Экономика

№45 от 07 ноября 2013 года

Судить по делам…
Судить по делам…
На минувшей неделе члены правительства ответили на вопросы депутатов парламента о ситуации в белорусском промышленном комплексе на финише 2013 года и подходах к решению ряда особенно острых проблем в следующем году. Главным «ответчиком» выступил первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, который откровенно признал, что прогнозируемый темп роста промпроизводства 98% при задании на нынешний год 107% нельзя назвать удовлетворительным результатом. К этому можно добавить, что сальдо внешней торговли товарами Беларуси за январь-сентябрь 2013 года сложилось отрицательное и составило 3 млрд 263,4 млн долларов, тогда как за аналогичный период минувшего года оно было положительным и составляло 1 млрд 481,9 млн. Удивляться столь диаметрально противоположным показателям не приходится, ведь экспорт белорусских товаров за данный период сократился на 21,3% по сравнению с девятью месяцами 2012 года, уменьшившись как в страны СНГ на 1,6%, так и в государства Евросоюза аж на 44%.
Исходя из такого положения дел, вопросов, как и следовало ожидать, было много. Причем парламентариев интересовала в первую очередь не столько констатация фактов, сколько те шаги, которые правительство предлагает предпринять для того, чтобы в будущем отечественная промышленность (а следовательно, и экономика в целом) испытывала меньше головной боли. Иными словами, лейтмотивом состоявшегося разговора было не перечисление имеющихся проблем, а пути их решения.
Безусловно, одной из наиболее острых проблем, нерешенность которой существенно сдерживала развитие экономики страны в уходящем году, была необоснованно завышенная, по мнению правительства, ставка по кредитам в белорусских рублях. В этом контексте первый вице-премьер привел весьма показательный пример. Так, по сравнению с Украиной в Беларуси гораздо лучше показатели по ВВП на человека, внешнеторговому сальдо, объему внешнего долга, однако в Украине кредит можно взять в национальной валюте под 16—17% годовых, а в Беларуси — 45-53%. «Самые успешные предприятия в Беларуси не могут позволить себе взять кредит под 45—53%, потому что это раздевание, это потеря оборотного капитала, это банкротство», — резонно считает Владимир Семашко.
В данной связи он сообщил, что в проекте республиканского бюджета на 2014 год все расчеты сделаны под ставку рефинансирования 16—17% с выходом в декабре на 13%. В результате за счет ожидаемого существенного снижения ставки рефинансирования в следующем году кредиты для реального сектора экономики станут гораздо доступнее. Что это означает для нормального функционирования предприятий, объяснять, думаю, не надо.
Еще одна обсуждавшаяся проблема — это тарифы на энергоносители для реального сектора экономики. К слову, в Беларуси они не повышаются уже третий год подряд, в то время как в России все последние годы повышались ежегодно на 15%. Как результат, разрыв в тарифах для потребителей Беларуси и России существенно сократился. Иными словами, рассчитывать на то, что после перехода с 1 января 2015 года к торговле без изъятий в ЕЭП закупать топливно-энергетические ресурсы по внутрироссийским ценам в России будет в 2—3 раза дешевле — просто заблуждение.
Тем не менее, тарифы на энергоносители для реального сектора экономики в будущем году в республике планируется снизить. «Разработанная правительством система мер, если она будет поддержана, позволяет надеяться, что мы не только сохраним тарифы на 2014 год, но и при определенных условиях от 0,5 цента до 1,5 цента на 1 кВт.ч снизим эти тарифы для реального сектора экономики. На 0,5 цента — гарантированно, — отметил Владимир Семашко. — Возможно, снизим цены на природный газ для реального сектора экономики». Кроме того, например, «Гродно Азот», цементные заводы, Минэнерго будут иметь эксклюзивную цену на природный газ, заверил первый вице-премьер.
Кроме того, в Беларуси планируется уйти от перекрестного субсидирования в сфере энергетики. По словам Владимира Семашко, по электроэнергетике такая задача ставится уже на следующий год, по тепловой — на 2015-й. А ведь именно цена на газ и перекрестное субсидирование серьезно затрудняют развитие белорусской энергетики, которая является базисной составляющей функционирования всей жизненной инфраструктуры страны.
В острую проблему для республики превратилось решение России о введении с 1 января 2014 года утилизационного сбора на автомобили по стране назначения. «Если не предпринимать ничего в Беларуси, то это будет означать подрыв нашей конкурентоспособности при поставке техники на российский рынок, — пояснил ситуацию Владимир Семашко. — Цена вопроса для отечественных автопроизводителей — 350 млн долларов в год. Это очень значимая цифра — как для предприятий, так и для республики в целом. Поэтому мы должны эту тему решить до конца года, чтобы не подставить наших производителей с 2014 года». По его словам, правительство уже выработало определенную позицию по решению данного вопроса, суть которой заключается в том, что белорусские автопроизводители получат поддержку в условиях введения Россией утилизационного сбора по стране назначения.
Безусловно, проблем, стоящих перед промышленным комплексом и в целом перед реальным сектором экономики страны, которые затрагивались в разговоре в Овальном зале, значительно больше, чем названо в статье. Важно, что правительство, по его заверениям, видит пути их решения. Но главное все же заключается не в видении, пусть даже верном, а в реальном продвижении по этим путям. Ну что же, будем ждать соответствующих шагов в самом ближайшем будущем и по ним судить об эффективности работы правительства.


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

По общепризнанной теории рынки развиваются циклами – от кризиса до подъема и снова до кризиса...

Беларусь вошла в топ-10 самых дружелюбных для криптовалют государств Европы: введение нулевого налога на такого рода валюту резко повысило рейтинг страны в этой сфере...

Беларусь заняла в рейтинге Doing Business – 2018 («Ведение бизнеса – 2018») 38-ю позицию среди 190 государств, по которым проводится данное исследование. Согласно аналогичному отчету, опубликованному в октябре прошлого года, страна занимала 37-е место.

Цель организации «Центрально-Европейская Инициатива» (ЦЕИ) – содействие интеграции и сближению ЕС с европейскими государствами, не входящими в его состав. В ЦЕИ входят 18 стран: Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия. 2017-й – год председательства Беларуси в ЦЕИ.