Репортаж "7 дней"

№38 от 19 сентября 2013 года

А кто-то ночует в кино...
А кто-то ночует в кино...

Нужно накрутить волосы, тепло одеться, взять поесть. Ведь съемки будут длиться до 5 утра… Это — вся информация, которую я знала перед тем, как поехать сниматься в роли статиста белорусского детского фильма «Полесские робинзоны, или Чудо-остров».
Приехав в Лошицкий парк в назначенные 5 часов вечера (нетрудно посчитать, сколько часов работы в кино нам предстояло!), мы с подругой увидели человек 40, большинство из которых были пенсионного возраста. Девушек с накрученными волосами не было. Странно… Нас записали, забрали паспорта, а дальше — ожидание съемочной группы. Без документов и после 2-х часов бездействия на холоде стало некомфортно, и мы на этом решили закончить свою тяжелую «актерскую» жизнь. Поняли, что легко одеты и не настолько любим искусство, чтобы пренебрегать собственным здоровьем. Однако пока стояли на месте будущих съемок, узнали много интересного. Так, познакомились с одним актером-любителем, который развлекал нас своими байками. Очень запомнился его рассказ об участии в съемках в фильме о войне «Бабий яр», к слову, запрещенном во времена Советского Союза. Вот кому не позавидуешь — там девушкам не волосы нужно было накрутить, а полностью раздеться, спуститься в огромную яму и к тому же еще обмазаться глиной. Жутко, по-другому и не скажешь! Старики, женщины, мужчины — все желающие заработать приличные, как им пообещали, деньги, лезли голыми куда положено. Вот только заплатили потом копейки…
С «Беларусьфильмом» все по-честному, без обмана. За 12 часов работы в некоммерческом кино в числе массовки — 85 тыс. бел. рублей, которые вручаются людям только через месяц. «Ради чего такие жертвы?» — недоумевала я.
Ответы на этот вопрос я получила на следующий день съемок. Теперь я уже была в качестве наблюдателя — ходила и приставала с вопросами к людям, которые участвовали в съемках. В глубине парка, прямо в амфитеатре, можно было увидеть наряженных в костюмы людей разного возраста: от подросткового до пенсионного. Как мне потом сказали актеры массовых сцен, среди них были и переодетые в рыцарей-крестоносцев, бродячих музыкантов, звездочетов, военных, гусаров, женщины в старинных платьях. Всего — около 100 человек. Теперь уже меня разбирало любопытство — почему все эти люди приходят мерзнуть на съемочную площадку? Что представляет собой этот фильм? Как проходят съемки?
 Смотрю — женщинана преклонного возраста, спускается с амфитеатра: в колоритном платье и с собранными в красивую прическу светлыми волосами.
— Для чего вы пришли сюда? — задаю ей вопрос.
На что розовощекая старушка отвечает:
— Денег мало платят, поэтому о большом заработке здесь вообще речи нет. Мне грустно сидеть дома, лучше чем-то заниматься. Я сейчас пенсионерка, так что просто отдыхаю таким образом для себя.
И действительно, чувствовалось, что ей по вкусу платье и совсем нет усталости или разочарования в глазах. Через какое-то время довелось поговорить с ассистентом кинорежиссера Юрием Лыншой:
— В чем заключается работа помощника режиссера?
— Это подбор актеров, составление красивой картинки. Помощник режиссера занимается и реквизитом, актерами второго плана. Это настоящее искусство! Я в кино не работаю, я здесь живу. Оно приносит мне моральное и физическое удовольствие, независимо от того, что я могу по 10—15 суток не спать. Мне это не помеха. Рекорд — 52 дня без полноценного сна.
— А с чего началось ваше кино?
— Первым моим фильмом был «В августе 44-го». Однако точной своей фильмографии не веду. Работал на белорусском проекте «Следы апостолов». Его полнометражная премьера состоялась 5 сентября в Доме кино. Пишется сейчас продолжение. Сам снял четыре документальных короткометражки как режиссер-постановщик. Сейчас на подходе еще одна картина. Это будет первый музыкальный молодежный фильм, рабочее название которого «Девушка из провинции». Сценарий белорусский. Будет сниматься у нас и в Великобритании. Этот фильм мы создаем совместно с ВВС.
— Здорово! А что можете рассказать о фильме, который сейчас снимается?
— Рабочее название двухсерийного фильма — «Полесские робинзоны, или Чудо-остров». Начинались съемки в деревне Студенка Борисовского района, потом в Березинском биосферном заповеднике, оздоровительном комплексе «Белино» Борисовского района, в Несвиже, Мирском замке и три ночи подряд в Минске, с 3 по 5 сентября, в Лошицком парке. Это довольно интересный фильм, где пересекаются линии ретро, то есть 30-е годы с современностью. Все это объединяется в своего рода сказку. Есть также в этом фильме элементы детектива, аферы. В целом — это ремейк на произведение Янки Мавра «Полесские робинзоны». На эту картину мы привозили из Москвы медведя Степу. С этим медведем мы уже работали раньше. Вообще много живности тут снимается. Но Степа — наш старый добрый друг.
— Что можете сказать о белорусском кино в общем?
— Оно оживает, появляются новые молодые режиссеры. Национальная киностудия находится на полной реконструкции. Ждем, когда она подойдет к концу. Будет новое оборудование. Хотя еще многие фильмы снимаем на пленку. В Беларуси рождается достаточное количество фильмов, которые не стыдно показать на различных фестивалях и конкурсах.
— Будет ли фильм «Полесские робинзоны, или Чудо-остров» переводиться с русского на английский язык и показываться за границей?
— Пусть это пока будет интригой... Побегу уже на обед!
Обед в 23 часа — такая вот «кинодиета»! Еще на киноплощадке можно было увидеть машины скорой помощи и МЧС, это значит — здесь что-то будут поджигать.
Мужчина в военной форме, который после знакомства стал Евгением Петранем, рассказал свою историю перехода от мирного сна дома к ночным съемкам в кино:
— Мы с моей внучкой договорились, что вдвоем пойдем на «Беларусьфильм». Сами живем в Пружанах Брестской области. И специально приехали сюда, на киностудию, где нам предложили сниматься в этом фильме. Меня привела сюда ностальгия по молодости. Я вспоминаю, когда в юности снимался в фильме «Баллада о шахтерском городе» в Луганске (Украина) еще в советские годы. Мне нравится быть на этих съемках, здесь я еще раз переживаю приятные моменты молодости, связанные с кино. И даже тот факт, что я немного потерял голос из-за простуды (вторую ночь снимаемся), не мешает мне получать положительные эмоции.
Еще один участник массовых съемок Сергей Красяков на мой вопрос, ради чего он здесь мерзнет, ответил так:
— Я пришел сюда во имя искусства, а, в частности, кино. Люблю только наш и российский кинематограф. Не очень уважаю иностранный, потому что часто пропагандируют насилие, а нужно вкладывать в людей любовь и доброту. А зарубежное кино ломает мировоззрение человека.
И я Сергею верю, тем более, что сам он — художник, который точно знает все нюансы и тонкости творческого процесса.
Остальные статисты, с которыми я общалась, решили остаться «одними из». Оказалось, что многие на ночные съемки приходят ради общения, душевного удовлетворения и из-за любви к кино. К примеру, один парень, который снимался уже в нескольких сериалах, планирует собрать все кадры со своим участием. «Я пришел сюда, чтобы потешить самолюбие», — смеялся он. Вот только участие в массовке еще не значит, что ты попадешь в кадр, и уж тем более, что кадр попадет в окончательную версию фильма. 
На мои вопросы с удовольствием ответила и директор съемочной группы Ирина Филиппова:
— История, которая происходит в этой картине, — это история современных детей, попавших в приключения во время поиска острова. Да, есть все время параллель с произведением Янки Мавра. Герой часто приводит примеры из книги, что называется ретро в картине. Девочка, которая попадает в Зазеркалье, — созвучная с этим фильмом картина. Так что, можно сказать, у нас снова снимают сказки.
Кстати, стоит отметить, режиссер-постановщик фильма — Сергей Сычев, оператор-постановщик — Сергей Мелешкин. Создавать эту сказку помогали юные актеры — школьники города Минска: Егор Розсудовский, Михаил Каренецкий, Егор Шик, Александр Талако. Есть и гомельчанка Анастасия Кравченя. В фильме снимались и народный артист СССР Геннадий Овсянников, народный артист Беларуси Александр Ткаченок и др. Сценаристы — Федор и Егор Коневы.
— Когда зритель сможет увидеть фильм?
— Картину мы заканчиваем в конце года. В остальном — прерогатива руководства киностудии «Беларусьфильма» совместно с Министерством культуры.
Но давайте вернемся к нашим мерзнущим обожателям искусства. За те полтора часа, которые я провела в гуще съемочных событий, поняла, почему эти люди здесь. Да, у них нет розовых надежд по поводу того, что их заметят и позовут когда-нибудь, хотя бы в эпизод. Да, они знают, сколько и когда им заплатят, сколько часов будут проходить съемки. И они не такие несчастные, как мне показалось в первый вечер, а очень счастливые, потому что их души открыты для общения и созерцания творчества круглые сутки. Их счастье еще и в том, что им настолько нравится, чем они занимаются, что никакой холод, никакие «мебельные» роли и ожидания начала съемок не испортят их позитивного и кинотворческого настроения!

Виктория ГОМЗА, студентка Института журналистики БГУ



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

В 2018 году в трех белорусских и двух российских лечебно-оздоровительных учреждениях в рамках ежегодного мероприятия Союзного государства по организации лечения и оздоровления детей из регионов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, отдохнут почти две тысячи мальчишек и девчонок из Республики Беларусь, из Брянской, Калужской, Тульской областей и Республики Алтай Российской Федерации.

«Три танкиста, три веселых друга – экипаж машины боевой», – эти знаменитые строки советской песни стали одними из самых популярных в минувшее воскресенье.

Всего за летний период в «Зубренке» отдыхает около 1600 детей, в смену – 400 человек. В основном это дети работников Минского автомобильного завода.

Телефон спасателей 101 или 112! Кстати, во время опроса некоторые путались в номерах или называли лишь один из них.