Мы еще в мире, наверное, не самые худшие бюрократы. Но на это ссылаться не надо, и этот процесс (дебюрократизации) должен идти, — сказал Президент. — Нам надо просто действовать. Надо делать быстро и видеть человека, который нас оценивает и говорит, что мы — бюрократы».
Еще более недопустимы проявления коррупции. «Если только мы эту гидру выпустим из рук и сделаем непомерно большой, не пресечем ее действие, то друг другу можем пожелать крепкого здоровья и разойтись. Она Беларусь сожрет в течение одного года. Поэтому здесь послаблений никаких быть не может», — подчеркнул белорусский лидер.
«Вы говорите, что наша великая заслуга в том, что во главе с Президентом мы создали первое независимое государство, и это сделали кадры. Это — правда. Но сегодня вопрос стоит не так: не потерять бы нам это государство и негодяям не отдать в руки, потому что оно еще слишком молодое. Этим самым мы перечеркнем все, что сделали до сих пор. Это главный вопрос, о котором мы должны всегда помнить», — резюмировал Александр Лукашенко.

 



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Кстати, производство рыбы не может быть дешевле производства мяса. Затраты на содержание 1 гектара пруда всегда будут больше содержания одного скотоместа. Выращивание ценных пород рыбы в условиях аквакультуры обходится еще дороже.

Новоселье в Белыничах, без преувеличения, стало праздником для всего района. Ведь 40 семей, в том числе 28 многодетных, в минувшую субботу получили ключи от своих новеньких квартир.

За последние 20 лет отопление в жилых домах Минска включили в самый ранний срок – 1 октября –в 2018 году.

Могилев – удивительный город, овеянный ореолом легенд, историй и традиций.