Онлайн конференция

№38 от 19 сентября 2013 года

Где готовят рабочую элиту?
Где готовят рабочую элиту?
За последнее десятилетие в Беларуси сложились две устойчивые тенденции: повышение престижа и доступности высшего образования — с одной стороны и снижение интереса молодежи к профессиональному образованию — с другой. Если в 1990 году из 80 тыс. выпускников в высшие учебные заведения поступили 37 тыс. человек, то в прошлом году на 60 тыс. выпускников в вузы было принято около 90 тыс. человек.
Обратная сторона этого процесса — недобор учащихся в ПТУ и ссузы. В итоге страна получает переизбыток специалистов с высшим образованием и дефицит квалифицированных рабочих кадров.
О причинах диспропорции между реальными потребностями экономики и предложением системы образования, о повышении престижа профессионального образования, об изменениях в системе профтехобразования и итогах вступительной кампании рассказал во время онлайн-конференции в БЕЛТА ректор Республиканского института профессионального образования доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования Аркадий Шкляр.
Корр. БЕЛТА: — Аркадий Хононович, когда и почему возникла диспропорция спроса и предложения на рынке труда Беларуси?
— В советские времена система профессионально-технического образования обеспечивала потребность экономики примерно на 17%. Сегодня в республике она обеспечивает подготовку кадров примерно на 22—23%. Это острая проблема. Она возникла из-за демографической ситуации, сложившейся в стране, — резкого сокращения количества молодежи, оканчивающей 9—11 классы.
Но я бы не уповал только на объективные причины. Дело в том, что наши предприятия и организации не могут точно сформулировать свою потребность в кадрах, относятся к этому, как к чему-то второстепенному. Между тем Беларусь была первой страной на пространстве бывшего СССР, которая в 2011 году приняла положение о порядке прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих и служащих. И только сейчас предприятия начинают более серьезно относиться к формированию заказа.
С другой стороны, чтобы развить экономический потенциал наших предприятий, 60—70% имеющихся кадров нужно переобучить либо повысить квалификацию. Мы способны совместно с работодателями взять на себя какую-то долю переподготовки взрослых, в том числе безработных.
Березовина Анна, Минск: — Какие новые специальности появились в этом году?
— Что касается колледжей, то с 1 сентября они начали обучение по 4 новым специальностям и 1 новой специализации: «тестирование программного обеспечения», «охотничье хозяйство», «мехатроника», «радиосистемы охраны и теленаблюдения».  Также по заявке концерна «Беллесбумпром» и Ассоциации деревообрабатывающих и мебельных предприятий открыта специальность «оборудование и технологии мебельного производства» (квалификация «мастер мебельного производства. Мастер производственного обучения»).
В профессионально-технических учреждениях за два прошедших года введено 8 новых профессий: укладчик напольных покрытий, слесарь-сборщик бытовой техники, машинист бумагоделательной машины, накатчик, сушильщик бумагоделательной машины, слесарь по обслуживанию и ремонту наружных газопроводов, оператор автоматизированного настилочного комплекса.
Наиболее востребованными специальностями у девятиклассников стали: программист, юрист, помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи, зубной техник, техник-строитель, художник-модельер (парикмахер), дизайнер, техник-механик по эксплуатации автомобилей, техник-электрик, техник-энергетик. Большой интерес у абитуриентов вызывает сфера связи и коммуникаций, автоматизации производственных процессов, деревообработки, туризма и гостеприимства, социокультурная деятельность (иностранные языки, делопроизводство). Отрадно, что востребованность экономических специальностей (экономист, бухгалтер) начала снижаться, что соответствует отсутствию спроса на этих специалистов на рынке труда.
Средний балл документов об образовании в колледжах в этом году был на уровне 7 баллов. Средний результат представленных сертификатов ЦТ — 100—130 баллов.
 Андрей Герасимчик, Минск: — Просчитывалось ли, какие специалисты будут востребованы в экономике через 5,10,15 лет?
— Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
В соответствии с государственной программой инновационного развития на 2011—2015 годы в стране получат развитие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов. Это, в частности, индустрия информационных технологий, авиакосмическая, фармацевтическая, микробиологическая промышленность и биотехнологии, приборостроение и электронная промышленность, наноиндустрия и ядерная энергетика.
 Ольга Корзун, Смолевичи: — По вашему мнению, насколько оправданно платное обучение на средней ступени образования?
— Считаю, что государство должно оплачивать обучение такого числа людей, сколько ему нужно специалистов. Именно так происходит во всем мире. Если человек считает нужным получить то или иное образование, но не смог поступить на бюджетную форму обучения, почему он не может учиться на платном отделении? В этой связи хотелось бы отметить, что сегодня стоимость платного обучения не соответствует тем средствам, которые государство направляет на финансирование обучения бюджетников.
Михаил, первокурсник: — Что такое ресурсные центры и чем они могут быть полезны учащимся?
— Сегодня на рынке труда появилась потребность в рабочих и специалистах, уже адаптированных к условиям современного производства, повысились требования работодателей к уровню профессиональной квалификации выпускников учреждений профессионально-технического образования, преимущество при приеме на работу отдается рабочим кадрам с повышенным квалификационным разрядом. Это значит, что уровень профессионального образования, которое получают наши выпускники, должен соответствовать или опережать уровень развития производства. Эти задачи решает именно ресурсный центр.
Сегодня таких центров 23, и расположены они по всей стране. Они могут быть как обособленными, так и находиться в структуре учреждения образования. В них учащиеся приобретают навыки работы на современном оборудовании, применяемом на высокотехнологичных, наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производствах. Это обеспечивает им гарантированное трудоустройство, самодостаточность благодаря востребованности на рынке труда, более высокую заработную плату.
 Сергей Головчик, Брест: — В настоящее время в Беларуси реализуется программа «Замки Беларуси» по реставрации старинных дворцов и замков. В то же время в республике нет такой специализации в учебных заведениях, как «строитель-реставратор». Планируется ли введение такой специальности в ближайшее время?
— Если есть потребность в строительных реставраторах, то мы должны совместно с работодателями изучить квалификационные требования и сделать типовой учебный план. Более того, Республиканский институт профессионального образования готов инициировать включение данной специальности в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Однако следует понимать, что формирование плана по подготовке специалистов идет с учетом предложений областей. С одной стороны, это оправданно. С другой стороны, есть уникальные профессии, которые мы теряем, так как одна область не может их финансировать и готовить специалистов для всей республики.
Корр. БЕЛТА: — В Беларуси идет мониторинг Кодекса об образовании. На ваш взгляд, какие изменения в части профессионально-технического и среднего специального образования необходимы? Как будет развиваться система профессионального образования?
— По мониторингу Кодекса об образовании, в соответствии с указом Президента, проведена колоссальная работа, изучено много замечаний, поступивших от граждан, в том числе по профессионально-техническому образованию. Я бы не сказал, что грядущие изменения будут носить некий кардинальный или стратегический характер, но их достаточно много, потому что в ходе мониторинга было обнаружено много различных нюансов, которые людей не устраивают. Одно из главных изменений состоит в том что будет законодательно закреплен единый тип учреждений образования ПТО—ССО.
Ольга Крученкова, Витебск: — Сохранилась ли сокращенная форма обучения в вузах для выпускников колледжей?
— Мы первые на просторах бывшего Советского Союза еще в 1989 году создали непрерывную систему образования ПТУ — ссуз — вуз. К сожалению, некоторые моменты уже упущены. В настоящее время есть вузы, которые сохранили сокращенную форму обучения, кто-то отказался от нее. Но я убежден, что к системе непрерывного образования необходимо возвращаться, и возвращаться очень быстро. Человек, получивший среднее специальное образование, должен иметь возможность за два-три года получить хорошее техническое образование. Но это не должно быть прихотью высшей школы. Мы над этим работаем.
Инна, Кричев: — Изменились ли, по-вашему, характер и условия труда современного рабочего по сравнению с тем, какими они были, скажем, 15—20 лет назад? Оправданно ли до сих пор бытующее в обществе мнение, что труд рабочего непрестижен?
— Человек рабочей профессии сегодня изменился кардинально. Он должен иметь очень серьезные фундаментальные знания и уметь работать на определенном оборудовании. Что касается мнения о непрестижности профессионально-технической школы, то есть в этой сфере вопросы, на которые мы должны ответить. Необходимо создать перечень профессий, которые относятся только к профессионально-технической школе, и изменить ситуацию, когда, например, каменщика нужно готовить три года.
 Многое еще нужно сделать в плане профориентирования. Но есть и другие факторы, которые отражаются на желании поступать в те либо иные учебные заведения. Так, мы не могли четыре года набрать учащихся в один из минских ссузов на сантехнические специальности. Но как только мы поставили туда современнейшее оборудование, сразу получили конкурс 1,5 человека на место. Человек сегодня информирован, и если он видит, что получит квалификацию, знания, нужные для жизни, для достойного заработка, то так называемые непрестижные профессии сразу станут престижными.
Полный текст читайте на сайте http://www.belta.by


Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Как повлияли на медиасреду Беларуси поправки в закон «О средствах массовой информации», которые действуют с 1 января 2015 года? Насколько эффективны меры по ограничению доступа к сайтам, нарушающим законодательство? Какие планируются законодательные нововведения по защите детей от вредной информации? На эти и другие вопросы во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА ответила министр информации Лилия Ананич.

На этот и другие вопросы во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА ответили заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Людмила Жилевич и начальник отдела первичной медико-санитарной помощи комитета по здравоохранению Мингорисполкома Людмила Луговец.

Онлайн-конференция на тему «Изменения на рынке банковских вкладов» с участием начальника главного управления регулирования банковских операций Национального банка Беларуси, члена правления Нацбанка Илоны Ледницкой, заместителя начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Ирины Криворощенко, председателя правления ЗАО «МТБанк» Андрея Жишкевича, заместителя председателя правления «Приорбанк» ОАО Сергея Шишова.

В начале июля Президентский спортивный клуб отметит десятилетие со дня основания. Это республиканское государственно-общественное объединение было создано по инициативе спортивной общественности страны для поддержки физкультурно-оздоровительного движения.