Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
Совместный проект
>>>
Люди в белых халатах
>>>



Репортер

№45 от 07 ноября 2013 года

Двери нараспашку
Двери нараспашку

Пожалуй, у каждого человека есть мечта. Но как ее превратить в реальность, где найти платформу для воплощения своих идей? Легче всего пойти по проторенной дороге, сложнее — найти свой путь. А лучше всего — смастерить новую дверь. Для себя и, возможно, для других. Вместе с друзьями-единомышленниками эти ребята, с которыми мы хотим сегодня познакомить читаталей, создали альтернативное молодежное театральное движение, электронный альманах и блог, объединенные под названием «Двери». Без них не обходится практически ни одно интересное театральное событие Беларуси. Как собралась эта творческая команда? Какие проекты удалось реализовать? Можно ли добиться успеха на театральном поприще в нашей стране? Об этом и не только газете «7 дней» рассказали один из создателей и координатор театрального движения Владимир Галак и главный редактор электронного альманаха Алёна Иванюшенко.

О созданиитеатрального движения
— Как в вашей жизни появился театр?
Владимир:

— Наша любовь к театру началась еще со школы. Мы с другом Никитой Сидоренко участвовали в разных постановках, вечерах. Потом вместе поступили на филологический факультет БГУ, где и продолжили свою актерскую деятельность. Огромное влияние на нас оказала старший преподаватель кафедры романского языкознания Галина Преснова. Она влюбила нас в театр. Именно благодаря ей мы ездили на различные фестивали во Францию. Со временем нам стало тесно в рамках студенческого театра, захотелось чего-то большего. Поэтому после окончания университета решили создать свою маленькую труппу. Придумали название для нашего дуэта. Сложили первые две буквы фамилий и получили «Сигаль». Нужно было с чего-то начинать, искать место, где мы могли бы выступить. В некоторых конкурсах за участие нужно было платить, что не очень кстати для молодых специалистов.
И вот Никите пришла в голову идея организовать бесплатный фестиваль, чтобы можно было и себя показать, и на людей посмотреть. С организацией и предоставлением сцены для мероприятия помогли на филфаке. Первый фестиваль любительских театров «Двери» прошел с 13 по 15 октября 2010 года. На открытие пришло более 400 зрителей! В мероприятии приняли участие 6 театров, 37 актеров. Спектакли проходили на двух сценах: филологического факультета БГУ и во втором корпусе БГУИРа. К нашему удивлению, событие освещали телевидение, радио, газеты, электронные СМИ. В общем, получился резонанс!
— Почему выбрали такое название для фестиваля?
Владимир:
—  Двери — это такой символ потенциала, открытости. Название означает новые возможности для любительских театров. Для фестиваля это название достаточно необычное, запоминающееся.

О создании альманаха
— Но просто фестивалем вы не ограничились…
Владимир: 
— Никита решил, что было бы интересно создать электронное издание. И тут с нами связалась Алёна…
Алёна: 
— Я написала Владимиру в социальной сети. Мы с подругой Катей Карпицкой были на первом фестивале, видели выступление ребят. Захотелось заняться творчеством, создать свой театр на журфаке БГУ. На фестивале убедились, что  организовать это реально. Володя и Никита помогли советами, поддержали нас. На нашем факультете собралось десять человек. Замдиректора Института журналистики Ольга Самусевич разрешила репетировать на журфаке. Выбираем темы, которые важны и интересны прежде всего нам самим. Режиссера как такового нет. Все принимают равное участие в создании спектаклей. Последний год своеобразным художественным руководителем стал театральный критик Алексей Стрельников. Он опытный человек, может дать дельный совет.

— Как назвали свой коллектив?
Алёна:

— «Голова-нога». Мы подумали, что в нем совмещаются физическое и духовное, то, чем нам интересно заниматься в театре.
Владимир:
— Когда выяснилось, что Алёна и Катя учатся на факультете журналистики БГУ, мы с Никитой предложили им создать театральное издание. Так началось наше сотрудничество, появился альманах «Двери». В декабре 2010 года мы выпустили первый номер. Поняли, что у нашей идеи есть потенциал.
Алёна:
— Изначально с нами сотрудничал только один фотограф и несколько журналистов. Со временем количество авторов выросло до 30. Это студенты и выпускники разных факультетов и вузов. Люди, любящие театр и пишущие о нем. Приятно, что с нами сотрудничают серьезные профессиональные театроведы Ричард Смольский, Татьяна Орлова, Галина Алисейчик. Мы стремимся быть разносторонним изданием. С этого года придумали новую концепцию — выпускаем тематические номера. Уже писали о пластическом театре и театре кукол. Следующие темы — уличный и документальный театр.
— Как на страницах вашего издания сочетаются тексты профессиональных критиков и студентов-любителей?
Алёна:

— На мой взгляд, у нас нет противоречия между профессионалами и любителями. В этом и была задумка — в переплетении мыслей, опыта. Нас не раз упрекали в том, что мы ставим рядом любительские и профессиональные труппы. Но это важно — показать все многообразие театра, объяснить читателям различие в критериях оценки. Наши тексты о спектаклях мы называем впечатлениями, а не рецензиями. Мы отказались от этого жанра, оставив его для профессиональных критиков. Конечно, мы не всегда бываем объективны, профессиональны в своей работе, наши слова не всегда попадают в точку. Но развивать культуру театральной критики в Беларуси нужно.
— Может сложиться впечатление, что вы немного недолюбливаете традиционный, академический театр.
Алена:
— Это, безусловно, не так. В альманахе мы пишем об альтернативном. Альтернативном не профессиональному, а неактуальному, неинтересному. И профессионалы часто делают какие-то эксперименты, ставят их на малых сценах, показывают  бесплатно. И мне думается, что именно в этих экспериментах будущее.
— Какова ваша аудитория?
Алёна:
— Объективно наша аудитория — это молодежь. Школьники, студенты, молодые специалисты. Что касается количества просмотров последнего номера издания, то эта цифра уже около 5,5 тысячи. Пожалуй, неплохой результат!
Владимир:
 — Если говорить о статусе нашего издания, то в прошлом году мы присвоили альманаху международный сертификационный номер ISSN. Теперь мы официально существуем на мировом электронном информационном пространстве. На нас можно ссылаться как на источник при написании курсовых и дипломных работ. Кстати, Никита Сидоренко в 2012 г. защитил магистерскую диссертацию на примере театрального движения «Двери».

Блог
— Как пришла идея создать блог?
Алёна:
— Блог появился не сразу. В какой-то момент мы поняли, что стоит разделить информационный поток. В театральной жизни происходит очень много всего интересного. Альманах выходит раз в несколько месяцев. В нем помещаются тексты аналитические, большого размера, с множеством качественных фото. Это своеобразная летопись. А блог — это быстрые новости, быстрые впечатления, которые мы публикуем достаточно оперативно.

Минский форум уличных театров
— Недавно вы выступили организаторами Минского форума уличных театров. Как проходила подготовка?
Владимир:

— Эту идею привезла к нам в Беларусь Мария Акишина — организатор проекта «Караван фестивалей уличных театров мира» в России. На встречу с ней собралась широкая общественность, представители различных творческих союзов, администратор пешеходной улицы Карла Маркса Оксана Никитина. Мы начали думать, как все это провести, учитывая наши реалии, возможности. Навстречу пошли городские власти, в мае было утверждено положение о нашем форуме. Программа состояла из белорусских, российских, украинских участников. Некоторые уже зарекомендовавшие себя театры были сразу включены в программу. Для неизвестных коллективов из Беларуси был организован отбор.
— В чем специфика уличного театра?
Владимир:
— Если спектакль использует городской ландшафт, как бы обтекает его, то он уже может считаться уличным. Важно, чтобы он не выглядел вырванным из контекста. Многие не понимают специфику. Подобных мероприятий в нашей республике не проводилось. Что касается особенностей именно белорусского уличного театра — это широкое использование огня и различных световых элементов в вечернее время.
— Сколько всего участников собрал форум? Что вам особенно запомнилось?
Владимир:
— Всего в форуме участвовало 23 коллектива и соло-перформера. Сложно выделить кого-то. Ведь жанровая палитра представленных спектаклей была чрезвычайно разнообразной: от кукольного представления до площадного перформанса, от пластических зарисовок до средневекового моралите. Каждый зритель мог найти то, что ему по душе.

Итоги
— Сколько проектов в рамках вашего театрального движения удалось воплотить?
Владимир:
 — Мы провели 4 фестиваля, выпустили 8 номеров альманаха, создали блог. Некоторое время действовал видеоблог. Также провели 4 пленэра в Вязынке, где в неформальной обстановке встречались разные театры, проводились показательные выступления, мастер-классы, читки… Уже было три капустника. Проводили лекции, куда приглашали интересных персон. Например, преподавателей из Академии искусств. Они делились своими знаниями, знакомили всех желающих с театром, спектаклями… Это были открытые мероприятия.
— А финансовая отдача от вашей работы есть?
Владимир:
 — Все, чем мы занимались и занимаемся, делаем в свободное от своей основной работы время, на голом энтузиазме. Мы за это ничего не получаем, кроме саморазвития, общения с интересными людьми. Возможно, это когда-нибудь изменится.
— Наверняка у вас еще много невоплощенных идей!
Алёна:
 — Всего и не перечислишь! Хотелось бы выпускать альманах с определенной периодичностью, наконец-то вывести его на бумагу. Это было бы большое достижение! Стремимся к тому, чтобы увеличить аудиторию. Мы открыты для знакомств с людьми, которые любят театр. Хочется привлекать к сотрудничеству новых фотографов, драматургов, вместе с ними воплощать интересные проекты. Ну, и, конечно же, самим совершенствоваться! Получать новые знания, опыт!
Владимир:
— В следующем году мы хотим вывести форум уличных театров в Минске за рамки улицы К. Маркса. Планируется использовать интересные места в парке Горького, задействовать больше театров, интересных, масштабных. Возможно, удастся привлечь спонсоров. Я давно мечтаю о том, чтобы у нашего движениея были энтузиасты за пределами Минска. Чтобы произошла децентрализация, появлялись какие-то региональные фестивали. Ведь интересные люди, актеры, оригинальные постановки есть не только в столице.

Елена КАЗАКОВА, студентка Института журналистики БГУ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Репортер газеты «7 дней» побывала в необычном музее под открытым небом — единственном в стране музее мелиоративной техники в городе Жабинке.

Новогрудская земля богата историческими памятниками и событиями, происходившими на ней. Здесь много интересных мест, которые привлекают туристов со всего мира. Это и Новогрудский замок, и музей-усадьба Адама Мицкевича, и озеро Свитязь. Однако есть на Новогрудчине и уголки, которые мало кому известны, но для истории не менее ценные.

На прошлой неделе к нам наконец-то пришла настоящая зима: с обильными снегопадами, морозами, порывистыми ветрами, коварной «Даниэллой» и вспыльчивой «Эммой». Зимняя погода, кроме радости ребятне и взрослым — любителям санок, лыж и коньков, принесла немало хлопот и даже бед. Службы ЖКХ перешли на работу в усиленном режиме. И здесь особая роль отведена дорожной снегоуборочной технике.

Как давно вы бегали? Не залетая с предпоследней ступеньки эскалатора в отправляющийся вагон метро, не мчась сломя голову с работы за ребенком в детский сад и не опаздывая с утра на важную встречу, балансируя с чашкой кофе в одной руке и феном — в другой. Как давно вы бежали, чтобы бежать? И представляете ли вы, что можно бежать 24 часа кряду? Как наша сегодняшняя героиня — Елена МАКОВСКАЯ, белоруска, которая живет в США и занимается непривычным для белорусов видом спорта — суточным бегом. В Аризоне 19 декабря она попробует побить национальный рекорд Беларуси (сейчас он составляет 198 км) и пробежать около 140 миль (чуть больше 225 км) за сутки.